Слайд 1 Речь педагога как фактор развития речи дошкольников
Консультация для
воспитателей
Подготовила:
учитель логопед
Борушевская Л.И.
МБДОУ «ЦРР – детский сад №12»
Слайд 2Скажи мне слово –
и я скажу, кто ты!
(Сократ.)
Слайд 3Средства развития речи
В методике принято выделять следующие средства развития речи детей:
общение
взрослых и детей;
языковая среда, речь воспитателя;
обучение родной речи и языку на занятиях;
художественная литература;
игровая деятельность;
различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр);
информационно-коммуникативные ресурсы (компьютер, интернет, телевизор, видео, мультимедиа, )
Слайд 4Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.
Речь человека – его визитная
карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Слайд 5М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все
тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Слайд 6Компоненты профессиональной речи педагога:
качество языкового оформления речи;
ценностно-личностные установки педагога;
коммуникативная компетентность;
четкий отбор
информации для создания высказывания;
ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Слайд 7Требований к речи педагога ДОУ:
Правильность
Точность
Логичность
Чистота
Выразительность
Богатство
Уместность
Слайд 8Что такое культура речи?
это степень владения языковыми нормами (в области произношения,
ударения, словоупотребления и грамматики) а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.
Слайд 9Недостатки в речи педагога:
нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
побуквенное произнесение слов,
когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»);
произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
неправильное ударение в словах;
монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
копирование речи малышей, «сюсюканье»;
использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.
Слайд 10К речи педагога предъявляются следующие требования:
правильно произносить все звуки родного языка;
чётко
произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;
использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
Слайд 11Практикум
«Проверьте свою грамотность»
Слайд 12Кто не умеет говорить, карьеры не сделает.
(Наполеон.)