Слайд 1«Юный метеоролог»
Программа дополнительного образования детей старшего возраста
(воспитатель МБДОУ детского сада №
4 р.п.Переяславка Гиззатулина Н. И.)
Слайд 2Актуальность и новизна программы:
Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку,
развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.
В соответствии с ФГОС ДО необходимо предоставить детям возможность приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы и правильно ориентироваться в окружающей обстановке. Жажда впечатлений, желание детей самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые методы организации детского экспериментирования.
Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания - не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Слайд 3Цели программы:
Усвоение системы знаний о природе, ее компонентах и взаимосвязях между
ними.
Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении дошкольников с родным краем.
Задачи программы:
Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой.
Учить фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.
Слайд 4
Планируемый результат:
Дети:
Научатся определять направление и силу ветра, используя для этого специальные
приборы: термометр, дождемер, флюгер;
У них сформируются элементарные экологические знания и представления через прогнозирование;
Будут развиваться экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов;
Разовьются познавательная активность и любознательность;
Научатся последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы;
Расширится словарный запас;
Познакомятся с приборами - помощниками, будут использовать их для определения состояния погоды;
Проявится бережное отношение ко всему живому на земле, любовь к природе.
Слайд 5Формы организации детей:
Экскурсии в различные биоценозы: на луг, речку, болото.
Целевые прогулки:
в парк, сквер, улицу города
Организованная образовательная деятельность в комнате природы
Организованная образовательная деятельность на метеоплощадке.
Методы работы:
Систематические наблюдения в живой и неживой природе
Проверка в практической деятельности народных примет (зарисовка и рифмовка примет)
Чтение природоведческой литературы
Моделирование
Экспериментирование
Художественно-трворческая деятельность детей. Труд в центре природы и на метеоплощадке
Слайд 6Наша метеоплощадка:
Наша метеоплощадка располагается на открытом участке. Она удалена от объектов,
которые могут оказывать непосредственное влияние на показания приборов.
Метеоплощадка имеет квадратную форму и с направлением сторон с севера на юг и с востока на запад.
Огорожена забором. Площадь 25 кв.м.
Основные приборы:
Метеобудка защищает метеоприборы от прямых солнечных лучей, а также от ветра, тумана, снега, дождя и града. Навесной замок ограничивает доступ детей и посторонних лиц к содержимому.
В метеобудке располагаются термометр, барометр.
Ветряной рукав.
Флюгер.
Осадкомер.
Слайд 7
Программой предусмотрено 34 занятия в год, 1 раз в неделю.
Дополнительно:
Ежедневно во
время прогулки на метеоплощадке проводим наблюдение за погодой. Данные заносим в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.
В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждаем, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий.
Слайд 8
Вместе с родителями:
Организация деятельности строится в тесном сотрудничестве с
родителями. Информацию родители получают из папок - передвижек: «Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома».
Для родителей организуются дни открытых дверей: «Добро пожаловать на метеостанцию».
На собраниях, практикумах советуем родителям, что прогулку в природу целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т.д.
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто поглядит вокруг.
Родители получают задания на дом: отметить погоду в выходные и праздники, потом заполнить дневник в группе и пр.
Слайд 9Вместе с родителями:
Создали предметно-пространственную среду в группе: уголок природы,
календарь погоды, дневники наблюдений, материалы для творчества, экспериментирования, исследований.
Подобрали литературу, народные приметы, подготовили презентации на различные темы, дидактические и настольные игры, сведения о профессиях – синоптик, метеоролог и т.д.
Есть учебные 5-7 минутные фильмы для дошкольников на темы:
«Воздух», «Вода», «Ветер», «Тепло», «Влияние человека на окружающий мир», «Приборы, которые помогают изучать окружающий мир», «Смена времен года», «Времена года», «Компас», «Нас окружает вода», «Лес», «Цветы», «Природные явления» и пр.
Слайд 10
Наши первые результаты:
Проведено 16 занятий кружка на темы:
«Что такое погода?»
«Кто они
такие-метеорологи?»
«Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде?»
«Как измерить температуру воздуха?»
«Как рождается дождь»
«Ходят капельки по кругу»
«Наша метеоплощадка»
«Приметы осени»
«Ветер,ветер,ветерок…»
«Пернатые синоптики»
«Как работает флюгер» и др.
Слайд 11
Мы научились:
Определять силу и направление ветра
с помощью приборов
и подручных
средств.
Слайд 12
Мы научились:
Вести календарь погоды, делать записи
и зарисовки. Выполнять обязанности дежурных
по уголку природы.
Слайд 13
Мы научились:
В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода
была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.
Слайд 14
Мы научились:
Экспериментировать и делать выводы.
Слайд 15
Мы научились:
Знаем устройство термометра и умеем определять температуру воздуха.
Слайд 16
Мы научились:
Свои впечатления от наблюдений выражаем в рисунках и поделках.
Слайд 18
Делимся опытом:
Выступление из опыта работы на семинаре в ДОУ
«Использование метеоплощадки для
организации поисково-исследовательской деятельности детей».
Ноябрь 2018 год
Слайд 19
Делимся опытом:
1. Программа опубликована на личном сайте:
http//учительский.сайт/Гиззатулина-Наталья-Ивановна
2. Программа заняла первое место
в 6-м Всероссийском педагогическом конкурсе «Педагогические инновации» на образовательном портале
Профи педагог, октябрь 2018 года.
Слайд 20
Мы открыты для всех!
Если Вас заинтересовала эта тема, приходите!
Мы будем рады
поделиться опытом!
Спасибо за внимание!