Слайд 1Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 21«Звездочка» комбинированного вида»
662603, г.
Минусинск, ул. Борцов Революции, 50 «А», тел. 8 (39132) 5 01 91 E-mail: ds21zvezdochka@yandex.ru
Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе «Чебурашка»
Воспитатель : Мохначёва Евгения Васильевна
Слайд 2
Развивающая предметно-пространственная среда в старшем дошкольном возрасте
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы в соответствии с возрастом и особенностями развития детей. При организации, развивающей предметно - пространственной среды, согласно требованиям ФГОС:
Слайд 3В группе для детей было использовано несколько вариантов ее построения:
Зонирование пространства
осуществляется мобильными средствами, расстановкой мебели и оборудования.
Использование помещений приемной, холла, спальни.
Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребенку возможность двигаться.
Слайд 5Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной среды в нашей группе
ПРОСТРАНСТВО;
ВРЕМЯ;
ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
В предметно – развивающей среде группы выделены следующие зоны для
разного вида активности:
1. РАБОЧАЯ
2. АКТИВНАЯ
3. СПОКОЙНАЯ
Слайд 6Четко прослеживаются все пять образовательных областей:
социально коммуникативного развития; познавательного развития;
речевого
развития;
художественно-эстетического развития;
физического развития.
Слайд 7При построении предметно-пространственной развивающей среды учитываются следующие принципы:
принцип дистанции, позиции при
взаимодействии;
принцип активности, самостоятельности, творчества;
принцип стабильности, динамичности;
принцип комплексирования и гибкого зонирования;
принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
принцип гендерных и возрастных различий детей.
Слайд 8Пространство группы выстроила в виде разграниченных центров, содержание и оснащение которых
меняю соответственно тематическому планированию. Дети имеют возможность самостоятельного выбора познавательной, творческой или игровой деятельности. Пространство центров подразумевает одновременную деятельность 3 – 5 человек, что позволяет избежать эмоционального дискомфорта, но способствует проявлению детской инициативы.
Именно поэтому особое внимание уделяю созданию условий в группе, как для совместной деятельности детей, так и для индивидуальной деятельности, учитывая особенности развития каждого воспитанника. На основе интеграции содержания и видов деятельности в группе организованы центры активности по следующим направлениям:
Слайд 9Социально - коммуникативное развитие.
Формирование у детей основ культуры общения, закрепления
знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций, через совместные трудовые действия, через игровую и театрализованную деятельность, ОБЖ. Оборудование и пособия размещены так, чтобы дети легко могли подбирать игрушки, комбинировать их.
Слайд 14Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность.
Слайд 16Игровая деятельность представлена четырьмя центрами: игровая зона условно разделена на центр
игры для мальчиков и центр игры для девочек, центр театрализованной деятельности, центр конструирования. В центрах находятся игровые модули, которые наполняются необходимыми атрибутами, соответственно тематическому планированию, в центре конструирования представлены различные виды и формы конструкторов. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.
Слайд 19Познавательное развитие.
Развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации, воображения, творческой активности, формирование
представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира осуществляется посредством содержания центров. Подобранный дидактический материал должен давать детям представление о целостной картине мира, о взаимосвязях, и взаимодействии всех природных объектов. Познавательный центр представлен в группе несколькими направлениями: Центр природы и экспериментирования, центр «Веселая математика», центр дидактических игр «Хочу все знать», центр нравственно-патриотического воспитания.
Слайд 20В центре «Веселая математика» находятся настольно-печатные игры на выделение части и
целого, определение последовательности событий, свойств предметов, развитие логического мышления, формирование умения ориентироваться в пространстве, счетные материалы, игры-головоломки, счетный материал.
Слайд 23
С целью ознакомления детей с предметами живой и неживой природы в
группе создан центр природы и экспериментирования (расположен в приемной). Дети имеют возможность научиться ухаживать за комнатными растениями, наблюдать признаки приспособления растений к изменяющимся условиям среды в течение года. Центр оснащен приборами и материалами (природный, бросовый), позволяющими детям увидеть некоторые свойства и качества объектов природы, выделить признаки их сходства и отличия.
Слайд 27Центр дидактических игр «Хочу все знать».
Дидактическая игра – это целенаправленная творческая
деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. В процессе дидактической игры идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Использование дидактической игры, как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. В центре представлены игры: «Сложи профессию». «Сложи сказку»(кубики), «Путешествие по сказкам Андерсена», «Мир сказок», «Времена года», «Вселенная», лото «Ассоциации», домино «Красная книга Красноярского края», лото «Виды и рода войск», лото «Животные», «Четвертый лишний», «Шашки» и другие игры
Слайд 29Д/И «В гости к Тане»
Д/И «Хорошо-плохо»
Д/И «Оденем Машу и Сашу»
Д/И «Профессии
детского сада»
Слайд 30Центр нравственно - патриотического воспитания.
В данном центре помещена государственная символика родного
города, края (Минусинск, Красноярский край) и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрированный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, макеты достопримечательностей родного города – Минусинска (собор, музей, театр, фонтан).
Слайд 34Речевое развитие.
Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее
эффективно влияющее на развитие разных сторон речи ребенка. Направление речевого развития составляют два центра: центр развития речи, центр детской книги. В центре развития речи расположена подборка артикуляционных гимнастик, пальчиковых игр, иллюстрации и серии сюжетных картинок, мнемотаблицы для самостоятельного составления рассказов, также организовано место для логопедической работы. Для родителей организован в холле стенд «Уголок логопеда». Центр оснащен дидактическими играми, а также играми и предметами для развития дыхания.
Слайд 36Центр детской книги наполнила литературными произведениями авторского и народного творчества, энциклопедиями,
журналами.
Слайд 37Художественно - эстетическое развитие.
Центр художественного творчества способствует развитию художественного восприятия, умения
последовательно внимательно рассматривать произведения искусства и предметы окружающего мира, умения изображать простые предметы и явления в собственной деятельности. В центре подобраны различные картинки, схемы с изображением последовательности работы. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу. В рабочей зоне находится материал для художественно-творческой деятельности (часть помещается в тумбу).Это материалы для рисования, лепки, аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, доски для лепки, стеки, пластилин, раскраски, дидактические игры). В ходе совместной творческой проектной деятельности детей, родителей и воспитателей создан мини-музей «Исторические предметы быта».
Слайд 39Музыкально-театральный центр обеспечивает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Центр содержит различные
виды театра: пальчиковый, плоскостной, кукольный; также маски, различные атрибуты для драматизации сказок: ширма, два занавеса, костюмы, шляпки, декорации, с помощью которых дети имеют возможность проявить себя в роли актера, режиссера, сценариста. Оснащение музыкального центра стимулирует желание детей самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью, способствует формированию представлений о жизни и творчестве некоторых композиторов
Слайд 41Физическое развитие.
Для приобретения детьми опыта в двигательной деятельности в группе создан
спортивный центр «Мы дружны со спортом». Центр содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей – ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств.
Слайд 44Для эффективной работы с семьями воспитанников в приемной группы находятся: информационный
стенд для родителей, где размещены возрастные особенности детей, консультации специалистов, список группы, сетка НОД, режим дня, меню; папки-передвижки; поделки, изготовленные детьми совместно с родителями. Здесь же расположен центр «Наше творчество», где отражена работа детей в соответствии с темой недели.
Слайд 48Центр безопасности
дорожного движения
Слайд 49Нашей главной задачей воспитания
дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта
и психологической
защищенности. В детском саду ребенку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому,
важным является и среда, в которой
проходит воспитательный процесс.