Слайд 1Игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей в познавательной сфере детей
старшего дошкольного возраста
Автор:
учитель-дефектолог
Андреева Вера Андреевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида» г. Шарыпово Красноярского края. Тел.: 8(39153)28-3-59. E-mail: ds.Delphin5@yandex.ru
Слайд 3Познавательная деятельность
В педагогике познание рассматривается как одно из направлений развития детей в процессе обучения и
воспитания. Познавательное развитие выступает как одно из направлений образовательного процесса, направленного на сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Слайд 4 В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
Слайд 5Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (Сухомлинский В. А.)
Слайд 6Игры на развитие мелкой моторики
Мелкая ручная моторика – это способность пальцев рук к
точным и скоординированным движениям. На точность и ловкость пальцев влияет нервная, костная и мышечная системы в сочетании со зрительной координацией.
Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. Эти игры особенно важны, так как для многих детей свойственные нарушения мелкой моторики, что в дальнейшем отрицательно сказывается на формировании двигательной основы речи
Здесь подготовить материал для игр (баночками и коробочками, с пирамидками, с стаканчиками, с матрешками, с рамками-вкладышами, с мозаикой, с конструктором, с прищепками, с палочками) и спросить, как бы вы это обыграли
Слайд 7Игры на развитие восприятия
Целью игр и упражнений по развитию восприятия является усвоение детьми
представлений о цвете, форме, величине, пространственных отношений предметов. В процессе их использования детей учат выделять свойства предметов, соотносить их между собой, знакомят с сенсорными эталонами, учат ориентировке в окружающем пространстве, в плане-схеме, в частях собственного тела. В ходе использования игр данной группы помимо зрительного развивается тактильно-двигательное восприятие: детей учат различать на ощупь предметы различной величины, структурной, текстурной и температурной поверхности.
Слайд 8Восприятие цвета
Классификация «Что желтое, зеленое, синее, красное?»
Цели: учить детей различать цвета, распределять картинки
по соответствующим группам, опираясь на признаки цвета.
Оборудование: картинки с изображением различных предметов, имеющих ярко выраженный цвет (синий цветок, Желтый карандаш и т. д.) размером 10x10, карточки цветов 10x4
Ход игры
Перед ребенком кладется образец - цветная карточка (ряд цветных карточек). Ребенку предлагаются по одной карточки, которые он должен распределить по цвету в ту или другую группу, правильно соблюдая цветовой признак.
(У меня много карточек на эту тему. Предложить поиграть)
Слайд 9Восприятие формы
«Дай такой»
Цель: учить детей при выборе формы по образцу отвлекаться от других
признаков.
Оборудование: любой детский конструктор (мягкий из поролона, пластмассовый, деревянный).
Ход игры
Педагог складывает различные по форме детали от разных конструкторов в коробку (ящик, корзинку, мешочек, перемешивает их, а затем вынимает по одной детали, показывает ребятам и предлагает им найти среди своих деталей (у каждого ребенка так же стоит коробочка с различными деталями) такую же: «Дай такой же». Дети внимательно смотрят и находят необходимую деталь, показывая ее педагогу, говорят: «Вот такой же». Игра продолжается до тех пор пока все детали не будут выбраны из коробок.
Слайд 10Восприятие величины
Задания на сравнение общей величины предметов и таких параметров как
высота, длина, ширина, толщина.
Три медведя
Цель: учить выделять величину предмета, соотноси предметы по величине.
Оборудование: три игрушечных медведя разной величины, по три кровати, тарелки, чашки, стула соответствующей величины.
Ход игры
Перед детьми появляются три медведя: «Тук-тук. Kто там? Вот Мишка. Мишка большой. Мишка - папа», «Тук-тук. Кто там? Вот Мишка. Поменьше. Мишка - мама», «Туктук. Кто там? Вот Мишка. Мишка маленький». Затем педагог предлагает детям рассадить медведей на стулья, обращая их внимание на соотношение величин: «Мишка, сядь! Мишка большой. Стул маленький. Мишка упал. Не верно. Вот большой стул. Мишка маленький - стул маленький».
Затем дети самостоятельно расставляют тарелки, раскладывают ложки («Кому большую тарелку, большую ложку?», укладывают медведей спать.
Слайд 11Игры на развитие внимания и памяти
Эти игры направлена на развитие внимания, они
формируют у дошкольника умение сосредотачиваться на определенных сторонах предметов и явлений, способствуют переходу от непроизвольного к произвольному вниманию. В процессе их использования дети учатся запоминать изображения предметов, их внешние признаки и названия, узнавать их после отсрочки, находить местоположение в пространстве, видеть разницу в деталях при сопоставлении.
Слайд 12ПОИСК ПО ПАМЯТИ
Цель игры: развить память, координацию, внимание.
Необходимые материалы и наглядные пособия: различные предметы (мягкие
игрушки, кубики, машинки).
Ход игры
Разложите все выбранные игрушки па полу. Сообщите ребенку, что сейчас ему необходимо запомнить, где лежат игрушки, так как позже ему предстоит найти их все с закрытыми глазами. На запоминание дайте 2—3 минуты. Затем завяжите ему глаза, покрутите несколько раз вокруг своей оси и начинайте засекать время поиска.
Слайд 13ИГРА «На стол! Под стол! Стучать!»
Игра развивает слуховое внимание ребенка.
Ребенок должен выполнять словесные команды
взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.
Слайд 14Игра "Сделай, как я!"
Игра на развитие памяти и внимания.
Играть можно взрослому с
ребенком, а можно научить детей, чтобы они играли парами. Каждому игроку выдается по 6 счетных палочек. Один, ведущий, выкладывает из 6 палочек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем игроки меняются ролями. При успешном выполнении условия количество палочек постепенно увеличивается до 12-15.
Примечание: в принципе, использовать можно не только счетные палочки, но и пуговицы, бусинки, карандаши, руки и т. д.
Слайд 15Игры на развитие мышления и воображения
При использовании игр на развитие мышления и воображения важно
научить детей анализировать предметы и явления окружающего мира, находить сходное и отличное, распределять по группам и называть обобщающим словом, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними. В процессе использования игр происходит овладение тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и элементами логического.
Слайд 16 Упражнение -утверждение «И вдруг что–то случилось…»
Пример «Сказки о живых буквах»: «В одной сказочной
стране жили живые буквы. Как выглядит буква «А»? Какая у нее шапочка, ботинки, сумочка? Как выглядит буква «Б»? Нарисуй домики для букв. В чем их различие? В чем сходство? Представь, что однажды в теплый летний день «А» отправилась в гости к «Б». И вдруг что–то случилось. Что же именно произошло?
Упражнения-фантазии «Придумай загадки».
Придумай словесные загадки с описанием свойств и качеств предмета или явления в форме стиха (одной фразы, сказки). Например: «Сказка-загадка про ЭТО». «Это, живое и ласковое, однажды стало страшным и злым, когда дети на даче собирались ложиться спать. Вдруг ЭТО зашипело, вздыбило шерстку и оскалило зубы. ЭТО увидело другое, маленькое и хвостатое».
Слайд 17 Упражнения-фантазии «Что было бы, если?»
Что было бы, если заговорили деревья? – Что
было бы, если все время шел дождь? – Что было бы, если у детей не было карманов? – Что было бы, если весь мусор, который ты бросил, прилепился к одежде? – Что было бы, если все умели летать?
Упражнения «Образная пластика и развитие воображения».
Главные темы образной пластики: «Я – воздух (свет, вода, человек, растение, зверь, рыба, насекомое, предмет, явление и др.).Что можно изображать: состояние объекта: водяная гладь, бушующие волны; особенности объекта: высокая сосна, кустик, рваные ботинки; действия объекта: ветер, вздымающий волны; заяц, жующий морковку; взаимоотношения двух и более объектов (солнце и подсолнух, ветерок и падающий лист); облачного (огненного, деревянного) человечка; фонарь, который то светит, то гаснет; потерянную иголку.
Слайд 18Заключение
Познавательная деятельность дошкольника представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и
внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития ребенка, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.
Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в играх, труде, общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.
Слайд 19 Интересы и способности ребенка не являются врожденными, а раскрываются и формируются
в деятельности – познавательной и созидательно – продуктивной. Для того, чтобы проявлялись задатки и развивались способности, необходимо возможно раньше поддержать интерес ребенка, его склонность к чему – либо. Нужно создать такие условия, при которых ребенок чаще соприкасается с тем, что его интересует, что он может отразить в деятельности.
Обязательным условием возникновения познавательного интереса являются дидактические продуманные занятия и игры. Воспитатель осуществляет обучающее и развивающее воздействие путем привлечения внимания детей, словесных указаний, что нужно сделать, увидеть, услышать, и наглядного показа способа действий. Именно определение содержания и направление деятельности детей вызывают заинтересованность, практическую и умственную активность детей, содействуют повышению произвольности и осознанности восприятия, активно-действенного обследования предмета.