Слайд 1Советы неравнодушным родителям
МАДОУ ДС №14 «Умка»
Подготовил учитель-логопед:
С.И. Тарасова
Слайд 2Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Однако не у
всех детей она одинаково успешно развивается. К этой категории относятся дети с речевыми нарушениями.
Слайд 3Наибольшего успеха можно добиться через взаимодействие детского сада и семьи.
Только
в этом случае работа над развитием речи будет осуществляться практически в течение всего дня: во время проведения занятий в детском саду, режимных моментов, прогулки, по дороге в детский сад и из детского сада, в выходные дни.
Так как основным видом деятельности детей является игра, то и в домашней обстановке можно совместно выполнять игровые упражнения. В каждой семье на вооружении должна быть «Домашняя игротека», состоящая из игр на улице, на кухне и т.д.
Слайд 4Познавательные прогулки
Используйте ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребёнком:
Во время
прогулки можно познакомить ребёнка с названиями деревьев (берёза, ива, осина, сосна, ель). Предложите ребёнку сравнить сосну и ель, сосну и берёзу (чем они похожи и чем отличаются), попросите назвать их назвать одним словом.
Например, в зимний день, ребёнок с папой или мамой собираются в парк. Попросите сына (или дочь) понаблюдать, что изменилось в парке. И обязательно, выслушав рассказ, потом похвалите. Так ребёнок будет накапливать опыт наблюдения, анализа, и в тоже время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.
Отложите все дела и почитайте ребёнку. Читать надо неторопливо, чётко, выразительно. После чтения не спешите закрывать книгу. Спросите ребёнка, о чём читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа.
Художественная литература обогащает словарь детей за счет эпитетов, сравнений, активизирует в речи прилагательные и глаголы.
Слайд 6ЛЮБИМЫЕ МУЛЬТЯШКИ ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬСЯ
Просмотр мультфильмов – отличный способ развития
связной речи Договоритесь с ребёнком о таком «правиле»: мультфильмы, которые вы смотрите вместе с ребёнком, малыш обязательно Вам пересказывает. Ведь Вам так интересно, послушать, о чём был мультфильм, но Вы вдруг «забыли» содержание мультфильма. Прослушав историю, похвалите Вашего маленького сказочника!
Слайд 7Речь малыша развивается независимо оттого, какие события - реальные или вымышленные
- им воспроизводятся. Описывая свои впечатления,
ребёнок убеждается в том, что обо всем можно рассказывать живо и интересно.
Будьте внимательными слушателями,
помогите ребёнку, если он затрудняется в выражении мысли.
Слайд 8Игры по дороге в детский сад (из детского сада).
«Кто самый внимательный».
Можно предложить ребенку посоревноваться на внимательность. Называется предмет, который встретился на пути, параллельно выделяется отличительный признак этого предмета.
Например, «Я увидел горку, она высокая» или «Я увидел машину, она большая» и т.д. Можно предложить и такое задание: посоревноваться с ребенком в подборе признаков к одному предмету. Выигрывает назвавший больше слов. Выполняя такие упражнения, дети учатся согласовывать прилагательные с существительными.
Слайд 9Игру «Весёлый счет» тоже можно проводить на улице, во время прогулок
с ребенком. При проведении этой игры не только закрепляется правильное употребление падежных форм существительных, но и умение вести счет. Например, одно дерево, два дерева, три дерева и т.д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.
Слайд 10Игра«Рыба, птица, зверь» На слово взрослого «рыба» ребенок должен перечислить виды
рыб и наоборот, если взрослый перечисляет и называет, к примеру, окунь, щука, сазан, ребенок должен быстро назвать обобщающее слово.
«Что (кто) бывает зеленым (веселым, грустным, быстрым …)?» На конкретный вопрос типа: «Что бывает зеленым?» необходимо получить как можно больше разнообразных ответов: трава, листья, крокодил, лента и т.д.
«Отгадай предмет по паре других» Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама –это семья, мясо, лук-это котлеты, торт, свечи- это праздник и т.д.
Задом наперед» Взрослые и ребенок вместе рассказывают сюжет хорошо известной сказки, рассказа, начиная с конца.
Слайд 11
Игры на кухне.
Игра «Вкусные словечки» (по аналогии с игрой «Города»).
Каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее слово.
Игра «Угощение». Ребенку предлагается вспомнить вкусные слова на определенный звук: А- арбуз, ананас и т.д.; Б- банан, бутерброд и т.д. Слова произносятся взрослым и ребенком по очереди. Важно, чтобы ребенок проговаривал: «Я угощаю тебя ананасом», «Я угощаю тебя апельсином» и т.д. Параллельно с выполнением этого задания ребенок упражняется в правильном употреблении падежных форм существительных. Для закрепления умения согласовывать существительные с прилагательным можно предложить ребенку добавить к своему слову какой либо признак: «Я угощаю тебя оранжевым апельсином» или числительное «Я угощаю тебя двумя бананами».
Слайд 12В выходной день
можно поиграть в игру «Путаница» на закрепление слоговой
структуры слова. Предложить составить слово из слогов, например, са-ко (коса), ло-мы (мыло). Если ребенок знает буквы и владеет слоговым чтением, можно эту игру провести следующим образом: на листе бумаги хаотично пишутся слоги, ребенок должен соединить линией слоги, чтобы получилось слово. Игра способствует развитию моторики рук.
Игра «Один-два»- предложить ребенку стать волшебником, превратить два слова в одно или наоборот, например, большие глаза-большеглазый, длинный хвост- длиннохвостый и т.д.
Слайд 13
Большое влияние на речь детей оказывает развитие мелкой моторики рук
так как доказано, что если развитие движений пальцев соответствует возрастной норме, то и развитие речи тоже в пределах нормы. Проводя дома упражнения на развитие моторики рук, можно использовать разнообразный подручный материал: бельевые прищепки, пробки от пластиковых бутылок, «сухие бассейны» с горохом, фасолью, рисом и т.д..
Слайд 14Условия, необходимые для формирования связной речи:
Для того чтобы речь ребёнка
развивалась, необходимо много разговаривать с ним, читать художественную литературу: рассказы, сказки, стихи.
Стимулом для разговора может быть Ваш вопрос или просьба о чем-то рассказать.
Стимулом может стать поездка за город и поход в музей, впечатления от похода в цирк и новая игра.
Научитесь слушать ребенка не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.
Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
Слайд 19Каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая
будет способствовать не только развитию речи детей, но формированию личности ребенка, его морально-волевых качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.