Слайд 1Система
развивающего обучения
Л. В. Занкова
Белгород 2007
«Один шаг в обучении может
означать сто шагов в развитии»
Л.С. Выготский
Презентация составлена главным специалистом НМИЦ управления образования администрации г. Белгорода Т.А. Кобзаревой
Слайд 21. Современное состояние системы начального общего образования
Из истории реформирования начальной школы-90-ые
годы ХХ в.
Экспериментальные исследования, проводимые с конца 50-х годов до 70-х ХХ в. лабораториями Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина-В.В.Давывдова. Практические наработки – экспериментальные учебники, методики, стали первым обновленным содержанием начального образования. На их основе и на основе наработок ученых стали создаваться новые учебники и пособия.
Коллегия МОиПО РФ от 11.12.96 г. «О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации».
Слайд 3Основные направления реформации
начального образования
Цель современной образовательной системы – развитие личности
каждого ребенка
Задача начальной ступени – развитие творческих возможностей через сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально-чувственной сферы, социально-личностная адаптация каждого учащегося
Основные направления реформ начальной ступени образования:
- обновление содержания, его вариативность
- изменение существующей дидактической системы
- преемственность ступеней образования
- создание новой нормативно-правовой базы
Слайд 4От единых программ и учебников к вариативностивному содержанию.
Слайд 5Начальная школа
(начальная ступень образования) – начало ХХI в.
Образовательные системы
Традиционная
(обновленная)
Система
Л. В. Занкова
Система
Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова
Учебно-методические комплекты
«Начальная школа ХХI века» (под ред. Н. Ф. Виноградовой)
«Школа 2000… - Школа 2100…»
«Гармония»
(под ред. Н. Б. Истоминой)
«Классическая начальная школа»
«Перспективная начальная школа»
«Планета знаний»
«Школа России»
Слайд 6Некоторые особенности систем и УМК
Система Л.В.Занкова
Основная направленность системы – достижение
оптимального общего развития младших школьников. В связи с этим для всестороннего развития одинаково важны все учебные предметы. Результат достигается использованием новой, по сравнению с традиционной школой, развивающей методикой – открытие нового знания через проблемную ситуацию (коллизию), использование многообразия методов.
Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Основное в концепции данной системы – ученик рассматривается как субъект учения, как учащий себя. В результате чего ученик должен стать заинтересованной в самоизменении личностью, готовой к этому самоизменению. Методика данной системы не допускает объяснительного подхода, она максимально продуктивная, исследовательская по характеру.
Образовательная модель “Школа 2000…” – “Школа- 2100”
Главная особенность данной модели – решение проблемы преемственности ступеней образования от дошкольной до выхода в вуз, и реализация методики развивающего обучения – идея “педагогики здравого смысла”.
Слайд 72. Этапы становления системы развивающего обучения
Леонид Владимирович Занков
Родился 23
апреля 1901г. в Варшаве
1916 г. – окончил гимназию в г.Москва
1917-1918 – учитель школы п. Турдей Тульской обл.
1919-1920 – воспитатель, заведующий детской сельскохозяйственной колонии в Тамбовской губернии
1920-1922 – заведующий колонией «Островня» Московской области
1922-1929 – студент МГУ общественно-педагогического отделения факультета общественных наук. Встреча с Л.С. Выготским. Участие в экспериментально-психологических исследованиях по проблемам памяти. Аспирантура Института психологии при 1-м Московском государственном университете, исследование психики и особенностей обучения аномальных детей (под руководством Л.С. Выготского).
С 1929г. – заместитель директора Экспериментального дефектологического института.
30-е – 40-е годы - исследования психологических особенностей дефективных детей, исследование проблем памяти. Докторская диссертация «Психология воспроизведения» (1942г.), монографии «Память школьника» (1943), «Память» (1952)
Слайд 81944г. – директор Научно-исследовательского института дефектологии (структурное подразделение АПН РСФСР (сейчас
– РАО)).
1954г. – член-корреспондент, 1955 г.- действительный член АПН РСФСР. 1966г. – действительный член АПН СССР.
1951г – НИИ теории и истории педагогики АПН СРФСР, заведующий лабораторией экспериментальной дидактики (лаборатория воспитания и развития, лаборатория обучения и развития). Исследование темы «Взаимодействие слова учителя и средств наглядности в обучении»: впервые поставлен вопрос о включении в состав педагогического исследования психологических методов изучения ребенка.
1957 г. – начало психолого-педагогического исследования проблемы «обучение и развитие». Задача: раскрыть характер объективной закономерной связи между построением обучения и ходом общего развития младших школьников.
Слайд 9 «…Сложившаяся у нас система начального обучения имеет целый ряд уязвимых мест.
… Мы хотим воспитать человека-творца, а нынешняя методика начального обучения формирует из школьников односторонних исполнителей. Мы хотим, чтобы жизнь широким потоком ворвалась в школьное обучение, чтобы дети увидели её во всей многогранности и красочности, а в начальных классах детям показывают жизнь через узкую щель немногочисленных экскурсий и статей из учебной книги «Родная речь» Коренная перестройка начального обучения действительно назрела» (Занков Л.В. О начальном обучении// Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагогики, 1999. С.97-98)
Уникальность исследований Л.В.Занкова:
эксперимент охватывал обучение в целом;
интеграция эксперимента, теории и практики (исследовательская цель через эксперимент была доведена до практической её реализации);
проведение исследования на стыке наук, занимающихся изучением ребенка: педагогики, психологии, физиологии, дефектологии (целостный междисциплинарный характер исследования)
Слайд 103. Основные идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова
Цель обучения – достижение
оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья
Задача обучения – представить обучающимся целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания
Дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых
Типические свойства, присущие всем учебным предметам: многогранность, процессуальность, коллизии, вариативность
Формы организации обучения: экскурсии, работа в библиотеке, кружковая работа, проведение конкурсов, викторин, театрализация, живое общение, совместная деятельность в разновозрастных группах и др.
Характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса: особая доверительная атмосфера обучения
Система изучения результативности обучения: главное – оценка индивидуальных достижений каждого школьника.
Слайд 11 В структуре содержания учебников отражаются следующие этапы организации учебного процесса:
первый
этап – система заданий поискового характера, ведущая к раскрытию определенной единицы усвоения – понятия, правила, действия (система заданий в зависимости от характера раскрываемых знаний может быть сориентирована как на индуктивный, так и дедуктивный путь познания);
второй этап – сличение результатов самостоятельной работы с вводимыми в учебнике определениями, правилами, описаниями действий
третий этап – применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях их проявления и во взаимосвязи с ранее изученным.
Методическая разработка каждого этапа модифицируется в соответствии с особенностями изучаемого материала, может меняться и их последовательность
Слайд 125. Дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В. Занкова
Обучение на высоком уровне
трудности с соблюдением меры трудности.
Условия реализации:
Организация коллективной учебной деятельности, которая ведет к решению той задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно (высокий уровень трудности), но оказывается в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и соучениками (соблюдение меры трудности).
Точное определение уровня актуального развития каждого ученика, помогающее определить необходимость той или иной помощи ребенку. её меру.
Индивидуальная дозированная помощь
стимулирующая
направляющая
обучающая
Слайд 14 Познавательная деятельность строится не от простого к сложному, а от
сложного к простому (от какой-то незнакомой ситуации через коллективный поиск к её разрешению)
Достаточно высокий уровень сформированности самооценки младшего школьника (осознание меры трудности самим ребёнком).
Слайд 15Принцип ведущей роли теоретических знаний нацеливает не на простое заучивание формулировок,
терминов, правил, а на осознание внутренних взаимосвязей между явлениями, фактами, между изучаемыми темами, ведущей роли теоретического знания по отношению к практическому.
Условия реализации:
выдвижение на первый план познавательной стороны обучения;
устремленность на раскрытие внутренних взаимосвязей между явлениями, фактами, между изучаемыми темами;
определение уровня теоретической готовности каждого ребёнка перед изучением нового материала
Слайд 16 Принцип быстрого прохождения учебного материала
«Торопиться надо не спеша» Л.В. Занков
Условия реализации:
постоянное движение вперед в освоении учебного материала;
непрерывное обогащение, обновление содержания умственной деятельности, что является также условием осмысления изучаемого материала, условием раскрытия разных сторон приобретаемых знаний;
многократное оперирование одним и тем же материалом в течение длительного времени, что обеспечивает его исследование в разнообразных связях и функциях и в результате приводит к прочности усвоения материала (реализация методического свойства процессуальности).
Слайд 174. Принцип осознания процесса учения
Условия реализации:
обучение строится так, чтобы школьники
осознали закономерность последовательности изучения материала и взаимосвязь изучаемых понятий, необходимость заучивания отдельных правил и источники ошибок при их использовании;
объектом осознания должен стать процесс овладения знаниями, умениями и навыками;
обучение организуется таким образом, чтобы школьники осознавали ценность , значение знаний как с общечеловеческой, так и с личной, индивидуальной точки зрения
формирование навыков самоконтроля и самооценки (самостоятельная выработка учениками критериев оценки выполненной работы; оценка ребенком уровня трудности заданий; анализ своего знания – незнания, умения – неумения, анализ путей достижения результата и т.д.)
Слайд 18 Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся
класса, включая и слабых ( с соблюдением требования постоянной заботы о психическом и физическом здоровье каждого ребенка)
Условия реализации:
выявление и учет индивидуальных различий между детьми;
обеспечение каждому ребенку возможности продвигаться в развитии в соответствии со своими исходными данными, а не только подтягиваться до какого-то извне заданного уровня
Слайд 194.Вариантность.
Проявляется как по отношению к учителю, так и по отношению
к ученикам и определяет возможность многообразия приемов работы учителя и действий учащихся в одни х и тех же условиях обучения.
Учитель может:
изменять поурочный план
изменять способы работы;
изменять последовательность заданий, их характер в зависимости от ситуации, сложившейся на уроке.
Ученики могут:
выбирать задания и способы решения учебной задачи.
« При организации учебной деятельности надо бояться стереотипов… Мы держим детей в стереотипе, не даем возможности работать с вариантами…» Н.В. Нечаева
Слайд 207. Формы организации обучения, направленного на общее развитие школьников
« Нужно ли
совершенствовать урок? Мы совершенствуем форму другой системы. А надо думать, как ее разрушать. Разрушая традиционный урок, мы должны выйти на индивидуальную самостоятельную работу каждого ученика…» Н.В. Нечаева
Формы организации обучения в системе Л.В.Занкова отличаются гибкостью, динамичностью.
В основе выбора форм организации обучения – формирование информационных умений школьников.
Экскурсии, работа в библиотеке, кружковая работа, проведение конкурсов, викторин, театрализаций, живое общение: «ученик – одноклассники – учитель – родители и другие взрослые, совместная деятельность в разновозрастных группах, группах. Состоящих из учеников разных классов одной параллели и т.д.
Слайд 218. Урок в системе Л.В. Занкова
1. Главное – «жизнь детей на
уроке» (непосредственная связь с жизнью страны, мира, переживание, осмысление новых событий при их обсуждении с учителем, одноклассниками) (Л.В. Занков. Беседы с учителями. С.321)
2. Дидактический стержень урока – преобразующая деятельность учеников.
Дети осуществляют умственную деятельность:
наблюдение,
сравнение,
сопоставление,
дифференцирование (расчленение)
обобщение,
группировку,
умозаключение
выводы.
Слайд 223. На уроке соблюдается принцип «идти от детей». На передний план
по удельному весу выходят высказывания детей, учитель играет роль «режиссера» в организации их познавательной деятельности.
4. Структура урока гибкая и определяется внутренней логикой учебного материала и движением мысли детей в учебном сотрудничестве их между собой при направляющем участии и помощи педагога.
5. Работа над усвоением знаний должна сочетаться с работой над развитием, что определяется характером заданий: предъявляются задания только на воспроизведение или творческие.
6. Постановка и характер вопросов должны носить общий характер, т.к. только общие вопросы имеют развивающее значение. При этом нужно вести постоянную работу по формированию наблюдательности младших школьников.
7. Организация поисковой деятельности учеников.
8. Соединение познания с эмоциями:
9.Основные формы проведения урока: диалог, полилог.
10.Важнейшее средство обучения – учебник.
Слайд 239. Особенности педагогического общения в системе развивающего обучения
Особая, доверительная атмосфера обучения
– условие реализации дидактических принципов и типических свойств системы Л.В.Занкова
«Если школьник является для учителя только каким-то подобием сосуда, в который надо уложить определённые знания и навыки, это, конечно, не будет способствовать его любви к учащимся, а наоборот, заглушит и те ростки благородного чувства к детям, которые у него были до начала учительской деятельности. Когда каждый школьник понят учителем как человек, обладающий своими индивидуальными особенностями, стремлениями, своим складом ума и характера, такое понимание поможет полюбить детей, уважать их»
(Занков Л.В. Беседы с учителем)
Основная форма добывания знания, решения проблемы – дискуссия.
Слайд 24 «Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь.
Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни, радость познания… НЕ обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всём и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожи на вас»
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Самара: Учебная литература, 2005 г. С.156
Характер общения в учебном процессе во многом определяет формирование мотивов познания, а затем и потребности в познании
«Дружеские отношения между учителем и учениками, создание внутреннего побуждения к учению, вся атмосфера живого познания действуют как необходимые компоненты целостной системы»
Занков Л.В.
Слайд 25Общение «учитель – ученик»
Учитель испытывает интерес к детям, их мыслям,
чувствам, создает у каждого ученика чувство, что его понимают и принимают.
Учитель владеет умением «подать себя»
Дети испытывают интерес, уважение к учителю.
Учитель внимателен ко всем детям, это дает возможность высказаться каждому ребенку; умеет организовать меру помощи, чтобы каждый испытал успех деятельности.
Учитель умеет во время диалога на уроке отдавать инициативу детям (ориентация на методическое соавторство)
Учитель содействует спокойному, естественному поведению детей на уроке
Слайд 26Общение учащихся друг с другом
Дети умеют общаться без постоянного вмешательства
взрослых, испытывают интерес к групповой и парной формам работы, в заданиях на коллективное творчество умеют распределять роли, добиваться слаженности и взаимопонимания.
Дети испытывают интерес к мыслям, суждениям, знаниям одноклассников.
Ученики владеют диалогической формой общения. Умеют слушать друг друга, поддерживать чужие идеи, развивать их.
Коллектив класса мобилизует познавательную деятельность ученика.
Дети владеют мимикой, могут открыто передавать свои чувства, умеют устанавливать зрительный и вербальный контакт
(Фокеева С.Н. Грани общения// Практика образования. 2004. № 2 С.5)
Слайд 2710. Изучение результативности обучения в
системе Л.В. Занкова
Главное - оценка индивидуальных достижений каждого школьника по показателям развития и качеству знаний.
Безотметочное обучение – обязательное условие развивающего обучения
Показатели эффективности системы обучения:
1. Состояние физического и психического здоровья детей, их благополучие в процессе обучения, психически комфортное каждодневное состояние (личностная ориентированность системы обучения, её гуманность)
2.Уровень общего развития учащихся, уровень владения знаниями. Умениями, навыками, нравственная воспитанность, необходимая для успешной адаптации в культурной социальной среде.
3.Удовлетворенность всех участников образовательного процесса
Слайд 28
Изучение результативности в системе Л.В. Занкова
Наблюдение
Изучение результативности с применением специальных методик,
приёмов. заданий
Общее представление о поведении, самочувствии детей, характере взаимоотношений в классе и т.д.
Изучаются:
наблюдательность,
мышление,
практические действия,
ЗУНы
Слайд 29Показатели развития наблюдательности
Умение подчинить своё восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться,
строго следовать инструкции
Полнота наблюдения – исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной целью
Тонкость наблюдения, умение подмечать малозаметные компоненты
Планомерность, определённая последовательность рассмотрения объектов
Осмысление, интерпретация воспринятого в свете прежнего опыта, имеющихся знаний, способность к обобщенной характеристике воспринятого
Способность к длительному внутреннему побуждению к осуществлению наблюдения, не безразличное, а эмоционально окрашенное отношение человека к деятельности
Осознание черт наблюдательного человека, способность контролировать и развивать в себе соответствующие черты.
Слайд 30Изучение развития мыслительной деятельности
Уровни мышления: наглядно-действенный, наглядно-образный, словесно-образный, словесно-логический.
Мыслительные операции: планирование,
сравнение, классификация, подведение конкретного под общее, установление причинно-следственных связей и др.
Изучаются в системе Л.В. Занкова: сравнение (по различным признакам); переключение с одного аспекта рассмотрения на другой, если того требует задача; совмещение аспектов рассмотрения, т.е. одновременное видение, осмысление объектов с различных точек зрения
Слайд 31Изучение развития практических действий
Показатели успешности практической деятельности:
Уровень развития наблюдательности, мышления, эмоционально-волевых
сторон психики
Уровень развития самоконтроля – способности соотносить последовательные шаги своей деятельности с ранее намеченными операциями и окончательный результат с запланированным образцом
Умение ученика по окончании работы рассказать о проделанных операциях и надлежащей последовательности
Слайд 32Изучение уровня знаний, умений, навыков и развития школьников в ходе усвоения
учебных предметов
Успешность обучения
(по Л.С. Выготскому)
Абсолютная успешность (соответствие достижений учащегося программным требованиям)
Относительная успешность (соотносимость с собственными предыдущими достижениями ученика)
Слайд 33 Абсолютная успешность
Четыре уровня оценки
Способы установления уровней:
Подсчёт количественных показателей (например, снижение
или увеличение количества ошибок в диктанте и т.д.)
Описание качественных показателей – критериев оценки, которые раскрывают структуру деятельности, её содержание
Описание использованной ребёнком помощи со стороны учителя или класса (уровень самостоятельности): от стимулирующей и направляющей до конкретной, прямой
Слайд 34Типы заданий, способствующих развитию общеучебных умений
Наблюдение - классификация – самоконтроль
Учебная задача:
классификация (группировка) наглядного материала (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль
2. Слушание – классификация – самоконтроль
Учебная задача: слушание и классификация словесного материала (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль
3. Чтение – классификация – самоконтроль
Учебная задача: чтение и классификация словесного материала (по заданному или самостоятельно найденному основанию), , самоконтроль
4. Наблюдение – обобщение – самоконтроль
Учебная задача: обобщённое отражение содержания иллюстраций к учебному материалу, самоконтроль
5. Слушание – обобщение – самоконтроль
Учебная задача: обобщение сведений, представленных в устной форме, самоконтроль
6. Чтение – обобщение – самоконтроль
Учебная задача: чтение и обобщение словесного материала, самоконтроль