Слайд 1Критериальное оценивание младших школьников в процессе интегрированных уроков в начальной школе
Составители:
учителя СОШ ЗАТО Видяево -
Н. В. Пантась, высшая кв. категория,
С. С. Вепринцева, первая кв. категория
Слайд 2Ключевые понятия:
критериальное оценивание;
существующая система оценивания;
интегрированный урок.
Слайд 3Ученик должен уметь (ФГОС):
соотносить свои действия с планируемыми результатами;
осуществлять контроль своей
деятельности;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владеть основами самоконтроля, самооценки, взаимооценки;
контролировать процесс и результаты своей деятельности;
вносить коррективы;
адекватно оценивать свои достижения.
Слайд 4Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся
с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Критериальное оценивание
Слайд 5Целью технологии критериального оценивания является определение и повышение успешности учебной деятельности
учащихся посредством использования определенных параметров (критериев), позволяющих связать систему оценивания с целевыми установками как отдельного учебного курса, так и формирования компетентностей учащихся на соответствующей ступени школьного образования.
Цель критериального оценивания
Слайд 6«Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же
связи»
Ян Амос Коменский «Великая дидактика»
Наше общество
находится
в постоянном развитии, следовательно, через новую систему образования
(ФГОС ООО)
выдвигает новые требования к человеку.
Слайд 7Преимущества интегрированных
уроков:
формируют познавательный интерес, что способствует повышению
уровня обученности и воспитанности учащихся;
способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
снимают перенапряжение, перегрузку;
повышают мотивацию;
способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
в большей степени способствуют развитию устной и письменной речи;
способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки,
эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти,
мышления учащихся;
Слайд 8существующая система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их
усвоения;
субъективизм школьной оценки;
отсутствие четких критериев в выборе оценки;
отсутствие в оценке конструктивной информации о том, что именно является причиной низкого или высокого балла;
трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.
Проблемы оценочной
деятельности:
Слайд 9Необходимче знания:
Нужна серьёзная заблаговременная подготовка учителя или учителей, если урок проводится
в тандеме и учителя и учеников;
система критериального оценивания учащихся включает в себя формативные система критериального оценивания учащихся включает в себя формативные и суммативные отметки;
Слайд 10Формативное оценивание :
Повседневная работа
Устранение пробелов и недочетов
Количество вне регламента
Без учета
при итоговой отметке
Текущий уровень усвоения знаний и навыков
Слайд 11
Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний и учебных
навыков при завершении изучения блока учебной информации.
Суммативное оценивание
Слайд 12Критериальное оценивание:
Рубрикатор
Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся
по изученной теме. Она определяется
целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную
рубрику.
Критерий
Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных
видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве
освоить в результате работы.
Дескриптор
Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию
(последовательно показывают все шаги по достижению наилучшего результата)
оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл.
Слайд 13«Корзина с еловыми шишками»
(Музыка Грига и текст рассказа)
Слайд 14Для оценки мы используем только целые числа.
Между дескрипторами нет арифметических
отношений. Например, уровень 4 не обязательно вдвое выше, чем уровень 2.
Мы не рассуждаем по каждому критерию в «прошёл/не прошёл.
Баллы по критериям оценивания
Слайд 15Ученик, который получил высший уровень
по одному критерию, не обязательно достигнет его
по другим критериям. И наоборот, ученик, который получил низший уровень по одному критерию, не обязательно получит его по другим критериям.
Рубрики или рубрикаторы (инструкции по оцениванию) делают процедуру оценивания максимально прозрачной. В рубриках расписано, за что ставятся баллы по каждому из критериев. Мы даём в рубриках характеристика не ученика, а его работы.
Баллы по критериям оценивания
Слайд 17Что такое рефлексия?
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого
себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
Слайд 19Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Обучающиеся сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с
помощью карточки со стилизованными рисунками
Слайд 20Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:
- солнышко;
- солнышко с тучкой;
- тучку;
-
тучку с дождиком;
- тучку с молнией
Слайд 21«Радуга»
С каким цветом радуги ассоциируется данный урок?
оранжевый– радостное, восторженное
настроение.
Красный- нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия;
синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
зелёный цвет – активность,
жёлтый цвет – цвет радости
фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
Слайд 23На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о.
Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и ученики выходят к карте и маркером (фломастером) нарисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.
«Острова»
Слайд 24Рефлексия деятельности
Лесенка успеха
Слайд 25Светофор
Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня,
я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»
Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно»
Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов»
Слайд 26«рефлексивная мишень»
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В
каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
Мишень самооценки
Слайд 27«Дерево успеха»
3-4 ошибки
Нет ошибок
1 ошибка
Слайд 28«Паровозик»
Словарная
работа
Фонети
ческий
разбор
Изучение нового
материала
Работа в
группах
Слайд 29Рефлексия содержания учебного материала
Сегодня на уроке я научился…
Своей работой на уроке
я …
Урок заставил меня задуматься о …
А особенно мне удалось …
Я понял, что …
Мне было интересно, потому что …
Для меня стало открытием, что …
Мне показалось важным …
Слайд 30Рюкзак
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения
большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
я научился составлять план текста и конспект
я запомнил формулу для нахождения дискриминанта
я разобрался в такой-то теме
я наконец-то запомнил, чем стандартный
многочлен отличается от не стандартного
Слайд 31«Благодарю…»
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного
из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.