Презентация, доклад на тему Роль игрушек в жизни детей.

Содержание

Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный социально-психологический климат.

Слайд 1Роль игр и игрушек в формировании социально – психологического климата в

группе детей

Подготовила: Воротникова Т.Г.

«Ведь игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. В то же время известно и то, что каждая игрушка, даже самая незатейливая, символизирует собой те или иные стороны человеческих отношений»
В. Абраменкова

Роль игр и игрушек в формировании социально – психологического климата в группе детейПодготовила: Воротникова Т.Г.«Ведь игрушка для

Слайд 2Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное

благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный социально-психологический климат.
Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада

Слайд 3Под социально-психологическим климатом понимается динамическое поле отношений в группе, влияющих на

самочувствие и активность каждого члена группы и тем самым определяющих личностное развитие ребенка и группы в целом.
Социально-психологический климат проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых с детьми, и включает в себя комфортность пребывания детей в группе.

Под социально-психологическим климатом понимается динамическое поле отношений в группе, влияющих на самочувствие и активность каждого члена группы

Слайд 4Социально-психологический климат классифицируют как благоприятный и неблагоприятный.
Характеристиками благоприятного

для личностного развития социально-психологического климата являются доброжелательность, защищенность, работоспособность, инициативность, мажор и оптимизм.
В условиях детского сада это проявляется в хорошем настроении детей в течение всего дня, доброжелательности по отношению к сверстникам и взрослым, способности детей занять себя интересным делом, отсутствии детей-аутсайдеров, отсутствии давления и манипулирования детьми со стороны взрослых, высокой степени эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания и др.
Социально-психологический климат классифицируют как благоприятный и неблагоприятный.   Характеристиками благоприятного для личностного развития социально-психологического климата являются

Слайд 5Предметная среда и общая обстановка в группе также имеют важное значение

для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного настроения детей. Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции. Необходимо продумать каждую деталь в группе с целью предотвращения возможных столкновений между детьми и во избежание конфликтных ситуаций. Так, одинаковые или похожие игрушки вносятся в группу по количеству детей, в группе создаются специальные уголки для игр с куклами.
Предметная среда и общая обстановка в группе также имеют важное значение для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного

Слайд 6Оценка социально – психологического климата
в группе воспитанников ДОУ

Оценка социально – психологического климата в группе воспитанников ДОУ

Слайд 7Оценка социально – психологического климата
в группе воспитанников ДОУ

Оценка социально – психологического климата в группе воспитанников ДОУ

Слайд 8Оценка социально – психологического климата
в группе воспитанников ДОУ

Оценка социально – психологического климата в группе воспитанников ДОУ

Слайд 9Педагоги, психологи, этнографы, изучающие игрушку, выделяют разные типы и виды игрушек,

необходимые ребенку на разных этапах его взросления и становления. Первую классификацию игрушек предложила Е.А. Флерина, которая долго была принята в теории и практике дошкольного воспитания. С появлением новых видов игрушек, на сегодняшний день нет единой классификации.
Возможна классификация игрушек на
развивающие;
сюжетные, или образные;
технические или конструктивные;
спортивные;
театральные и музыкальные;
дидактические;
игрушки-самоделки и игрушки-забавы. К ним можно добавить декоративные игрушки, а также игрушки, выполняющие культово-магические функции.
Вместе с тем одни и те же игрушки в зависимости от признака можно отнести к разным видам. Например, поскольку значительная часть технических игрушек (транспорт, бытовая техника) представляет собой образ, то такие игрушки могут быть отнесены к сюжетным, или образным

Виды, функции и назначение игрушек

Педагоги, психологи, этнографы, изучающие игрушку, выделяют разные типы и виды игрушек, необходимые ребенку на разных этапах его

Слайд 10В зависимости от вида игрушки можно отметить целый ряд функций:
Эмоциональная

Эмоции ребенка в младенческом возрасте, в раннем и дошкольном детстве являются важнейшей формой психических проявлений; во всех видах своей детской активности дети воспринимают все, в основном, на эмоциональном уровне. Развитие этого уровня достаточно актуально в современных условиях, когда жизнь предъявляет повышенные требования к эмоциональной сфере, эмоциональной устойчивости. Отсюда необходима способность регуляции эмоций для того, чтобы сохранить психическое здоровье и предупредить эмоциональные расстройства у детей. Исследуя как конкретный объект любимую игрушку, можно отметить, что чувства приобретают значительно большую глубину и устойчивость в общении именно с любимой игрушкой, которая становится лично - значимым объектом на протяжении дошкольного детства, а нередко и выходит даже за пределы этих возрастных рамок. Он переживает с этой игрушкой жизнь во всех эмоциональных проявлениях, доступных его пониманию.
В зависимости от вида игрушки можно отметить целый ряд функций:Эмоциональная   Эмоции ребенка в младенческом возрасте,

Слайд 11В зависимости от вида игрушки можно отметить
целый ряд функций:
 Культурологическая

Игрушка является объектом культуры, отражая уровень материальных и духовных достижений общества на том или ином уровне развития, национальные, этнические особенности того или иного народа. Отсюда такое многообразие образов в тех регионах, где компактно проживают люди разных национальностей. В тоже время у одного и того же народа в игрушках наблюдается художественно - устойчивые черты, которые сохраняются на протяжении большого отрезка времени даже тогда, когда общество уже перешло на новый технологический уровень.

Эстетическая
Игрушка проектируется и создается по "законам красоты". У детей младшего возраста эстетическая привлекательность чуть ли не самый главный критерий в выборе той или иной игрушки. И сегодня изготовители ориентируются на вкусы маленького потребителя. В то же время именно игрушка, как объект самого пристального детского изучения, является "эталоном" красоты, который ребенок проносит через всю свою жизнь.
В зависимости от вида игрушки можно отметить целый ряд функций: Культурологическая   Игрушка является объектом культуры, отражая

Слайд 12В зависимости от вида игрушки можно отметить целый ряд функций:
Гуманизирующая

Игрушка создает благоприятные условия для развития потенциальных способностей детей, что является одним из проявлений гуманизма. Роль игрушки в этом процессе настолько велика, что у нас в последнее время появилось устойчивое словосочетание "развивающая игрушка". Следует отметить некоторую однобокость этого понятия, потому что всякая игрушка в той или иной мере развивает ребенка, просто в развивающих игрушках эта функция становится ведущей.
Воспитательная
Игрушка воспитывает сознательное отношение детей к ценностям этого мира и в то же время отражает ценности, которые господствуют в данном обществе или в определенной социальной прослойке. Педагогическая задача дидактических игр с игрушками –
проверять, уточнять, расширять знания детей, развивать
у них память, внимание, сообразительность.
В зависимости от вида игрушки можно отметить целый ряд функций:Гуманизирующая  Игрушка создает благоприятные условия для развития

Слайд 13В зависимости от вида игрушки можно отметить
целый ряд функций:
Креативная

Игрушка, выступающая в роли объекта проектирования,
обуславливает творческий процесс, являясь его средством. Это свойство игрушки используется в учебном процессе, когда ставится задача активизировать творческие способности ученика, повысить его интерес к учебе. В этом случае творчество может носить "субъективный характер", вновь познанное или созданное будет новым лишь для ученика, но это не умоляет самого процесса.
Когнитивная
Игрушка является материализованными инвариантами знаний о мире и способствует познанию предметно - пространственной среды на этапе обобщения образов и восхождения мыслительной деятельности ребенка от конкретного к абстрактному. В жизни мы часто видим как дети "ломают" новые игрушки и в этих их поступках видим только факты "вандализма". Вместе с тем, все психологи отмечают, что такие действия детей следует рассматривать, как продолжение процесса изучения игрушки. Дети анализируют структуру, конструкцию, ощупывают материалы, из которых изготовлена игрушка, исследуют функциональные возможности, способы соединения (прежде всего их прочность) и многое другое.
В зависимости от вида игрушки можно отметить целый ряд функций:Креативная   Игрушка, выступающая в роли объекта

Слайд 14В зависимости от вида игрушки можно отметить
целый ряд функций:
формационная

Игрушка является для ребенка источником информации о предметном мире. Дети благодаря разнообразным игрушкам познают то, что не могут манипулятивно познать в жизни. Она служит средством предметного моделирования объектов, обладая доступностью, простотой, экономичностью, трансформируемостью и вариативностью некоторых видов. Иногда эту функцию называют познавательной, подчеркивая ее значение для общего развития ребенка.
Функциональная
Ребенок очень рано узнает основное назначение игрушки. Мы даем ее в руки и говорим: "Играй" и показываем имитацию истинного назначения этой вещи в жизни - машину катим, куклу качаем, мячик подкидываем и т.д. Это позволяет ребенку очень рано познать функциональное назначение многих сложных вещей, намного раньше, чем он сможет понять смысл слов, которыми мы характеризуем ту или иную функцию вещи.
Образовательная  
Игрушка используется как дидактическое средство в обучении учащихся различным учебным предметам и служит источником знаний. Эта функция включает в себя многое из того, что было уже написано выше.

В зависимости от вида игрушки можно отметить целый ряд функций:формационная   Игрушка является для ребенка источником

Слайд 15В зависимости от вида игрушки можно отметить
целый ряд функций:
Технологическая

Игрушка является показателем уровня технологических достижений общества. Прежде всего, это материалы, из которых изготовляются игрушки. В древности это были материалы естественного происхождения, те которые имелись непосредственно в месте проживания: глина желтая, красная, белая; дерево разных пород, ткань и кожа, реже камень или кость. Человечество прошло большой путь, прежде чем, появились игрушки из металла. Они свидетельствуют о том, что люди полностью освоили технологию и производство сначала меди и бронзы, затем железа. Сегодня массовое производство игрушек из пластмассы также свидетельствует об уровне технологической культуры.
Формирование воображения  
Она очень ярко проявляется в ролевых и сюжетно-режиссерских играх. Игрушка практически никогда полностью не воспроизводит предмет, который изображает, она имеет условный характер и открывает простор для домысливания и фантазии.
Коммуникативная функция  
С помощью общения с игрушкой ребенок выражает потребность оказать воздействие и попытаться изменить окружающий его мир, выразить радость, любовь, боль, сделать доброе дело.

В зависимости от вида игрушки можно отметить целый ряд функций:Технологическая  Игрушка является показателем уровня технологических достижений

Слайд 16В зависимости от вида игрушки можно отметить целый ряд функций:
Символическая

функция предмета - игрушки - действия с нею символизируют ее назначение. Операции, будучи не результативными, а символическими, являются по своему содержанию условноорудийными.
"Магическая функция" –
 раскрывает связь народной игрушки с древними представлениями. Крестьянская игрушка XIX - начала XX веков сохраняла не только архаичность формы, но и не утратила окончательно своего значения как магический предмет. Связь куклы с культом плодородия и материнского начала, во многом объясняется жизнеспособностью этой распространенной формы народной игрушки. На ранних этапах своего развития игрушка выполняла культовую функцию, наделялась магической силой плодородия.
Все эти функции могут реализовываться как одновременно, так и последовательно.
В зависимости от вида игрушки можно отметить целый ряд функций:Символическая   функция предмета - игрушки - действия

Слайд 17 Проблема создания благоприятной психологической среды в дошкольном учреждении, которая

бы способствовала укреплению психического здоровья дошкольников  на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155.
    Пункт 3.2.5. стандарта не только предъявляет требования к условия пребывания детей в ДОУ, но и требует от педагогов высокого уровня компетенции.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
 
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
 
Проблема создания благоприятной психологической среды в дошкольном учреждении, которая бы способствовала укреплению психического здоровья дошкольников

Слайд 18 
Организация развивающей среды в Доу с учетом ФГОС

строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
    Организация развивающей среды в Доу с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность

Слайд 19Социально - Психологический комфорт ребенка в детском саду – это психофизиологическое

состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате взаимодействия его с образовательной средой.
 
 Показатели Социально - психологического комфорта детей:
 - устойчивое бодрое состояние;
- доминирование положительных эмоций, радостное настроение;
- высокий физический тонус;
- отсутствие тревожности;
 -высокие показатели адаптивности;
- хороший сон, аппетит;
- высокая познавательная и творческая активность;
дружелюбность, открытость,
готовность к взаимодействию с
окружающими людьми;
- отсутствие агрессии;
 - низкая заболеваемость.
Социально - Психологический комфорт ребенка в детском саду – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка

Слайд 20Социально - Психологический комфорт обеспечивает:
- сохранение психофизиологического здоровья детей;
- высокую продуктивность

образовательного процесса;
- высокие показатели качества образования детей;
 -успешную социализацию при поступлении в школу адаптация новым условиям проходит быстро и безболезненно;
успешность школьного обучения. 

При формировании предметно-развивающей среды необходимо:
избавляться от загромождения пространства мало функциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых ;
исходить из эргономических требований
к жизнедеятельности: антропометрических,
физиологических и психологических
особенностей обитателя этой среды.

Социально - Психологический комфорт обеспечивает:- сохранение психофизиологического здоровья детей;- высокую продуктивность образовательного процесса;- высокие показатели качества образования

Слайд 21Для дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для

общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;
активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я»);
половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Принципы построения предметно – развивающей среды (по В.А. Петровскому):

Для дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком

Слайд 22Таким образом, одной из первостепенных задач воспитателя является создание в группе

благоприятного социально – психологического микроклимата – эмоционально - положительной, теплой атмосферы взаимопонимания и принятия каждого ребенка, что поможет детям лучше узнать друг друга, будет способствовать установлению доверительных и доброжелательных отношений между ними и личностному развитию каждого ребенка.
Таким образом, одной из первостепенных задач воспитателя является создание в группе благоприятного социально – психологического микроклимата –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть