Слайд 1Дискуссия на тему:
Проблема адаптации ребенка в школе.
Тишкова Алиса Николаевна
Слайд 2Что такое адаптация?
С какими же трудностями сталкиваются родители и учителя
в первые годы обучения детей, каковы их основные жалобы?
Слайд 3
1. Основное понятие – адаптация ребёнка в школе.
2.Виды адаптации.
3. Адаптация к школе – как кризис 7 – го возраста.
4. Основные трудности адаптации ребенка к школе.
5. Факторы влияющие на условия адаптации.
6. Решение проблем, коррекционная работа.
6. 1. Создание условий успешной адаптации.
6. 2. Советы родителям.
7. Заключение, подведение итогов.
8. Использованная литература.
План для обсуждения
Слайд 4
Начало обучения ребенка в школе –
сложный и ответственный этап в
его жизни.
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям.
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.
Слайд 5 Психологическая
Виды
адаптации
Социальная
Физиологическая
Слайд 6Виды адаптации
1. Психологическая адаптация
Для осознания учебной задачи ребенок должен проявить
определенные усилия и показать развитие целого ряда важнейших учебных качеств. Во-первых, желание учиться и выполнять задания учителя. Во-вторых, понимание заданий, стремление к успешному выполнению. В-третьих, подготовленность ребенка, владение элементарными умениями и знаниями. В-четвертых, желание и способность воспринимать, перерабатывать и запоминать различную информацию, получаемую в процессе обучения. В-пятых, восприимчивость к обучению, умение планировать, контролировать и оценивать собственную деятельность.
Слайд 7Виды адаптации
1. Психологическая адаптация
Психологическая адаптация пройдет тем успешнее, чем выше
развиты личностные качества ребенка. В период адаптации к школе поведение ребенка может претерпевать значительные изменения.
О сложностях с психологической адаптаций говорят такие изменения в поведении, как возбуждение или заторможенность, агрессивность или депрессия, чувство страха, нежелание ходить в школу.
Слайд 8Виды адаптации
2. Физиологическая адаптация
Процесс физиологической адаптации ребенка к школе связан
с напряжением всех функциональных систем организма ребенка и включает несколько этапов. Какую бы работу ни выполнял ребенок (умственная работа при усвоении новой информации, статическая нагрузка при сидячем положении или психологическая нагрузка от общения в коллективе), организм и его системы напряженно работают. Следовательно, чем большее напряжение испытывает каждая система (зрительная, интеллектуальная, мышечная), тем больше ресурсов расходует маленький организм. Длительное напряжение влечет переутомление, которое может стать причинной болезни ребенка. Продолжительность физиологической адаптации приблизительно занимает пять-шесть недель.
Слайд 9Виды адаптации
3. Социальная адаптация
Успешное прохождение этого вида адаптации связано с
особенностями ребенка, а именно: с умением слушать, реагировать на задания учителя, организовывать свою работу, анализировать результат. Это основные навыки которые необходимы в начальной школе, с умением строить отношения с другими детьми и учителями. с умением адекватно оценивать свои действия и действия одноклассников. Надо понимать, что желание ребенка ходить в школу зависит от его эмоционального состояния, которое в свою очередь связано с успехами в учебе, принятием школьных норм поведения, наличием положительных социальных контактов.
Слайд 10 Л.С. Выготский представил следующие периоды детского развития:
Адаптация к школе –
как кризис 7 – го возраста.
Слайд 11Кризис 7 лет у первоклассника характеризуется болезненным отношением к себе, как
личности, в целом при получении негативных оценок каких – то отдельных действий.
Если ребёнка поругали за неправильное «написание крючком», он может перенести это замечание на себя в целом и воспринять это, как «я весь плохой».
Поэтому в первом классе не ставят оценок и родители не должны оценивать отдельно взятые поступки своего ребёнка в общем ключе типа: «что за бестолковый у меня ребёнок», «у тебя ничего не получается».. Первоклассник должен понимать если он что – то сделал неправильно, то это не значит, что он плохой и его не любят.
Слайд 12
Дети очень остро реагируют на несправедливое отношение к себе, со стороны
взрослых, даже если не высказывают своего недовольства и не держат негативных эмоций в себе.
Если ребёнком часто недовольны взрослые. Успешная социальная адаптация первоклассника в школе усугубляется и замедляется.
Кризис 7 лет – это сложный возраст и социальная адаптация к школе у первоклассников не всегда проходит гладко. Но любые проблемы всегда можно преодолеть, если проявлять любовь и терпение к маленькому школьнику.
Слайд 13Основные трудности адаптации ребенка к школе.
1. Хроническая неуспешность.
В период
начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. "Хорошим" считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями.
К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно (вербально и невербально).
Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности.
Слайд 14 Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются
неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится хронической.
А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность
Слайд 15Основные трудности адаптации ребенка в школе.
2. Уход от деятельности.
Это когда ребенок
сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).
Слайд 16Основные трудности адаптации ребенка к школе.
3. Негативистская демонстративность.
Характерна для детей
с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка.
Он нарушает общие нормы дисциплины.
Взрослые наказывают, но парадоксальным образом:
те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением.
Истинное наказание - лишение внимания.
Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.
Слайд 17Основные трудности адаптации ребенка в школе.
4. Вербализм.
Дети, развивающиеся по такому
типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане.
Слайд 18Мышление, особенно образное, отстает. Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы привлекают
внимание взрослых, которые высоко оценивают ребенка. Вербализм, как правило, сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей. С началом обучения в школе обнаруживается, что ребенок не способен решать задачи, а некоторая деятельность, которая требует образного мышления, вызывает трудности. Не понимая, в чем причина, родители склонны к двойным крайностям: 1) винить учителя; 2) винить ребенка (повышают требования, заставляют больше заниматься, проявляют недовольство ребенком, что, в свою очередь, вызывает у него неуверенность, тревожность, дезорганизуется деятельность, возрастает страх перед школой и перед родителями за свою неуспешность, неполноценность, а то путь к хронической неуспешности.
Слайд 19Основные трудности адаптации ребенка в школе.
5. «Ребенок ленится» - это очень
частые жалобы..
За этим может стоять все, что угодно.
1) сниженная потребность познавательных мотивов;
2) мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности. 3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребенок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему "ЛЕНЬ ШЕВЕЛИТЬСЯ", они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что он не нужен, что он плохой. Возникает ТРЕВОГА.
Слайд 204) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда
расценивается родителями как лень. Ребенок не пишет фразу, пример, т.к. совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой для него "порции" любви.
Реже бывает лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему приятно. Это избалованность.
Слайд 21Факторы влияющие
на условия адаптации.
Период адаптации ребенка к школе длится от
2-3 недель до полугода.
Это зависит от многих факторов:
типа учебного заведения,
уровня сложности образовательных программ,
степени подготовленности ребенка к школе,
влияние классного коллектива и личности педагога.
Изменение режима
Непривычно длительное ограничение двигательной активности
Появление новых обязанностей.
Слайд 22Коррекционная работа
Создание условия успешной адаптации
1. организация рационального режима дня.
2. формирование интереса
к школе.
3. дружеское общение с одноклассниками.
4. психологический климат в семье.
5. развитие самоконтроля и самооценки ребёнка.
6. уважение ребёнка для родителей, весомость его мнения.
7. недопустимость физического воздействия.
8. поощрения за успехи и достижения.
9. организация контроля за учёбой.
10. воспитание и предоставление самостоятельности.
11. моральное стимулирование.
Слайд 23
Следует помнить что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны, поэтому
каждому ребёнку требуется помощь и большое терпение со стороны всех окружающих его взрослых.
Безусловно для облегчения адаптации первоклассников должен быть организован РАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ.
Слайд 24
7.00 — Подъём.
7.00-7.30— Уборка постели, умывание.
7.30-8.00 — Завтрак.
8.30-13.00 — Занятия в
школе.
13.30-15.00 — Обед, отдых.
15.00-16.00 — Прогулка или домашние игры (не на компьютере).
16.00-18.00 — Выполнение домашних заданий.
18.00-18.30 — Ужин.
18.30-20.00 — Свободное время.
20.00-20.15 — Подготовка ко сну.
20.15-21.00 — Чтение книг с папой или мамой. (Самостоятельно ребёнок может читать только при условии хорошего освещения.)
Приблизительный распорядок дня школьника начальных классов.
Слайд 25 Распорядок дня поможет вам легче пройти процесс физиологической адаптации к
школе.
Специалисты рекомендуют по возможности не отдавать сразу первоклассника в группу продлённого дня на весь день: крайне желательно хотя бы в первой четверти устраивать для ребёнка один – два дня, полностью или частично свободных от «продлёнки».
Учащиеся первых классов могут заниматься в секциях и кружках (физкультурных и эстетических); рекомендуется не более двух кружков при общей продолжительности занятий не более 6 часов в неделю. Выполнение домашних заданий рекомендуется выполнять не позднее 16-00.
Слайд 27Итак, если вы стали счастливым родителем первоклассника, то вам помогут простые
советы, как легко пережить такой ответственный момент как адаптация к школе:
Слайд 28 Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником.
Он должен видеть
и чувствовать вашу заинтересованность в его школьных делах, серьёзное отношение к его первым достижениям.
Слайд 29Поддержите
первоклассника в его
желании добиться успеха.
В каждой работе обязательно
найдите, за что его можно похвалить.
Слайд 30Обсудите с ребёнком
те правила и нормы,
с которыми он встретился
в школе.
Слайд 31Составьте
распорядок дня,
следите за его
соблюдением.
Слайд 32Помните!
Ребёнок имеет право
на ошибку.
Слайд 33Если вас что-то беспокоит
в поведении ребёнка,
его учебных делах,
не
стесняйтесь обращаться
за советом и консультацией
к учителю или
школьному психологу.
Слайд 34Заключение
Итак, ребёнок полностью адаптирован к школе если:
Первокласснику в школе нравится, он
идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
- Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
Слайд 35- Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает
шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
- У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
- Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"
Слайд 36Список использованной литературы:
Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учебное пособие.
Челябинск, изд-во ЮУрГУ, 2000. 32 с.
2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого - педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с. (Подготовка детей к школе)
3. Дарвиш.О. Б. Возрастная психология.
http://paidagogos.com/?p=6920.
5. http://festival.1september.ru/articles/575309/ .
Слайд 37
1. Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником.
Он должен видеть и чувствовать вашу заинтересованность в его школьных делах, серьёзное отношение к его первым достижениям.
2. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно похвалить.
3. Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе.
4. Составьте распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Помните! Ребёнок имеет право на ошибку.
6. Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
С
О
В
Е
Т
Ы
Р
О
Д
И
Т
Е
Л
Я
М