Слайд 1“Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов образовательных учреждений»
Семинар-практикум
подготовила : Власова И.А.
педагог-психолог
МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад №1»
Слайд 2 Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального
выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.
Слайд 3 В общем и целом описать эмоциональное выгорание можно
так: человек, который любит свою работу, с удовольствием занимается ею, стремится достичь все больших результатов, в какой-то момент меняется на глазах. Он становится раздражительным, циничным, неудовлетворенным ни собой, ни работой. Он не видит перед собой перспектив, качество его труда падает.
Слайд 5 Главная причина возникновения
СЭВ
- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ
Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (физическими и психологическими), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к возникновению СЭВ.
Слайд 6
СЭВ – трехмерный конструкт, включающий:
1. Эмоциональное истощение (формируется в течение
3–5 лет; основная составляющая, проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении )
2. Деперсонализация (формируется в течение 5–10 лет ; деформация отношений с другими людьми: в одних случаях – повышение зависимости от окружающих, в других – усиление негативизма, циничность установок к клиентам)
3. Редукция личностных достижений (формируется в течение 10–20 лет ; проявляется в тенденциях негативно оценивать себя, занижать профессиональные достижения, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим)
Слайд 7СЭВ формируется постепенно и своем развитии проходит несколько этапов(от идеалистического энтузиазма
к застою, разочарованию и апатии).
Изменения, происходящие с человеком, испытывающим СЭВ, происходят на поведенческом, эмоциональном, когнитивном уровне и, безусловно, сказываются на изменениях в здоровье.
Слайд 8Формированию синдрома могут способствовать определенные личностные особенности; выделяют типы работников, которым
угрожает СЭВ:
«педантичный» , характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной старательностью, стремящийся в любом деле добиться образцового выполнения);
«демонстративный», стремящийся быть первым во всем, всегда быть на виду, им свойственна высокая истощаемость даже при выполнении рутинной работы;
«эмотивный» , состоящий из впечатлительных и чувствительных людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.
Слайд 9Выраженность эмоционального выгорания зависит от возрастных
и профессиональных кризисов педагога.
Стаж работы
0-5 лет, возрастные границы 23-29 лет, – возможной причиной ЭВ может стать несоответствие ожиданий, связанных с профессией и реальной действительностью.
Наиболее устойчивые к СЭВ педагоги со стажем работы от 15 до 20 лет.
Стаж работы более 20 лет, возрастные границы 43-53 года. Этот период связан с кризисом идентичности. Перед человеком встают вопросы: «А зачем все это? Зачем я работаю, зачем живу ?
Если человек успешно решает жизненные задачи, то новый подъем творческих сил наступает в возрасте 50-55 лет.
(Абрамцева Г.С. Возрастная психология. 1999 г.)
Слайд 10Как же это выражается?
снижение восприимчивости, отсутствие любопытства в ответ на что-то
новое, отсутствие страха в ответ на опасность.
бессонница;
постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
переживание негативных эмоций, для которых нет причин;
чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;
эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям;
Слайд 11Профессиональное выгорание
это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на
работе, включающая психофизиологические и поведенческие компоненты. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.
Слайд 13Почему же это происходит?
Профессия педагога относится к профессиям, требующим постоянного контроля
над своими словами и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без определенных усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение.
В процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями, коллегами: внимательно выслушивать, сопереживать, быстро принимать решения, сдерживать свои чувства, подбирать слова, нести ответственность за жизнь и здоровье. И работая с детьми (да и их родителями), мы находимся в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления.
Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети.
Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы.
В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно.
Все это приводит к тому, что эмоциональные весы личности педагога склоняются в сторону неблагополучия, нервного перенапряжения, а там до невроза один шаг.
Слайд 14что делать?
Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем
он общается, и жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, то есть нужно начать с себя.
Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья. О них мы с вами сегодня также поговорим.
Слайд 15“Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…”.
Слайд 16Мини-дискуссия Плюсы и минусы стресса»
Первая подгруппа должна в ходе группового обсуждения
выявить и записать негативные последствия стресса,
а другая - позитивные стороны стресса
(чему мы учимся, преодолевая стресс, что мы можем узнать о себе и своих ресурсах, преодолевая трудные ситуации).
Слайд 17стрессы могут поддерживать тонус организма, активизировать внутренние ресурсы, тем самым повышая
нашу адаптацию к жизни.
Слайд 18изучение расстановки приоритетов в профессиональной деятельности.
Слайд 19Упражнение «Зоопарк»
лев (царь природы, хищник).
Слайд 20Упражнение «Зоопарк»
пингвины (нужны особые условия, очень пугливы, отлично развито стадное чувство).
Слайд 21Упражнение «Зоопарк»
Обезьяны (очень крикливые, от них много суеты и шума).
Слайд 22Упражнение «Зоопарк»
Панды (красивые, забавные, спокойные, но необходимо специальное питание).
Слайд 23Упражнение «Зоопарк»
попугаи - (яркие, разноцветные, постоянно хлопают крыльями, любят много разговаривать).
Слайд 25Подумайте, и подпишите, кто из животных, которых вы расселили, больше всего
похож в вашей жизни на:
администрацию,
педагогов,
родителей,
детей,
семью.
Слайд 26В зависимости от размера клетки и животного, находящегося в ней, вы
уделяете тем или иным людям большее или меньшее внимание. Данное упражнение показывает расстановку ваших приоритетов в работе и семье.
Неизвестное животное - это вы сами. Если вы «сидите» в клетке в стороне, ваша работа вас угнетает; если же вы в клетке посередине, вы - человек, которые старается контролировать все сферы своей профессиональной деятельности.
Если же ваше животное - хищник, то вы по своей натуре - борец и у вас еще достаточно сил работать и преодолевать все преграды. Если вы травоядное животное - то ваша работа забирает у вас слишком много сил и энергии, поэтому вам необходимо научиться расходовать свои силы».
Слайд 27цвета клеток как эмоциональное отношение участников к той или иной сфере
их профессиональной деятельности.
Цвет
Красный
Оранжевый
Желтый
Зеленый
Синий
Фиолетовый
Черный
Белый
Эмоциональное состояние
Восторг
Радость, веселье
Активное стремление к общению
Спокойствие, уравновешенность
Грусть
Тревога, напряженность
Упадок сил, уныние
Равнодушие
Слайд 28Данное диагностическое упражнение показывает, что у всех у нас есть предпосылки
к проф. выгоранию. Подавлять в себе негативные эмоции вредно, но и выплескивать на других нельзя. Выход - научиться управлять ими. Существует много методов, которые тому хорошо способствуют
Слайд 29 Коллаж “Создание условий эмоционального комфорта педагога дома и на работе”
первой группе
создать коллаж на тему “Условия эмоционального комфорта педагога на работе”,
а второй – “Условия эмоционального комфорта педагога дома после работы”.
Слайд 30Каждый из нас может найти рецепт, как привести свои чувства в
порядок. Поэтому экспериментируйте, пробуйте. И если это средство помогло хотя бы несколько раз, оно сделало каждого из нас чуточку счастливее.
Игровое упражнение
«Я заслуживаю…».
Слайд 31«Звуковая гимнастика»
Особенностью методики является дыхание: вдох через нос – пауза, активный
выдох через рот – пауза. Продолжительность выдоха должна быть вдвое больше, чем вдоха.
Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Слайд 32 А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует
на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.
Слайд 33Упражнение « Разрядка от гнева и агрессии».
Сильно сжимаем руки в кулаки,
чтобы пальцы впились в ладони, а затем разжимаем пальцы, расслабляем их. Делаем столько раз, пока не почувствуем, что напряжение уходит.
Слайд 34Упражнение « Разрядка от гнева и агрессии».
Открывая рот как можно шире
и слаживаем губы в большую букву О. Так расслабляются мышцы лица.
Слайд 35Упражнение « Разрядка от гнева и агрессии».
Трем ладони друг о друга,
пока они не нагреются, а затем положим их на лицо. Закрываем глаза и чувствуем расслабление
Слайд 36Экспресс-приемы снятия эмоционального напряжения.
сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте
свое дыхание: оно спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре - на задержку дыхания, четыре - на выдох.
Слайд 37Эмоциональное благополучие личности напрямую связано с самооценкой: лишь при адекватной самооценке,
позитивном отношении к себе человек способен переживать состояние психологического комфорта и уверенности в себе и в своих силах.
«Я хвалю себя за то…»
Самопоощрение
Слайд 38Используйте аффирмации. Для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня», например:
«Именно
сегодня у меня все получится»;
«Именно сегодня я буду самой(-ым) спокойной(-ым) и выдержанной(-ым)»;
«Именно сегодня я буду находчивой(-ым) и уверенной(-ым)»;
«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».
Самопрограммирование
Слайд 39Позитивное самоощущение благоприятно влияет на эмоциональное здоровье педагогов, тем самым улучшает
настроение, повышает активность
Слайд 40Упражнение «Маленькие радости»
Что удивило в «радостях» человека, чье письмо вам досталось?
Увидели
ли вы общее с собственными радостями?
Какие чувства вызвало у вас упражнение?
Слайд 41Важно позволять себе маленькие и большие радости время от времени, не
испытывая чувства вины.
Слайд 42Упражнение «Хочу-могу-буду»
Я чувствую себя счастливым когда…
Я знаю…
Я люблю…
Я надеюсь…
Я хочу…
Я могу…
Я
буду…
Слайд 44Что нужно и чего не нужно делать при выгорании
НЕ скрывайте свои
чувства. Научитесь выражать их культуросообразным образом.
Учитесь обсуждать их вместе со своим наставником или теми коллегами, которым доверяете.
Однако именно обсуждайте, чтобы найти выход, а не жалуйтесь.
Слайд 45НЕ избегайте говорить о неприятных для вас ситуациях но при этом
не забывайте рассказывать об успехах и достижениях.
Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
НЕ стесняйтесь попросить о помощи и принять ее.
Слайд 46НЕ позволяйте чувствам стеснения, неловкости или почти подростковому «Я сам!» останавливать
вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер,они будут только углубляться
Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений
Слайд 47Итак, мы выяснили, что от психологического здоровья и благополучия эмоциональной сферы
педагога зависит процесс и результат его деятельности, а самое главное, здоровье и благополучие детей.
Слайд 48Будьте внимательны к себе: это поможет вам заметить первые симптомы усталости.
Любите
себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!
Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого…
Слайд 49Берегите себя для себя!
Успехов Вам и внутреннего равновесия!
Слайд 50Обратная связь
Что было для вас полезным на этом семинаре
Что не понравилось
на семинаре
Опишите свое состояние после этого занятия. Как вам сейчас? Изменилось ли ваше эмоциональное состояние?
Ваши пожелания