Слайд 1«Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра»
Слайд 2Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Плотниковский детский сад «Теремок»
Подготовила: Козлова Елена
Владимировна
, воспитатель первой квалификационной категории
2017 год
Слайд 3Цель : развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Задачи:
Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.
Познакомить детей с различными видами театра.
Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
Обучать приёмам кукловождения различных видов кукол.
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям.
Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
Воспитывать дружеские взаимоотношения во время театрализации.
Слайд 4
Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка –
первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А.Б. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков и другие).
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Слайд 5В этой связи возникает необходимость целенаправленной организации досуговой деятельности детей, пересмотра
ее содержания, форм и средств, способствующих целенаправленному развитию их творческого потенциала. Именно с точки зрения развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, можно рассматривать искусство театра, которое хорошо вписывается в систему дошкольного образования.
Слайд 6Младший дошкольник не способен в полной мере овладеть театральным искусством. Дети
воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от его содержания и, особенно, от собственного актерства. Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему.
Слайд 8Театр масок б и - б а - б о (
п е р ч а т о ч н ы й)
Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам «Репка».
Слайд 9Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для младших дошкольников. У
детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться.
Слайд 10В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно – речевое,
музыкально – игровое, танцевальное, сценическое, певческое.
Театрализованные игры позволяют повысить эффективность обучения и воспитания, именно во время игры дети чувствуют себя легко и свободно, что является питательной средой для развития у них творческих способностей.
Слайд 11 Создание развивающей среды
по театрализованной деятельности
(из опыта работы)
Слайд 12Нужно понимать, что приступать сразу к постановке кукольных спектаклей с включением
детей нелепо, ведь спектакль не будет удачным до тех пор, пока ребенок не научится играть в нем.
Вначале воспитателю лучше самостоятельно показывать ребенку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не стоит требовать его буквального воспроизведения.
Затем можно предложить ребенку игры-имитации: "Покажи, как прыгает зайка"; "Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка", "Покажи, как ходит петушок".
Следующий этап - отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).
Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам.
Слайд 13 Театральная азбука
Авансцена –
пространство сцены между занавесом и зрительным залом
Акт (Действие) – отдельная часть сценического произведения
Актер – исполнитель ролей в театральных представлениях
Антракт – перерыв между действиями спектакля
Аплодисменты – одобрительные хлопки зрителей, форма выражения приветствия или благодарности артистам и создателям спектакля
Афиша –объявление о представлении
Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу(поредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. д.) внешности, необходимой актеру для данной роли
Декорация – устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия
Диалог – разговор между двумя или несколькими актерами
Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли
Слайд 14 Драматизация венгерской сказки
«Два жадных медвежонка»
Слайд 15ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИВАЕТ.
Для младших дошкольников 3-4 лет самым доступным видом
театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод кулотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. Выбор постановки во многом определяется возрастом малыша. Чем он младше, тем проще должен быть спектакль. Но, в любом случае, идеальными будут народные и авторские сказки.
Слайд 16Т е а т р и з в а р е
ж е к и п е р ч а т о к
Слайд 17Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица
взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.
Педагог постепенно расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок:
Слайд 18Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций
человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Слайд 19 • Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).
Слайд 20 • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).
Слайд 21 • Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок»)
Слайд 22 Театр на прищепках «Смешарики»
(из опыта работы)
Слайд 23Результат: Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную
деятельность» принесла свои результаты:
1. Дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность.
2. Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.
3. Через театрализованную игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
4. У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
5. Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
6. У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
7. Активизировался словарь детей, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь.
8. Дети стали раскрепощаться и творить.
Слайд 24Теоретическая база опыта
Программа « От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.
Веракса).
Журнал «Воспитатель в ДОУ»:
«Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)
«Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы младшими дошкольниками» (№1/2013г.)
«Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников» (№4/2009г.)
«Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте» (№9/2010г.)
«Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» (№9/2010г.)
«Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.)
Статьи в интернете:
«Театрализованные игры в ДОУ» О.В.Акулова. (portal-slovo.ru/Дошкольное образование/36458.php)
Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (Зернова Е.Н., Чурина О.И.) - nsportal.ru›Детский сад›Разное›…-deyatelnosti-s-detmi-4…