Слайд 1РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Пословицы и
поговорки - это сгустки народной мудрости, здравого смысла, ума, трудового и житейского опыта, это концентрированное выражение нравственно-эстетических и педагогических взглядов и оценок, выработанных народом.
май 2018 год
МБДОУ «Детский сад №2 общеразвивающего вида, группа №3,
Кошкина В. Н.
Слайд 2Определение.
Посло́вица — малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение,
несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Пословица от поговорки отличается тем, что пословица состоит из целого предложения, содержащего нравоучение, примету или предостережение, а поговорка состоит из одной фразы или словосочетания. Поговорка по определению Даля: «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая
полной пословицы»
Слайд 3Происхождение и история жанра.
Трудно сказать, с каких времён среди народа начали
ходить пословицы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок.
Неоспоримо одно: и пословицы, и поговорки возникли в отдалённой древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжений его историй. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают - они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что всё ими сказанное - твёрдая истина.
Пословица - едва ли не первое блистательное проявление творчества народа.
Слайд 4Актуальность.
В наши дни, как никогда актуальны проблемы духовности в отношениях между
людьми. Фольклор даёт прекрасные образы русской речи, подражание которым позволяет ребёнку успешнее овладевать родным языком.
«Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека.»
К. Д. Ушинский
Слайд 5В пословицах отразились, писал К. Д. Ушинский, «все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая,
лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».
Соответственно велико тематическое разнообразие пословиц: о Родине, о доме и семье, о труде, о дружбе, об уме и глупости, о счастье и несчастье, о еде и питье, о книге и грамоте, о здоровье и болезни, о душевных свойствах людей и их поведении и многое другое.
Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка. В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т. п.
Слайд 6Развитие образной речи
Проблема развития речи в широком понимании входит в проблему
становления словесного творчества детей дошкольного возраста. Исследователи рассматривают детское творчество как действенный и активный путь освоения окружающей действительности.
Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.
Все формы образности речи — метафоры, аллегории, сравнения — это специфические средства выражения различного смыслового содержания. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Слайд 7Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразеологизмов, загадок,
пословиц, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и образности их и углубляют художественное восприятие литературных произведений.
Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребёнка к смысловой стороне слова; отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям.
Слайд 8ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
Расширение представлений детей о малых жанрах словесного фольклора.
В
ходе занятий и тематических развлечений развивают познавательный интерес к различным формам фольклора: с эмоциональной направленностью (частушки, потешки, прибаутки), с его практической соотнесённостью с миром (заклички, считалки, приговорки, скороговорки) и с иносказательностью народной речи (загадки, пословицы, поговорки).
Для этого используются сценарии фольклорных праздников: «Встреча с любимыми произведениями», «Год кончается, год начинается», «Посиделки», где в качестве главной задачи выступает соединение общефольклорных сведений.
Слайд 9ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
Направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических (раздел лингвистики,
изучающий смысловое значение единиц языка) отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам и поговоркам.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Слайд 10ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
Посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими
дошкольниками: учебно-речевой, игровой, художественно-речевой, бытовой,
досуговой.
Здесь основным приёмом работы выступает толкование пословиц, поговорок как фразеологических единиц. С помощью приёмов речевых ассоциаций, пантомимических действий и иллюстрирования пословиц, поговорок углубляется представление детей о прямом и переносном значении слов и словосочетаний. На данном этапе происходит последовательное освоение новой речевой информации и одновременно развитие познавательных сил и лексических возможностей детей ориентироваться в этой информации.
Слайд 11ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ
Направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц
и поговорок в самостоятельной речи. На этом этапе знания детей нацеливаются на объединение, комплексирование задач (ознакомление, уточнение значений и активизация пословиц, поговорок в речи).
Детям предлагается продолжить пословицу по заданному началу: Как аукнется... (так и откликнется); назвать пословицу по рифмующимся словам: руки — скуки (Умелые руки не знают скуки); подобрать поговорку к заданному слову: белка (Крутится, как белка в колесе); составить рассказ по тексту пословицы. В упражнениях на определение полярных семантических отношений (антонимия: ум — глупость, правда — ложь, трудолюбие — лень), эквивалентных отношений слов (синонимия: лукавство — хитрость, смекалка — ловкость) дети одновременно осваивают ценностную ориентацию изречений (А.П. Илькова).__
Слайд 12Алгоритм работы с пословицей
Моделирование ситуации. Воспитатель вводит детей в ситуацию поговорки,
пословицы, фразеологического оборота.
Объяснение непонятных слов, образных выражений. Объяснение смысла пословицы, поговорки (сначала это делает педагог вместе с детьми, затем сами дети).
Придумывание небольшого рассказа, сказки раскрывающей смысл пословицы или поговорки (сначала это делает педагог вместе с детьми, затем сами дети).
Создание рисунка к пословице или поговорке (сначала дети обговаривают содержание рисунка вместе с педагогом, в последующем дети делают это самостоятельно.
Рассматривание рисунков, их обсуждение.
Слайд 13Формы работы для закрепления пословиц и поговорок
Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц».
Дидактическая
игра: «Один начинает, другой продолжает», «Продолжи пословицу»
Можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по смыслу: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде.
Можно раздать детям картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу.
Изобрази пословицу пантомимой.
Нарисуй пословицу. Постепенно образуется «банк» рисованных пословиц.
Изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы.
Найди лишнюю пословицу.
Найди пару. Среди нескольких найти пары пословиц, близких по смыслу:
Картинка + рассказ + пословица. Каждому ребёнку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица.
Проведение тематических бесед с использованием пословиц, особенно на духовно нравственные, патриотические темы
Сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц.
Слайд 16К О Н Е Ц – Д Е Л У
В Е Н Е Ц .
Источник: http://detochki-doma.ru/poslovitsyi-i-pogovorki-pro-maslenitsu-63-klassnyih-korotkih-izrecheniya/
© Деточки Дома
https://infourok.ru/oznakomlenie-detey-s-poslovicami-i-pogovorkami-494499.html
Ушакова О.С, Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» https://yadi.sk/i/oiG4Hr2g3VgTGG
https://lesnaya.nethouse.ru/articles/149843#_Toc286825160
http://studbooks.net/682352/literatura/proishozhdenie_istoriya_zhanra
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пословица
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/121862
https://lesnaya.nethouse.ru/articles/149843#_Toc286825160
«Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина, Ярославль, «Академия развития», 2010
«Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» О. С. Ушакова ТЦ «Сфера», Москва, 2012