Слайд 1
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
У воспитаников
группы «Звездочка»
Слайд 4
ВОСПРИЯТИЕ в дошкольном возрасте становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются
произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск.
Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь - то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия с ними, видит и понимает реальные отношения между ними.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения - монологи, рассказы. В них он передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания.
ВОСПРИЯТИЕ
Слайд 6 Результаты диагности
10 баллов — ребенок по фрагменту изображения
«а» за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.
7-9 баллов — ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек.
4-6 баллов — ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», затратив на решение задачи от 21 до 30 сек.
2-3 балла — ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив от 30 до 40 сек.
0-1 балл — ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента: «а», «б» и «в».
Слайд 7
ВНИМАНИЕ –
психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком
мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него.
Слайд 8
Тест “Найди несколько различий?”
Цель этой методики - определить, насколько ребенок
в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Методика рассчитана на детей 5-6 лет.
Слайд 9
10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за
20 сек
8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
Результаты диагностик
Слайд 10
ПАМЯТЬ
Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как
указывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.
У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.
В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских
воспоминаний.
Слайд 12МЫШЛЕНИЕ -
высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление
является самым важным процессом познания.
Слайд 13Побуждать детей делать самостоятельные выводы.
Учить детей отвечать на вопросы, делать
умозаключения.
Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами
Способствовать познанию свойств различных материалов, их функциональный потенциал, созданию образов, модели реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).
Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
Учить ребенка устанавливать причинно - следственные связи.
Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.
Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.
Слайд 14 Цель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии,
сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи.
Методика «Чем залатать коврик?»
Слайд 15 10 баллов– ребенок справился с заданием меньше чем за 20
сек 25,9% детей
8-9 баллов– ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек. 18,5% детей
6-7 баллов– ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек. 18,5 % детей
4-5 баллов– ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.14,8% детей
2-3 балла– время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек. 22,2%
0-1 балл– ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек. 0 детей
Результаты диагностики
Слайд 16
ВООБРАЖЕНИЕ - психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности
Как развивать
воображение у дошкольника
Использовать заменители предметов.
В развитии воображения ребенка важную роль играет внешняя опора. Если на ранних этапах развития (3 – 4 года) воображение дошкольника неотделимо от реальных действий с игрушками, то у детей 6 – 7 лет уже нет такой зависимости. Их воображение может опираться на предметы, совсем не похожие на те, которые они заменяют. Так, малыш может скакать на палке, представляя себя всадником, а палку – конем. Через несколько лет, постепенно потребность во внешних опорах пропадет. Ребенок сможет просто представить себе действия с воображаемым предметом. Но для этого нужно научить ребенка оперировать разными заменителями предметов.
Совершать «опредмечивание» неопределенного объекта.
Способом «опредмечивания» дети начинаются пользоваться в 3- 4 года. Он заключается в том, что ребенок может в незавершенной фигуре видеть целиком конкретный предмет. Так, в задании на дорисовывание, ребенок может превратить круг в колесо или мяч. К 6 – 7 годам ребенок должен свободно пользоваться этим способом.
Слайд 17Создавать образы на основе словесного описания или неполного графического изображения.
Эта способность
очень важна для будущей учебной деятельности ребенка. Необходимость создавать образы на основе описания возникает во время чтения книжки, усвоении новых слов.
Пространственное воображение
Все предметы окружающего мира имеют пространственные характеристики, и образы воображения должны их отображать. Поэтому очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета в пространстве. Тренировать эту способность можно с помощью игр на представление взаимного размещения нескольких предметов в пространстве.
Создание и реализация плана задуманного.
Только последовательная реализация плана задуманного может привести к достижению результата. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные задумки и намерения ребенка не воплощаются в жизнь. В этом возрасте уже есть все условия для того, чтобы научиться действовать за предварительно продуманным планом. Поэтому очень важно развить эту способность, научить не просто бесцельно и урывками фантазировать, а реализовывать свои идеи, создавать небольшие, но завершенные произведения (рисунки, истории, конструкции) и т.д.
Слайд 18Тест «Дорисуй фигуры»
Цель- выявление уровня развития зрительно-моторной координации, зрительно-моторного анализа
и обобщения пространственных отношений формы и симметрии объектов.
Слайд 19
1. Хороший уровень: дети понимают принцип работы, безошибочно дорисовывают фигуры.
2. Средний
уровень: то же, что и в 1, но иногда допускают небольшую асимметрию в рисунках.
3. Низкий уровень: уменьшение площади дорисованной фигуры; грубые изменения ее формы; непонимание принципа работы.
Результаты диагностики
Мониторинг
Результатов диагностики «Чем залатать коврик»
2013-2014гг
Слайд 22Диаграмма
Результаты диагностики
Уровень адаптации детей группы «Солнышко»
2013год
Результатов диагностики «Узнай, кто это»