Презентация, доклад на тему Системные невротические и неврозоподобные синдромы (заикание, тики, энурез, энкопрез, расстройства сна и аппетита)

Содержание

План: 1.Патологические привычные действия у детей. 2.Нарушения поведения у детей раннего возраста.3. Неврозоподобные синдромы

Слайд 1Выполнила: Кузина М.Н
Системные невротические и неврозоподобные синдромы
(заикание, тики, энурез, энкопрез,

расстройства сна и аппетита)
Выполнила: Кузина М.НСистемные невротические и неврозоподобные синдромы (заикание, тики, энурез, энкопрез, расстройства сна и аппетита)

Слайд 2План:
1.Патологические привычные действия у детей.
2.Нарушения поведения у детей

раннего возраста.
3. Неврозоподобные синдромы
План: 1.Патологические привычные действия у детей. 2.Нарушения поведения у детей  раннего возраста.3. Неврозоподобные синдромы

Слайд 3К патологическим привычным действиям относят группу специфических для детей и подростков

нарушений поведения, в основе которых лежит болезненная фиксация тех или иных произвольных действий.

Наиболее распространенными патологическими привычными действиями являются:

сосание пальца, кусание ногтей (онихофагия), онанизм (мастурбация),
болезненное стремление выдергивать или выщипывать ногти (трихотилломания),
ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация).

К патологическим привычным действиям относят группу специфических для детей и подростков нарушений поведения, в основе которых лежит

Слайд 4Наиболее распространенными патологическими привычными действиями являются:

сосание пальца, кусание ногтей

(онихофагия), онанизм (мастурбация),
болезненное стремление выдергивать или выщипывать ногти (трихотилломания),
ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация).
Наиболее распространенными патологическими привычными действиями являются: сосание пальца, кусание ногтей (онихофагия), онанизм (мастурбация), болезненное стремление выдергивать или

Слайд 5Сосание пальца или языка
Встречается в основном у детей раннего и дошкольного

возраста, но может наблюдаться и в младшем школьном возрасте.

Наиболее часто встречается сосание большого пальца руки, что может привести к деформации прикуса.
Сосание пальца или языкаВстречается в основном у детей раннего и дошкольного возраста, но может наблюдаться и в

Слайд 6Кусание ногтей (онихофагия)
Наиболее часто встречается в препубертатном возрасте.

Нередко при этом

обкусываются не только выступающие части ногтей, но и частично прилегающие участки кожи, что ведет к местным воспалительным процессам.

В большинстве случаев сочетается с другими невротическими расстройствами.

Может иметь свой вариант в виде привычки грызть карандаши, ручки, др.предметы, кусать язык, слизистую щек, скрипеть зубами.

Нефагический вариант феномена представлен привычкой ломать, подергивать и ковырять ногти, крутить и перебирать пальцы рук.
Кусание ногтей (онихофагия)Наиболее часто встречается в препубертатном возрасте. Нередко при этом обкусываются не только выступающие части ногтей,

Слайд 7Мастурбация
В раннем и допубертатном возрасте типичное проявление – манипулирование половыми органами.

Нередкое

проявление -усиленное сжимание бедер, ерзание на стуле или лежа на животе, трение пахом о предметы , ноги взрослых.

Реже отмечается чрезмерное пристрастие детей к обнажению, телесному контакту.
МастурбацияВ раннем и допубертатном возрасте типичное проявление – манипулирование половыми органами.Нередкое проявление -усиленное сжимание бедер, ерзание на

Слайд 8Трихотилломания
Стремление выдергивать волосы на волосистой части головы и бровях, сопровождаемое чувством

удовольствия.
Наблюдается в основном у девочек школьного возраста. Выдергивание волос иногда приводит к местному облысению.
У некоторых детей отмечается снижение болевой чувствительности к данному действию. Рудиментарные формы трихотилломании в виде особого интереса к волосам, игр с волосами, накручивания их на пальцы могут наблюдаться в раннем возрасте. Как правило, при данном нарушении отмечается сниженный фон настроения, тревожность.
ТрихотилломанияСтремление выдергивать волосы на волосистой части головы и бровях, сопровождаемое чувством удовольствия.Наблюдается в основном у девочек школьного

Слайд 9Яктация
Яктация – произвольное ритмичное стереотипное раскачивание туловищем или головой, наблюдаемое преимущественно

перед засыпанием или после пробуждения у детей раннего возраста.

Как правило, раскачивание сопровождается чувством удовольствия, а попытки окружающих помешать ему вызывают недовольство и плач.

Раскачивание телом или головой (яктация) могут быть :

в форме раскачиваний в переднезадней или боковой плоскостях

в форме биений головой о горизонтальную или вертикальную поверхности

в виде кручений головой и др.стереотипий, ритм которых м.б. синхронным с ЧСС, соответствовать энцефалографическому ритму засыпания или меняться параллельно степени эмоционального возбуждения ребенка («гневливая яктация»)
ЯктацияЯктация – произвольное ритмичное стереотипное раскачивание туловищем или головой, наблюдаемое преимущественно перед засыпанием или после пробуждения у

Слайд 10– синдромы, характеризующиеся устойчивой неспособностью планировать и контролировать поведение, выстраивать его

в соответствии с общественными нормами и правилами.

Проявляется необщительностью, агрессивностью, непослушанием, недисциплинированностью, драчливостью, жестокостью, тяжелой порчей имущества, воровством, лживостью, побегами из дома.

Расстройства поведения у детей

– синдромы, характеризующиеся устойчивой неспособностью планировать и контролировать поведение, выстраивать его в соответствии с общественными нормами и

Слайд 11Постановка диагноза осуществляется клиническим методом, данные дополняются результатами психодиагностики.

Лечение состоит

из сеансов поведенческой, групповой, семейной психотерапии, приема медикаментов.

Расстройства поведения у детей

Постановка диагноза осуществляется клиническим методом, данные дополняются результатами психодиагностики. Лечение состоит из сеансов поведенческой, групповой, семейной психотерапии,

Слайд 12Патогенез
Физиологическими предпосылками формирования расстройств поведения у детей являются изменения активности

нейротрансмиттеров, переизбыток тестостерона, метаболические изменения.
В результате нарушается целенаправленность нервной передачи, развивается дисбаланс процессов торможения и возбуждения.
Ребенок долго возбужден после фрустрации либо неспособен активизировать волевые функции (направленное внимание, запоминание, мышление). При правильном воспитании, доброжелательном окружении физиологические особенности нивелируются.
Частые конфликты, отсутствие близких доверительных отношений, стрессы становятся пусковыми механизмами для реализации биологических особенностей и развития РП.
Патогенез Физиологическими предпосылками формирования расстройств поведения у детей являются изменения активности нейротрансмиттеров, переизбыток тестостерона, метаболические изменения. В

Слайд 13Причины расстройства поведения у детей

Причины расстройства поведения у детей

Слайд 14Нарушение поведения у детей раннего возраста
К нарушениям поведения у детей относят

ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными или вызывающими поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

Типичными признаками патологии могут быть чрезмерная драчливость, хулиганство, жестокость к другим людям или животным, преднамеренная порча имущества, поджоги, воровство, обман, прогулы занятий и уходы из дома, частые и тяжелые вспышки гнева, вызывающие провокационные поступки, систематическое непослушание.

Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для постановки диагноза, чего нельзя сказать об изолированных актах.
Нарушение поведения у детей раннего возрастаК нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются

Слайд 15Виды нарушений поведения у детей
Гиперактивное поведение (синдром дефицита внимания)

Такие ребятишки

испытывают повышенную потребность в постоянном движении. Блокировка активности жесткими правилами поведения приводит к нарастанию мышечного напряжения и резкому ухудшению внимания, вследствие чего возникает сильное утомление и падает работоспособность. За этими реакциями всегда следует эмоциональная разрядка, проявляющаяся неконтролируемым двигательным беспокойством и выраженной расторможенностью.
Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.
Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.
Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.
Виды нарушений поведения у детей Гиперактивное поведение (синдром дефицита внимания)Такие ребятишки испытывают повышенную потребность в постоянном движении.

Слайд 16 Агрессивное поведение
Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие

нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.
Инфантильное поведение
В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Виды нарушений поведения у детей

Агрессивное поведениеПод агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме.

Слайд 17Коррекция нарушений поведения у детей
Арттерапия.

Искусство, способствуя гармоничному формированию всех компонентов

личности, развивает эмоции и чувства ребенка, помогает переосмыслить ценности и изменить поведение.

Интерес окружающих к результатам деятельности малыша повышает его самооценку и степень самопринятия.
Коррекция нарушений поведения у детейАрттерапия. Искусство, способствуя гармоничному формированию всех компонентов личности, развивает эмоции и чувства ребенка,

Слайд 18Музыкотерапия.

Музыка помогает уравновесить деятельность нервной системы, растормошить заторможенных и умерить

чересчур возбужденных детей.
Для психокоррекционной работы предпочтительно использовать запись звуков природы;

Коррекция нарушений поведения у детей

Музыкотерапия. Музыка помогает уравновесить деятельность нервной системы, растормошить заторможенных и умерить чересчур возбужденных детей. Для психокоррекционной работы

Слайд 19Библиотерапия.

Специально подобранные литературные произведения (рассказы, басни, былины, сказки) воспринимаются детьми

не как вымысел, а как отдельная существующая реальность.

В процессе чтения или прослушивания книг ребенок неосознанно учится понимать и распознавать мотивы, поступки и чувства героев, а также получает представление о возможных вариантах поведения в тех или иных ситуациях.

Коррекция нарушений поведения у детей

Библиотерапия. Специально подобранные литературные произведения (рассказы, басни, былины, сказки) воспринимаются детьми не как вымысел, а как отдельная

Слайд 20Игровая психотерапия

 (занятия по специальным методикам, в ходе которых специалист будет внимательно

наблюдать и оценивать поведенческие и психологические реакции ребенка на стресс, неудачи, азарт и т. д. );

Коррекция нарушений поведения у детей

Игровая психотерапия (занятия по специальным методикам, в ходе которых специалист будет внимательно наблюдать и оценивать поведенческие и психологические

Слайд 21Пет-терапия 


(лечение посредством общения и взаимодействия с домашними животными)
Коррекция нарушений поведения у

детей
Пет-терапия (лечение посредством общения и взаимодействия с домашними животными)Коррекция нарушений поведения у детей

Слайд 22Групповые занятия у психотерапевта 

(позволяют скорректировать неврозы, связанные с трудностями в общении,

в адаптации к новым условиям).

Коррекция нарушений поведения у детей

Групповые занятия у психотерапевта (позволяют скорректировать неврозы, связанные с трудностями в общении, в адаптации к новым условиям).Коррекция нарушений

Слайд 23Гипнотерапия

(метод коррекции психики и поведения путем создания новых установок во

время погружения в транс. Подходит только старшим детям и подросткам).

Коррекция нарушений поведения у детей

Гипнотерапия (метод коррекции психики и поведения путем создания новых установок во время погружения в транс. Подходит только

Слайд 24Неврозоподобные синдромы (заикание, тики, энурез, энкопрез, расстройства сна и аппетита)

Неврозоподобные синдромы  (заикание, тики, энурез, энкопрез, расстройства сна и аппетита)

Слайд 25Заикание
Данное психическое заболевание представляет собой нарушение речи, которое проявляется наличием судорог

мышц речевого, дыхательного и голосового аппарата.

Проявляется невротическое заикание прерыванием плавного течения речи мышечными судорогами, задержкой дыхания и повторением отдельных звуков, независимо от воли человека.

Данное психическое расстройство также характеризуется разнообразными нарушениями темпа и ритма речи, артикуляции и голоса, затруднением в нахождении подходящих слов, отсутствием четкой формулировки фраз, перестановкой выражений, поэтому его нередко называют «заиканием спотыканий»

Данный вид невроза чаще всего возникает у детей в возрасте от трех до пяти лет, в период формирования мышления, задавания множества вопросов познавательного мира. Следует также отметить, что девочки страдают данным заболеванием реже, чем мальчики.


ЗаиканиеДанное психическое заболевание представляет собой нарушение речи, которое проявляется наличием судорог мышц речевого, дыхательного и голосового аппарата.Проявляется

Слайд 26Этиология невротического заикания.
Главными причинами возникновения невротического заикание являются:

психические травмы шокового характера

(испуг, внезапное волнение, изменение места жительства, расставание с родителями, транспортная катастрофа, нападение животного, смерть близкого человека);
затяжные психотравматические ситуации (неправильное воспитание, конфликты в семье, болезнь близкого человека);
плохая наследственность (наличие невротического заикания у близких родственников);
внешние факторы (перегрузка информацией и двуязычие в семье, попытки родителей ускорить темп речевого развития и чрезмерная требовательность к речи ребенка, а также подражание ребенка речи заикающегося человека).

Этиология невротического заикания.Главными причинами возникновения невротического заикание являются:психические травмы шокового характера (испуг, внезапное волнение, изменение места жительства,

Слайд 27Клиническая картина невротического заикания.
Клиническая картина данного заболевания характеризуется наличием у больного

тонических судорог в дыхательно-вокальной мускулатуре, которые через какое-то время начинают сопровождаться тоникоклоническими судорогами артикуляционной мускулатуры, при этом наблюдается повышение тонуса вокальных мышц, нарушение речевого дыхания, а также дополнительные движения в мышцах лица, шеи и конечностей.
Со временем ребенок начинает замечать данный дефект, вследствие чего, отказывается говорить в присутствии посторонних, стесняясь данного психического расстройства. Далее возникает страх речи,  сопровождающийся выраженными вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией, нарушением ритма дыхания, повышенным артериальным давлением, который усиливает заикание при волнении или психическом напряжении.
Такое состояние ребенка может привести к дезадаптации, снижению уровня знаний, постоянным переживаниям и замкнутости.
Дети, страдающие невротическим заиканием, нередко прибегают к различным приемам, чтобы облегчить произношение трудных слов: включают вводные слова, заменяют трудные слова более легкими для произношения.
Немаловажным является факт того, что невротическое заикание носит переменный характер, с наличием периодических усилений заикания и сопутствующих невротических расстройств под воздействием негативных психических воздействий. Таким образом, в привычной для ребенка обстановке,  заикание становиться почти незаметным, усиливается лишь в резко выраженных условиях волнения и напряжения
Клиническая картина невротического заикания.Клиническая картина данного заболевания характеризуется наличием у больного тонических судорог в дыхательно-вокальной мускулатуре, которые

Слайд 28Лечение невротического заикания
Лечение данного заболевания довольно длительное, и,  в большинстве случаев,

успешное.  Наиболее результативной в борьбе с невротическим неврозом является комбинированная терапия: сочетание психотерапевтического и фармакологического лечения, цель которой – устранить чувство неполноценности, сформировать уверенность в себе, обучить ребенка самоконтролю и естественному поведению в стрессовых ситуациях.
При лечении данного расстройства у детей применяют методы поведенческой терапии, направленные на преодоление страха речи, а также эмоционального напряжения свободной и плавной речи.

Эффективными являются методы обучения ребенка релаксации, сказкотерапия и арттерапия.

Психотерапевты рекомендуют ограничение речевых нагрузок, а в некоторых случаях, и режим молчания, при невротическом заикании, которое было спровоцировано  шоковой травмой.
При длительной психотравмирующей ситуации, обусловленной неправильным воспитанием либо неблагоприятными семейными отношениями, необходимо ликвидировать негативные воздействия на ребенка.
Главная цель лечения данного вида невроза  – оберегать психику ребенка, исключая все замечания по поводу дефектов речи. Немаловажен и правильный речевой режим в семье -  спокойная, замедленная речь в присутствии ребенка, способствующая уменьшению страха и напряжения. 
При медикаментозном лечении назначают препараты для понижения спазмов артикуляционной мускулатуры, в редких случаях возможно применение психотропных средств, рекомендуют также электросон, иглорефлексотерапию и водные процедуры.
Помощь профессионального логопеда занимает также особое место в борьбе с невротическим заиканием.
Лечение данного вида невроза у детей очень важно, ведь данное заболевание может привести к невротическому развитию личности, поэтому родителям необходимо принимать различные профилактические меры, а в случае возникновения данного заболевания,  помочь ребенку своевременно преодолеть данное психическое расстройство!
Лечение невротического заиканияЛечение данного заболевания довольно длительное, и,  в большинстве случаев, успешное.  Наиболее результативной в борьбе с

Слайд 29Тики
Нервные тики развиваются примерно у 60% невротиков дошкольного возраста и

у 30% школьников. У подростков тики на фоне невроза появляются лишь в 10% случаев.


Причины развития непроизвольных сокращений мышц по ошибочной команде головного мозга тоже могут быть различными:

перенесенное заболевание (после тяжелого бронхита рефлекторное покашливание может сформироваться в тик, а после конъюнктивита в качестве тика может сохраниться привычка часто и дробно моргать);
психическое потрясение, сильный испуг, ситуация, которая нанесла огромную психологическую травму (речь не о длительном воздействии стресс-факторов, а о конкретной разовой ситуации, при которой нервная система и психика ребенка не успели «компенсировать» ущерб, поскольку воздействие стресса оказалось многократно сильнее);
желание подражать (если ребенок наблюдает тики у кого-то из родственников или других детей в коллективе детского сада или школы, он может начать просто их копировать и постепенно эти движения перейдут в разряд рефлекторных);
усугубление проявлений невроза (если негативный фактор, вызвавший невроз не только не исчезает, но и усиливает свое воздействие).
Тики Нервные тики развиваются примерно у 60% невротиков дошкольного возраста и у 30% школьников. У подростков тики

Слайд 30Нервные транзиторные тики, которые могут развиваться на фоне невроза любого типа

имеют свою классификацию.

Они бывают:

Мимическими – при непроизвольном повторяющемся сокращении мышц лица. Сюда относятся лицевые тики, глазные, тики губ и крыльев носа.
Вокальными – при самопроизвольном нервном сокращении голосовых мышц. Звуковой тик может проявляться как заиканием, так и навязчивым повторением определенного звука, покашливания. Голосовые тики очень распространены среди детей, особенно дошкольного возраста.
Моторными — при сокращении мышц конечностей. Это подергивания руками и ногами, взмахи и всплески руками, которые повторяются часто и не имеют логического объяснения.
Нервные транзиторные тики, которые могут развиваться на фоне невроза любого типа имеют свою классификацию.Они бывают:Мимическими – при непроизвольном

Слайд 31Все тики делятся на локальные (когда задействована одна мышца) и на

генерализированные (когда в процессе движения работает целая группа мышц или сразу несколько групп).

Также тики бывают простыми (при элементарном движении) и сложными (при более сложных движениях).
Обычно у детей в результате сильного стресса или других психогенных причин развиваются первичные тики.
О вторичных врачи говорят только в случае, если тики сопровождают патологии головного мозга (энцефалит, травмы).

Довольно редко, но все-таки бывают и тики наследственные, они называются синдромом Туретта.

Какие именно тики у ребенка, установить нетрудно, гораздо сложнее обнаружить истинную причину, в том числе и связь с неврозом. А без этого полноценное лечение не представляется возможным.

Все тики делятся на локальные (когда задействована одна мышца) и на генерализированные (когда в процессе движения работает

Слайд 32Проявления тиков
Нервные тики заметны невооруженным взглядом. При первичных тиках все непроизвольные

движения носят характер локальных. Они редко распространятся на большие группы мышц. Чаще всего в них задействованы лицо и плечи ребенка (моргание, подергивание губами, раздувание крыльев носа, пожимание плечами).
Тики не заметны в состоянии покоя и усиливаются только тогда, когда ребенок находится в стрессовой ситуации.

Наиболее часто первичные нарушения проявляются как:

моргание;
хождение по замкнутому кругу или по прямой туда-сюда;
зубовный скрежет;
всплески руками или странные движения кистями рук;
наматывание прядей волос на палец или вырывание волос;
странные звуки.
Проявления тиковНервные тики заметны невооруженным взглядом. При первичных тиках все непроизвольные движения носят характер локальных. Они редко

Слайд 33Энурез
Под энурезом понимают утрату контроля над мочеиспусканием в ночное и дневное

время.

Этиология.
Контроль мочеиспускания зависит от уровня развития нервно-мышечного аппарата, регулирующего деятельность мочевого пузыря, эмоциональной и когнитивной сферы, стиля воспитания навыков опрятности, характера взаимоотношений в семьях.

Нарушения на любом уровне регуляции могут стать причиной энуреза. Значимость генетического фактора подтверждается тем, что 75% больных имеют наследственную отягощенность этим расстройством.
ЭнурезПод энурезом понимают утрату контроля над мочеиспусканием в ночное и дневное время.Этиология. Контроль мочеиспускания зависит от уровня

Слайд 34Неорганический энурез может быть следствием хронической психогении — развод родителей, их

выраженный конфликт, рождение сиблинга, начало учебы в школе, отрыв от матери, эмоциональное отвержение ребенка, особенно усиливающееся при появлении энуреза.

Неорганический энурез может быть проявлением протестных реакций, с помощью которых ребенок либо сигнализирует окружающим о своем дискомфорте, либо бессознательно пытается переструктурировать отношения членов семьи, либо то и другое одновременно.

Согласно данным ЭЭГ ночное недержание мочи возникает при переходе от медленной фазы сна к быстрой, вследствие чего энурез рассматривается как своеобразный патологический компенсаторный механизм регуляции системы сон-бодрствование.

Одной из возможных причин возникновения энуреза является дефект установления правильного циркадного ритма выброса антидиуретического гормона вазопрессина, который в норме обеспечивает снижение диуреза в ночное время.

Эпидемиология.

Распространенность составляет 7% у мальчиков и 3% у девочек в возрасте до 5 лет, 3% мальчиков и 2% девочек в возрасте до 10 лет и 1% мальчиков и 0,4% девочек в возрасте до 18 лет. Дневной энурез более характерен для девочек.
Неорганический энурез может быть следствием хронической психогении — развод родителей, их выраженный конфликт, рождение сиблинга, начало учебы

Слайд 35Клиника.
Энурез делят на первичный и вторичный.
Первичный энурез встречается в 80% случаев,

при нем контроль над мо-чеиспуксканием отсутствует с момента рождения.
Вторичный энурез возникает под воздействием психосоциальных стрессоров у детей 5-8 лет после периода удовлетворительного контроля над мочеиспусканием.
Недержание мочи обычно появляется через 0,5-3 часа после засыпания, но у некоторых детей это происходит в любое время ночи или непосредственно перед пробуждением.
Дневной энурез часто сочетается с ночным, либо выступает самостоятельно. Дети с дневным энурезом обладают инфантилизмом и истерическими чертами личности.
В преморбиде дети с энурезом имеют сниженную самооценку, черты тор-мозимости, демонстративности и истеричности, признаки вегетососудистой дистонии.
Энурез для ребенка является эго-дистонным симптомом.
При энурезе высока коморбидность с энкопрезом, задержками развития и нарушениями сна.

Диагноз.

Диагноз неорганического энуреза устанавливается на основе критериев МКБ-10.
A. Хронологический и умственный возраст ребенка не менее 5 лет. Б. Непроизвольное или преднамеренное испускание мочи в кровати или в одежде, которое происходит с частотой не реже 2 раз в месяц у детей в возрасте до 7 лет, и не реже 1 раза в месяц у детей в возрасте 7 лет или старше. B. Энурез не является следствием эпилептических припадков или неврологического расстройства и не является прямым следствием анатомических аномалий мочевых путей или любого другого непсихиатрического состояния. Г. Нет психического расстройства, которое отвечало бы другим категориям МКБ-10. Д. Состояние должно отмечаться не менее 3 месяцев. Возможная классификация по пятому знаку: F98.00 только ночной энурез; F98.01 только дневной энурез; F98.02 ночной и дневной энурез.
Клиника.Энурез делят на первичный и вторичный.Первичный энурез встречается в 80% случаев, при нем контроль над мо-чеиспуксканием отсутствует

Слайд 36Энкопрез
Одно из наиболее своеобразных и характерных проявлений истерического невроза у

детей - энкопрез (недержание кала). Иногда, напротив, такие дети задерживают дефекацию на пять - семь дней, повергая родителей в панику.

Энкопрезом чаще страдают мальчики в возрасте от 4-5 до 8, редко до 14-15 лет. Как истерический симптом он возникает у мальчиков, матери которых особенно тревожно следят за регулярностью физиологических отправлений ребенка. При энкопрезе ребенок постоянно упускает кал, пачкая трусики. Он как бы не чувствует этого и лишь при энергичном вмешательстве матери меняет трусы.

Иногда дети измазывают калом кровать матери, одеяло, стенку кровати. В таком случае речь идет о смешанном истеро-обсессивном неврозе. Таким образом они символически как бы закрепляют за собой определенную территорию и саму мать. Подобным образом закрепляют за собой территорию и многие животные. Все это еще одно свидетельство наличия глубинных неосознаваемых механизмов, лежащих в основе невроза, в данном случае регрессии. Энкопрез как истерический синдром часто возникает при появлении в семье отчима или младшего ребенка (как и в случаях с истерическим недержанием мочи), а также при угрозе развода родителей. Ведь как раз это наиболее эффективно воздействует. Энкопрез отвлекает внимание матери от младшего: тут уж не "до младшего, когда старший так болен". А отец, собравшийся уйти из семьи, остается в ней, поскольку "тяжело болен ребенок", и его уход в такой ситуации - подлость. Отчим же, шокированный странным заболеванием ребенка и тяжелым запахом в квартире, как правило, быстро исчезает. И мать снова безраздельно принадлежит ребенку.
Энкопрез Одно из наиболее своеобразных и характерных проявлений истерического невроза у детей - энкопрез (недержание кала). Иногда,

Слайд 37Расстройства сна
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно.

В их этиологии играют роль различные психотравмирующие факторы, особенно действующие в вечерние часы.

Клиника невротических расстройств сна выражается нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями.

Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста, представляют собой рудиментарные сверхценные переживания с аффектом страха, содержание которых прямо или символически связано с психотравмирующими обстоятельствами.
Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.
Расстройства снаУ детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. В их этиологии играют роль различные

Слайд 38Расстройства аппетита (анорексия)
Группа системных невротических расстройств, характеризующихся различными нарушениями пищевого поведения

в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте.

Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.).

Клинические проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.
Расстройства аппетита (анорексия)Группа системных невротических расстройств, характеризующихся различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть