Презентация, доклад на тему Развитие познавательных интересов и действий у детей

Содержание

Цель познавательного развития: сформировать компетентность познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности в соответствии с действующими государственными стандартами (ФГОС ДО Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), в

Слайд 1Развитие познавательных интересов и действий у детей
Клуб педагогов «Призвание»
Первая встреча

Развитие познавательных интересов и действий у детей Клуб педагогов «Призвание»Первая встреча

Слайд 2Цель познавательного развития:
сформировать компетентность познавательных интересов и познавательных действий

ребёнка через его включение в различные виды деятельности в соответствии с действующими государственными стандартами (ФГОС ДО Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), в которых дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому в данный процесс включены все стороны воспитательно-образовательного процесса.
Цель познавательного развития:  сформировать компетентность познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные

Слайд 3Стадии проявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста

( по В.А. Онищуку)

а) любопытство – элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов.

б) любознательность – стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;

в) познавательный интерес – стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать. В центре внимания детей на этой стадии не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.

Стадии проявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста    ( по В.А. Онищуку)а) любопытство –

Слайд 4Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной

воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. 
Развитие познавательных действий у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы и явления, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и

Слайд 5Вопрос для обсуждения:
в каких видах деятельности детей
педагог развивает
у

ребёнка познавательную активность?
Вопрос для обсуждения: в каких видах деятельности детей педагог развивает у ребёнка познавательную активность?

Слайд 6Наблюдение и труд в природе
Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей,

является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе. Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятие. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия - сенсорное воспитание - составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе воспитатели уделяют внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы.
Наблюдение и труд в природе Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация

Слайд 7Через экологическое воспитание дошкольников и экспериментирование в природе
Интерес ведет человека

к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для дошкольника может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов. Ребенка старшего дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы и способность находить ответы на них. Такой дошкольник склонен к экспериментированию, к активной поисковой деятельности. Он может длительно сосредотачиваться на интересующей его проблеме: изучать жизнь муравейника; экспериментировать - какие предметы плавают, а какие тонут, придумывать новые конструкции. При усвоении новых знаний он задает взрослому много вопросов, пытается самостоятельно найти связь с личным опытом, высказывает оригинальные догадки, предположения, другими словами, проявляет творческое отношение к объекту и процессу познания.
Через экологическое воспитание дошкольников и экспериментирование в природе Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются

Слайд 8Беседа - форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение

расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт.

Исследовательская деятельность - как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира

Экспериментирование - форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Беседа - форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка

Слайд 9Наблюдение и практическое экспериментирование
Организованное наблюдение живых объектов и практическое экспериментирование с

ними; рассматривание картинок (предметных и с простым сюжетом), игрушек. Происходит знакомство детей с животными ближайшего окружения: кошка, собака, корова, курица. Детей учат узнавать и называть животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти, форме и размеру ушей, хвоста, длине передних и задних лап), характеру передвижений (кролик прыгает, птица летает), издаваемым звукам (кошка мяукает, петух кукарекает). Дети узнают и называют растения ближайшего окружения - дерево, куст, трава, комнатные цветы.
Наблюдение и практическое экспериментированиеОрганизованное наблюдение живых объектов и практическое экспериментирование с ними; рассматривание картинок (предметных и с

Слайд 10Дидактические игры
В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств

предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться), что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:
1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия.
2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям.
3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия.
4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые приемы.
5. Конкретно и четко объяснять правила
Дидактические игры В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов)

Слайд 11Речевые логические задачи
Речевая логическая задача - это рассказ-загадка, в данном случае

о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности, мышления, гибкости ума. Речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуя умение рассказывать, четко формулировать свои мысли. Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель использует различные методические приемы: предлагает им вспомнить, что они наблюдали на прогулках, экскурсиях, задает наводящие вопросы, помогает правильно сформулировать мысль.
Речевые логические задачиРечевая логическая задача - это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может

Слайд 12Экскурсии - один из видов занятий по ознакомлению детей с природой

и развития познавательных действий. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. По содержанию экскурсии делят на два вида: природоведческие - в парк, в лес, на реку; экскурсии на сельскохозяйственные объекты - поле, в сад, огород. Экскурсии привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.
Экскурсии - один из видов занятий по ознакомлению детей с природой и развития познавательных действий. Во время

Слайд 13Развлечения, викторины, конкурсы 
можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использование

информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности.
Развлечения, викторины, конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использование информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное

Слайд 14Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко строить целостный воспитательно-образовательный

процесс в ДОУ, реализовывать задачи образовательной области «Познание».
Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, реализовывать задачи образовательной

Слайд 15Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень

важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности, а также основой подготовки дошкольников к школьному обучению.
Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная практико-познавательная деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность



Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и

Слайд 16СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть