Слайд 2Тема: «Сочинение – как средство развития речи младшего школьника».
Цель: обобщить опыт
работы по развитию речи младшего школьника в процессе работы над сочинением
Задачи:
Проанализировать методическую литературу по обучению написанию сочинений младших школьников.
Представить опыт работы по обучению написанию сочинений разных видов.
Диагностировать эффективность обучения написанию сочинений.
Слайд 3Требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования:
Метапредметные результаты – ученик
должен
активно использовать
речевые средства
осознанно строить речевое
высказывание в соответствии
с задачами коммуникации и
составлять
тексты в устной и письменной
формах
Слайд 4Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1) развитие речи,
мышления, воображения школьников,
способности выбирать средства языка в соответствии с условиями
общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи,
развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка,
лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение
элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах,
участвовать в диалоге, составлять несложные монологические
высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к
языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому
слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства
ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Слайд 5Противоречие
Низкий уровень развития речи учащихся
Число детей с нарушениями речи
за последние 20 лет увеличилось в 6 раз
необходимость успешного овладения речевыми навыками (в соответствии с ФГОС)
Слайд 6- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно
построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи и т. д.
Проблемы в речевом развитии младших школьников
Слайд 7 Именно в сочинении школьник максимально приближается к
естественным условиям порождения речевых высказываний – к таким условиям, которые складываются в жизни.
Т.Г. Рамзаева, Львов М.Р.
Обучение сочинению – очень важный аспект работы по развитию связной речи. Известно, что даже учащиеся старших классов испытывают серьёзные затруднения при написании сочинений: они не знают «как начать», «чем закончить», не могут построить текст. Поэтому приёмам написания связного текста начали обучать в начальных классах.
Н.И. Политова
Сочинение – важнейший аспект работы по развитию речи…
Т.А. Ладыженская
Л.В. Занков
М.Р. Львов
Н.И. Политова
Т. Г. Рамзаева
Л.Я.Желтовская
С.К. Тивикова
Слайд 8Классификация сочинений
1) по источнику материала:
по
материалам походов, экскурсий, наблюдений, личного опыта;
по картине, фильму, спектаклю, по книге;
материал разных источников (книга + наблюдение);
на основе творческого воображения.
2) по способу подготовки (по степени самостоятельности):
коллективное; индивидуальное.
3) по языку (стилю):
эмоционально-образный (художественный);
деловой (близкий научному).
4) по жанру (тип, вид):
повествование; описание; рассуждение;
смешанный тип; миниатюры; отзыв; заметка (статья в газету); письма, поздравления.
Слайд 9Этапы работы над сочинением.
1.Накопление материала.
Наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин,
просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы.
2.Отбор и систематизация материала.
Беседа, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.д.
3.Словесное, речевое оформление сочинения.
Составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.
Слайд 10Особое место в методике занимает системный подход Т. Г. Рамзаевой, в
основе которого лежит комплекс речевых умений.
В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи:
– умение понять и раскрыть тему,
– подчинить свое сочинение определенной мысли;
– собирать материал, его систематизировать, располагать;
– составлять план и писать по плану;
– использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями;
– совершенствовать написанное.
Слайд 11
Продолжение рассказа
Работа над сочинением в 1 классе
Подготовка к написанию сочинений
Подготовительные упражнения.
Примерный
порядок работы над сочинением :
1. устное высказывание по теме сочинения.
2. чтение плана записанного учителем на доске до урока, или коллективная работа над планом;
3. составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение;
4. запись на доске слов , необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок;
5. связный рассказ по плану;
6. Записывание сочинения самостоятельно или под руководством учителя;
7. Проверка написанного.
Слайд 12Работа над сочинением во 2 классе
Небольшие сюжетные рассказы
с элементами
описания
Сочинения по наблюдениям (сочинения – описания).
План работы над сочинением во втором классе:
1. Подготовительная беседа. Вместо беседы иногда допускается свободное устное рассказывание по теме с последующим обсуждением.
2. Коллективное составление плана.
3.Коллективное составление рассказа. Рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют. Постепенно количество повторений сокращается до одного.
4.Запись учащимися составленного рассказа.
Сочинения – миниатюры.
Сочинения на заданную тему
Слайд 14Работа над сочинением в 3-4 классе
Сочинения с элементами рассуждения.
Написанию таких
сочинений предшествует большая подготовительная работа.
1. Подготовительная беседа.
2. Коллективное составление плана ( учитель задаёт вопросы помогающие учащимся определить сюжет рассказа). План записывается на доске (по мере составления).
3.В заключении проведённой работы учитель спрашивает «О чём бы вы хотели написать в конце сочинения?» Ответы детей самые разные, но учитель направляет мысли детей в нужное русло (в зависимости от темы).
Слайд 15Сочинения в форме письма.
Работа над сочинением в 3-4 классе
памятки
Слайд 16Сочинения по картинам.
Работа над сочинением в 3-4 классе
План работы над сочинением:
Конспект урока Презентация
Введение учащихся в определённую речевую ситуацию, определение темы и задач урока.
Подготовка учащихся к восприятию картины.
Молчаливое (первичное) рассматривание картины.
Беседа по картине. Коллективный её анализ.
Выявление основных микротем.
Коллективное или самостоятельное составление плана сочинения.
Коллективное составление рассказа или устного описания.
Определение типа текста и стиля, языковых средств будущего сочинения.
Орфографическая подготовка.
Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением.
Слайд 17Сочинения- отзывы о прочитанном.
Работа над сочинением в 3-4 классе
План работы над
сочинением:
1. Подробная беседа о книге (кратко излагается сюжет, описываются главные действующие лица, анализируется идейное содержание произведения).
2. Выставка: портрет автора, иллюстрации художников к изучаемому произведению, рисунки самих учащихся.
3. Знакомство с образцами отзывов о прочитанных книгах, анализ.
4. Составление коллективного отзыва, его обсуждение и запись в тетрадь. (с дополнениями и изменениями)
Сочинения – отзывы – одна из самых перспективных работ по развитию речи в начальной школе. Постепенно усложняясь, в основном звене школы они перерастут в сочинения на литературные темы.
Слайд 19Сочинения по заданной части текста.
Работа над сочинением в 3-4 классе
1) по
заданному началу текста;
2)по его середине, когда требуется сочинить начало и конец;
3)по концу текста.
При подготовке данного вида сочинения учитель должен учитывать следующие требования:
1. отрывок должен быть кратким;
2. начало должно содержать завязку;
3. середина должна быть кульминацией;
4. конец – развязка;
5. можно объединить два вида, например: сочинение по заданному началу и концу; началу и середине; середине и концу;
6. любая часть должна направлять мысли ребёнка в определённое русло.
Слайд 20Критерии оценки сочинения
1. Раскрытие темы сочинения (соответствует ли содержание теме, достаточно
ли полно она раскрыта?).
2. План, композиция, последовательность. Ясно ли выражена главная мысль, есть ли выводы.
3. Жанр, стиль.
4. Лексика (правильность её употребления, её разнообразие, наличие или отсутствие слов, обладающих оттенками значений,- использование синонимов, антонимов, фразеологизмов).
5. Размер сочинения (количество слов, предложений; лаконизм или многословие).
6. Синтаксис (размеры предложений, разнообразие или однообразие синтаксических конструкций, наличие сложных конструкций, глубина фразы).
7. Орфографическая и пунктуационная грамотность, характер ошибок (грубые и негрубые).
8. Каллиграфия, внешнее оформление (соблюдение полей, красная строка, расположение заглавия).
Слайд 25Литература
2. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М.,
1985
Методика развития речи / Под ред. Ладыженской Т. А. – М., 1991.
3. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь. – М.: Педагогика, 1990.
4. Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1999.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение» 2010
6. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах
2-е изд., перераб.— М.: Просвещение, 1987.— 415 с.
7. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. Пособие для учителя М Просвещение 1984г.
8. В.И. Воробьёва, С.К. Тивикова. Сочинения по картинам в начальных классах.
9. Желтлвская. Русский язык.Учебник. 2011.