Слайд 1«СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ»
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Фесак Ирина Владимировна
Январь 2013г.
Слайд 2
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые
испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффекгивная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
Слайд 3
Психологические причины, вызывающие отставание в учении,
многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями школьных трудностей.
В настоящее время стало очевидным, что эффективная работа со слабоуспевающими учениками невозможна без выявления психологических причин школьной неуспеваемости и их устранения.
Слайд 4Чтение.
Упражнения на развитие артикуляции.
Различные виды работы с текстом.
Творческие задания на этапе
работы с текстом после чтения.
Зрительные диктанты.
Пятиминутки.
Слайд 5Русский язык.
1. Затруднения в употреблении заглавной буквы:
выполняется задание на
отделение "склеенных" слов в предложении и "склеенных" предложений:
БЫЛАЗИМАМОРОЗЩИПАЛЩЕКИПОТОМСТАЛОТЕПЛОВЫПАЛОМНОГОСНЕГАДЕТИЛЕПИЛИСНЕГУРОЧКУОТСНЕГАРУКИЗЯБЛИНОЗАТОСНЕГУРОЧКАВЫШЛАХОРОША.
Слайд 6
2. Не умение применять правило в конкретной ситуации (причины - несформирована
операция сравнения, недостатки в развитии мыслительной операции)
"Найди слова " (зрительный вербальный анализ) В нижеприведенных рядах букв ученика просят найти «спрятавшиеся» там слова:
ГАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ (газета, дом) ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет) АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ (береза, книга) ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКАВИСНУЕКЫМЧСЯ (кошка) ЗВНКПЕНАЛВИСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ (пенал, лес)
Слайд 7
3. Написание предлогов и приставок (причины-несформированность вербального анализа, не развит процесс
зрительного анализа и синтеза, не развит анализ пространственных отношений):
- Написание слов справа налево: яблоко, петух, брюки, вагон, зеркало, школа, семечко, попугай, книга, тетрадь, телефон, ваза, машина
- Демонстрируя соответствующие изображения, учить школьни
ков правильно употреблять словесные обозначения пространствен
ных признаков предметов: высокий - низкий (дом), длинный - короткий (хвост), широкий -узкий (ручей), толстый - тонкий (карандаш).
Слайд 8Математика.
1. Ошибки при решении арифметических примеров (причины- недостаточно развит
анализ пространственных отношений, недостатки в развитии процессов произвольного внимания):
. Развитие пространственных представлений.
Отработка понятий "правый" и "левый".
Выполнение упражнений на усвоение пространственных соот ношений с целью выработки умения правильно пользоваться предлогами в устной речи. Например, предложить ученику положить книгу на стол, под стол, в стол, около стола, за стол, над столом и др.
Выполнение заданий: нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом видах; рассматривать картинки в прямом и перевернутом видах.
Слайд 9
"Диктант пространственных действий " (пространственные представления)
На листе бумаги, разделенном на 16 одинаковых частей (каждая часть нумеруется слева направо, в каждой части в центре поставлена точка), под диктовку ученик изображает задаваемое направление с помощью прямой стрелки или стрелки с поворотом:
От исходной точки (и.т.) провести стрелку вверх.
От и.т. провести стрелку вправо.
От и.т. провести стрелку вниз.
От и.т. провести стрелку в левый верхний угол.
От и.т. провести стрелку в левый нижний угол.
От и.т. провести стрелку в правый верхний угол.
От и.т. провести стрелку в правый нижний угол.
От и.т. провести стрелку вверх, потом по кругу влево.
От и.т. провести стрелку вниз, потом по кругу вправо.
От и.т. провести стрелку вверх, потом по кругу вправо.
От и.т. провести стрелку вниз, потом по кругу в правый верхний угол.
От и.т. провести стрелку в левый верхний угол и от него вправо.
От и.т. провести стрелку в правый нижний угол и от него •верх.
От и.т. провести стрелку влево, затем вверх.
От и.т. провести стрелку вверх, потом в правый нижний угол.
. От и.т. провести стрелку в правый нижний угол, потом влево.
За каждое неправильно выполненное задание начисляется один штрафной балл.
Слайд 10
2. Неумение решать задачи (причины – недостатки в развитии процессов произвольного
внимания, неустойчивость мыслительной деятельности):
- Составить примеры (анализ через синтез) Заполнить пропуски:
А ....+... = 5 ... + ... = 6 ... + ... = 8
... + ... = 5 ... + ... = 6 ... + ... = 8
... + ... = 6 ... + ... = 8
... + ... = 8
... + 4<4 +... ...-3<...-3 ...+ 3 = 3 + ...
4... 3= 12 12... 4= 16 18... 6 = 3 18 ... 6= 12
Б. 7 + 2<7 + ... 5-... = 5-... 6 + ...>6 + ...
В. 8... 3 = 5 10 ...5 = 2 9...3=27 24 ... 8 = 32
Слайд 11
- . Понимание разницы между количественными и порядковыми числительными
Нарисовать десять кружков.
Зачеркнуть: а) три кружка, семь кружков; б) третий кружок, седьмой кружок.
Нарисовать флажок между четвертым и пятым кружками и т.д.
- . Арифметические задачи
А. Задачи на расхождение сюжетного и арифметического действий.
Из класса вынесли 7 стульев, потом вынесли еще 4 стула. Сколько стульев вынесли из класса?
Слайд 12
Задачи с недостающими данными.
На ветке сидели вороны, 4 вороны улетели.
Сколько осталось?
Задачи с лишними данными.
В ящике было 15 кг яблок, а в мешке - 30 кг. Из ящика продали 5 кг яблок. Сколько яблок осталось в ящике?
Задачи на сообразительность.
В корзине лежит 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая девочка получила по одному яблоку и чтобы одно яблоко осталось в корзине?