Слайд 1«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития
ребенка»
Н.Н.Подьяков, 1995
Слайд 2Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира
ДОСТОИНСТВА МЕТОДА
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:
даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, побуждает детей сравнивать, сопоставлять, развивает наблюдательность, восприятие и мышление.
Обеспечивает интеграцию образовательных областей:
Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность , инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической деятельности
«Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Слайд 3виды детского
экспериментирования
(по Н.Н. Поддьякову)
Основоположник метода детского экспериментирования
- ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
рассматривал как метод,
близкий к идеальному.
Бескорыстное экспериментирование
(активность исходит от ребенка)
направлено на выяснение связей и отношений безоотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания.
Утилитарное экспериментирование
(организуется взрослым)
направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата.
Слайд 4
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению
Задачи:
Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т.д.)
Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т.д.)
Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
Формирование способов познания путем сенсорного анализа
Социально-личностное развитие: развитие коммуника тивности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции
Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности
Слайд 5Классификация детского экспериментирования
По характеру объектов, используемых в эксперименте:
опыты: с растениями;
с животными; с объектами неживой природы;
По в групповой комнате; на участке;
По месту проведения опытов:
индивидуальные, групповые, коллективные.
По количеству детей:
случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По причине их проведения:
По времени протекания опыта:
длительное и как
кратковременное наблюдение, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)
иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты),
поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат),
решение познавательных
задач;
По характеру познавательной деятельности детей:
Слайд 6Классификация детского экспериментирования
констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно
явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта),
обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По характеру мыслительных операций:
: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
По месту в цикле
По способу применения
демонстрационные и фронтальные
эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические
.
По характеру включения в педагогический процесс:
Слайд 7Особенности организации детского экспериментирования в ДОО
Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
Необходимо
учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).
Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).
Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.).
В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.
Необходимо также учитывать возрастные особенности детей.
Слайд 8Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной
информации, которую они получают от педагога. Следовательно, необходимо использовать практические методы.
Время в восприятии детей течет гораздо медленнее. Поэтому наблюдение за длительными процессами, например, сезонными изменениями в природе, наталкивается на объективные трудности. Детям трудно сопоставлять факты и устанавливать зависимости между ними, если наблюдения этих фактов разделены большими временными промежутками. Отсюда вытекает задача: исследовать процессы быстротекущие, динамичные в краткосрочных наблюдениях.
Дети не умеют выделять существенные признаки, обращают внимание в первую очередь на яркие, необычные детали. Значит, необходимо тщательно подбирать такие объекты для наблюдения, существенные признаки которых очевидны.
Методические требования к организации занятий
Слайд 9Существенные признаки, которые учитывают дети при общении, ограничиваются одним-двумя. Отсюда вытекает
приоритет простых понятий перед сложными.
Дети не умеют наблюдать, то есть не могут самостоятельно формулировать и осознавать исследовательский вопрос, задачи и содержание наблюдений. Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулируя вопрос, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
Дети с трудом устанавливают причинно-следственные связи, часто ошибаются даже в том случае, когда факты сами по себе им известны. Причина в том, что знания отношений - абстрактные понятия, не имеют образного воплощения. Значит, специально обучать детей умению терпеливо, постепенно и последовательно устанавливать причинно-следственные зависимости на основе анализа и обобщения фактов.
Возрастные особенности психики ребенка - двигательная активность, низкий уровень произвольного внимания, наглядно-действенная и наглядно-образное мышление, стремление к игровой деятельности, крайне малый личный жизненный опыт и слабое развитие речи диктуют воспитателю необходимость использовать на занятиях адекватные методы и методические приемы: дидактические игры, занимательный материал, сказочность, наглядность.
Слайд 10 Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры, центры науки)
В
уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
- место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
- место для приборов;
- место для хранения материалов
- место для проведения опытов;
- место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.);
Слайд 11Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами ( в том числе с песком и водой)
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместно деятельности и общения
Слайд 12Оборудование для экспериментов
схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
серии картин
с изображением природных сообществ;
книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы;
простейшие приборы;
коллекции;
мини-музей (тематика различна, например, «Часы»);
материалы, распределенные по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", «Стекло", "Резина" ;
природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
Слайд 13технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и
т.д.;
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные, прозрачные стекла, свечи др.
сито, воронки
половинки мыльниц, формы для льда
увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупа
Карточки-подсказки «Что можно, что нельзя»
Личные блокноты детей для фиксации результатов опыта
Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»
Слайд 14Пособия и приборы для определения:
веса: разнообразные весы, набор гирь
протяженности: метр, линейки,
условные мерки
объема: мерные кружки, кувшины, ложки, т.д.
времени: песочные часы, секундомер
количества: разнообразные счеты
направления: компас.
Для игр с водой, снегом, льдом: фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета, насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; разные формочки для замораживания воды, средства для выдувания мыльных пузырей, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы
Для игры со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика, свеча
Для игры с магнитом, стеклом, резиной: магнит, предметы из различных материалов, фигурки-попрыгунчики, мячики
Слайд 15технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Уточнение плана исследования.
Постановка
исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
Выдвижение гипотез.
Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
Организация исследования.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
Слайд 16технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Постановка исследовательской задачи
в виде проблемной ситуации.
Выдвижение гипотез.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
Организация исследования.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
Слайд 17Методы
и
приемы
Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; , помогающие прояснить
ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.
Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».
Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» .
Экспериментальные игры.
Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.
Наблюдение природных явлений.
Использование энциклопедий.
Слайд 18для Поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:
Реальные события: яркие природные явления
и общественные события.
События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей »).
Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
Слайд 19Факторы, разрушающие развитие
детской познавательной активности:
авторитарный стиль взаимодействия взрослого с ребенком;
угроза
наказания за неуспешное действие;
оценочный подход к действиям и личности ребенка;
постоянная критика в адрес ребенка;
эмоциональное отвержение ребенка;
отсутствие творческой атмосферы в педагогическом коллективе (шаблонность)
Слайд 20 Определение :
цели,
задач ,
алгоритм проведения опыта,
вывод эксперимента