Презентация, доклад на тему Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность

Содержание

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

Слайд 1Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Слободо-Туринский детский сад "Алёнка" общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей"

с.Туринская Слобода, 2017г

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Заровнятных Евгения
Владимировна

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение 

Слайд 2Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и

получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К.Е.Тимирязев
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь

Слайд 3 Любая деятельность детей – источник познания. Дети очень любят экспериментировать. Это

объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.
Любая деятельность детей – источник познания. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное

Слайд 4 Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко

проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально- познавательной активности.
Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на

Слайд 5 В ФГОС ДО и в программах дошкольного образования, в том числе

программе «Детство», используется понятие «познавательно-исследовательская деятельность», которое можно определить как целенаправленное восприятием ребенком новой информации посредством таких операций, как наблюдение, опыты, экспериментирование.
Изучая новинки методической литературы и новинки игрового оборудования, согласно ФГОС, наблюдая за детьми, я обратила внимание на экспериментирование, как на эффективное доступное средство интеллектуального развития детей .
В ФГОС ДО и в программах дошкольного образования, в том числе программе «Детство», используется понятие «познавательно-исследовательская деятельность»,

Слайд 6

Актуальность организации исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Принимая во внимание цитату А.И.Савенкова «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде», можно сделать вывод о необходимости увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.
Именно исследовательский метод может помочь дошкольнику решить сложные задачи:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Актуальность организации исследовательской 		деятельности с детьми

Слайд 7 Для организации развития исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста (детского экспериментирования),

я поставила перед собой
цель: развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
1.Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т . е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.
2. Расширять представления детей о свойствах окружающего мира, его красоте; развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков, схем и т . д.)
3. Включать родителей в процесс развития познавательного интереса у детей.
Для организации развития исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста (детского экспериментирования), я поставила перед собой цель: развитие

Слайд 8Принципы
Научности
(подкрепление всех видов познания научно-обоснованными методиками)
Результативности получение положительного результата независимо от уровня

развития детей)

Креативности
(развитие способностей переносить сформированные навыки в самостоятельную деятельность, поощрять детей находить решение нестандартных задач и ситуаций

Доступности
(построение процесса обучения на адекватных возрасту формах работы с детьми)

Индивидуально-личностной ориентации
(гуманный подход к развитию личности ребенка с опорой на его индивидуальные способности)

Систематичности и последовательности
(единство воспитательных ,развивающих, обучающих задач развивая поисково-исследовательскую деятельность)

Целостности
(комплексный принцип построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности)

Активного обучения
(организация детской деятельности в процессе которой они сами делают открытия)

ПринципыНаучности(подкрепление всех видов познания научно-обоснованными методиками)  Результативности получение положительного результата независимо от уровня развития детей) Креативности(развитие

Слайд 9Опыт
Фиксация результатов
Рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки
Наблюдения
Трудовые поручения
Моделирование (создание моделей)
Методы

и приемы работы по
экспериментально-исследовательской деятельности

Постановка вопросов проблемного характера

Разнообра-зные виды игр

Беседы

Прогулки, экскурсии

Занятия, досуг

ОпытФиксация результатов Рассказы, сказки, загадки, стихи, поговоркиНаблюдения Трудовые порученияМоделирование (создание моделей)Методы и приемы работы по экспериментально-исследовательской деятельностиПостановка

Слайд 10 Ожидаемые результаты

     повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков

детей (видеть и  определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы);
     совершенствование умений определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов, самостоятельно проводить опыты с веществами;
     формирование личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.)

Ожидаемые результаты     повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и  определять проблему, принимать

Слайд 11Для организации исследовательской деятельности я создала условия:
• Выстроила образовательную деятельность с

постепенным возрастанием
самостоятельности совместного поиска.
• Составила план проведения опытов и экспериментов.
• Разработала проекты (исследовательские, творческие, информационные)
• Подобрала дидактический материал: карточки-схемы, модели дидактические
игры, инструкции, картотеки.
• Организовала развивающую предметно-пространственную среду (детскую научную лабораторию в группе .
Для организации исследовательской деятельности я создала условия:• Выстроила образовательную деятельность с постепенным возрастаниемсамостоятельности совместного поиска.• Составила план

Слайд 12Как базу для игровой деятельности ребенка использую
«Детскую научную лабораторию»


Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых»,
спасателей, фармацевтов, операторов, геологов, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике, а также лаборатория помогает в составлении проектов.
Как базу для  игровой деятельности ребенка использую «Детскую научную лабораторию» Работа в лаборатории предполагает превращение детей

Слайд 13В лаборатории я разместила неструктурированный материал (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт

и др.), различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.), приборы для проведения опытов.


В лаборатории я разместила неструктурированный материал (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.), различные коллекции, экспонаты, редкие

Слайд 14Столы для образовательной деятельности стали местом для проведения опытов

Столы для образовательной деятельности стали местом для проведения опытов

Слайд 15Проведение образовательной деятельности по экспериментированию
Выращивали кристаллов (самодельных и купленных в магазине),

сравнивали условия и процесс роста кристалла.
Проведение образовательной деятельности по экспериментированиюВыращивали кристаллов (самодельных и купленных в магазине), сравнивали условия и процесс роста кристалла.

Слайд 16Проведение образовательной деятельности по экспериментированию
Рассматривание корней растений на участке детского сада
Эксперименты

«Статическое электричество»

Определение свойств воды

Проведение образовательной деятельности по экспериментированиюРассматривание корней растений на участке детского садаЭксперименты «Статическое электричество»Определение свойств воды

Слайд 17Проведение экспериментов на тему «Воздух-невидимка»
Воздух и звуки
Где есть воздух?

Проведение экспериментов на тему «Воздух-невидимка»Воздух и звукиГде есть воздух?

Слайд 18Проведение образовательной деятельности по экспериментированию
Определение свойств материалов: резина, камень, бумага

Проведение образовательной деятельности по экспериментированиюОпределение свойств материалов: резина, камень, бумага

Слайд 19Проведение образовательной деятельности по экспериментированию со стеклом и зеркалами (отражение света,

увеличение предметов, светопроницаемость)
Проведение образовательной деятельности по экспериментированию со стеклом и зеркалами (отражение света, увеличение предметов, светопроницаемость)

Слайд 20Результативность деятельности по развитию познавательной активности у детей представлена в виде

достижения по критериям, предложенными Г.П.Тугушевой и рекомендованными примерной основной образовательной программой «Детство».
Критерии:
- Ребенок умеет выделять проблему, находить противоречие;
- Ребенок умеет формулировать вопрос;
- Ребенок умеет ставить цель исследования;
- Ребенок умеет осуществлять поиск эффективного решения проблемы;
- Ребенок умеет выдвигать гипотезу;
- Ребенок умеет описывать явления и процессы;
- Ребенок умеет формулировать выводы и умозаключения;
- Ребенок умеет самостоятельно проводить исследование;
- Ребенок проявляет интерес к экспериментированию.
Результативность деятельности по развитию познавательной активности у детей представлена в виде достижения по критериям, предложенными Г.П.Тугушевой и

Слайд 21 Результаты проведенной работы по развитию познавательной активности у детей
Результаты


2013-2014 учебного года

Результаты
2014-2015 учебного года

Результаты
2015-2016
учебного года

Результаты проведенной работы по  развитию познавательной активности у детей   Результаты 2013-2014 учебного годаРезультаты

Слайд 22Мониторинг работы по
развитию познавательной активности у детей

Мониторинг работы по развитию познавательной активности у детей

Слайд 23Мониторинг сформированности знаний и умений у детей

Мониторинг сформированности знаний и умений у детей

Слайд 24По результатам мониторинга можно сделать вывод, что проведенная работа была результативной

по отношению к достижению цели. В процессе осуществления познавательно-исследовательской деятельности дети научились видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.
У всех детей проявляется интерес к проведению опытов, рефлексивные навыки, т.е. умение делать выводы, аргументировать свои суждения. Но не у всех детей получается самостоятельно выдвигать гипотезы, установить
противоречие, затрудняются в поиске решения проблемы.
Проведенная работа позволила повысить уровень развития любознательности, исследовательских умений и навыков совершенствоватьумения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов, самостоятельно проводить опыты с веществами.
     У детей сформировались личностные характеристики: появилась инициатива, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми, потребность отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими.
При поступлении в первый класс у 40% детей проявился интерес и способности к занятиям робототехникой, у 45% детей – к занятия художественно-эстетической направленности, а 80% детей посещают детскую библиотеку с целью расширить свои познания в окружающем мире.
По результатам мониторинга можно сделать вывод, что проведенная работа была результативной по отношению к достижению цели. В

Слайд 25Родители являются обязательными участниками образовательных отношений. Поэтому вовлекались в процесс реализации

задач по теме «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»


Консультации для родителей:
« Маленькими шагами в огромный ,прекрасный мир», 2015 год.
«Эксперименты с детьми дома», 2015 год.
«Экспериментально – исследовательская деятельность», 2016 год.
«О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника.», 2016 год.

Родители являются обязательными участниками образовательных отношений. Поэтому вовлекались в процесс реализации задач по теме «Экспериментирование как средство

Слайд 26Родительское собрание:
«Как прекрасен этот мир, посмотри!», 2015 год.

Мастер-класс:
«Опытно экспериментальная деятельность детей

раннего возраста», 2016 год.
Родительское собрание:«Как прекрасен этот мир, посмотри!», 2015 год.Мастер-класс:«Опытно экспериментальная деятельность детей раннего возраста», 2016 год.

Слайд 27Анкетирование родителей:
« Удовлетворенность родителей работой педагога».
« Удовлетворенность родителей работой ДОУ.»
«Организация

познавательно-исследовательской деятельности ребенка дома» «Диагностическая карта определения готовности родителей к опытно – экспериментальной деятельности с детьми.»
Анкета для родителей «Экспериментальная деятельность ребёнка.»

Анкетирование родителей: « Удовлетворенность родителей работой педагога».« Удовлетворенность родителей работой ДОУ.»«Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка дома» «Диагностическая карта

Слайд 28

Результаты анкетирования родителей по теме «Удовлетворенность работой педагога» показали, что воспитатель

пользуется авторитетом у родителей на 93%, с педагогом можно обсудить вопросы воспитания и развития ребенка (97%); воспитательно-образовательный процесс строится с учетом интересов и возможностей детей, применяются современные методы и технологии; родители удовлетворены работой педагога на 98%.
В ходе анкетирования по направлению «Экспериментальная деятельность детей», «Организация познавательно - исследовательской деятельности» родители проявляли интерес к данной проблеме, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению.
Анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем- либо (30%), поддержка (25%), сотрудничество (45%). Хотя не все родители считают, что ребенок должен заниматься познавательной деятельностью вместе с родителями (35%). Чаще всего дети продолжают проводить исследование с водой, моющими средствами и бумагой. Исследовательская активность у детей проявляется как из общественных источников, так и самостоятельной деятельности.
Результаты анкетирования родителей по теме «Удовлетворенность работой педагога» показали, что воспитатель пользуется авторитетом у родителей на 93%,

Слайд 29 Участие в РМО

МАДОУ ЦРР «Слободо-Туринский детский сад « Солнечный»--Планирование работы

с детьми по экспериментированию, апрель 2014г ( памятки)
МКДОУ «Слободо-Туринский детский сад «Алёнка»- Игра- эксперимент по формированию здорового образа жизни «На помощь Пилюлькину»( с участием детей) ноябрь, 2014 год
МАДОУ «Слободо-Туринский детский сад «Родничок»-опыт работы « Воздух и ветер» ( Показ игр- экспериментов) февраль, 2015год

Для профессионального саморазвития приняла участие в различных мероприятиях с целью обменом педагогического опыта

Участие в РМОМАДОУ ЦРР «Слободо-Туринский детский сад « Солнечный»--Планирование работы с детьми по экспериментированию, апрель 2014г

Слайд 30Коллективные просмотры НОД:
« Путешествие в страну Щеток», 2014год.
«Лаборатория правильного питания», 2016год
Пропаганда

опыта через мастер классы, консультации
Коллективные просмотры НОД:« Путешествие в страну Щеток», 2014год.«Лаборатория правильного питания», 2016годПропаганда опыта через мастер классы, консультации

Слайд 31Педсовет- «Экспериментальная деятельность- средство познания мира живой и неживой природы»- 2017

год.

Поделилась опытом работы с педагогическим сообществом:
НОД « Правила дорожного движения» для Кадникова О.Г., методиста МКУ "ИМЦ ОУ Слободо-Туринского МР" 5.04.2016

НОД « Рисование сказочной птицы» для Шаганова Т.Е. , педагога-психолога МАДОУ ЦРР Слободо-Туринский детский сад« Солнечный» : 17.04.2015

Педсовет- «Экспериментальная деятельность- средство познания мира живой и неживой природы»- 2017 год.Поделилась опытом работы с педагогическим сообществом:НОД

Слайд 32Участие в конкурсах педагогического мастерства

Участие в конкурсах педагогического мастерства

Слайд 34Создание своего портфолио в интернет-ресурсах

Создание своего портфолио в интернет-ресурсах

Слайд 35Курсы повышения квалификации

- 2014 год - « Современные подходы с содержанию

и организации образовательно-воспитательного процесса в условиях ведения ФГОС ДОУ» 144 часа.
- 2015 год - « Разработка рабочей программы педагога дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО» 24 часа.
- 2017 год - «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи».20 часов.
-2017 год - « Организация инклюзивного образования в образовательной организации в соответствии с ФГОС» 72 часа.

Курсы повышения квалификации- 2014 год - « Современные подходы с содержанию и организации образовательно-воспитательного процесса в условиях

Слайд 36Награды и поощрения детей и их родителей

Награды и поощрения детей и их родителей

Слайд 37Награды и поощрения детей и их родителей

Награды и поощрения детей и их родителей

Слайд 38Туринская Слобода, 2017г
«УМЕЙТЕ ОТКРЫТЬ ПЕРЕД РЕБЕНКОМ
В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ЧТО ТО ОДНО,
НО

ОТКРЫТЬ ТАК, ЧТО БЫ КУСОЧЕК ЖИЗНИ
ЗАИГРАЛ ВСЕМИ ЦВЕТАМИ РАДУГИ.
ОСТАВЛЯИТЕ ВСЕГДА ЧТО-ТО НЕДОСКАЗАНОЕ,
ЧТО БЫ РЕБЕНКУ ЗАХОТЕЛОСЬ ЕЩЕ И ЕЩЕ РАЗ ВОЗВРАТИТЬСЯ К ТОМУ ЧТО ОН УЗНАЛ»

В .А. Сухомлинский
Туринская Слобода, 2017г«УМЕЙТЕ ОТКРЫТЬ ПЕРЕД РЕБЕНКОМВ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ЧТО ТО ОДНО,НО ОТКРЫТЬ ТАК, ЧТО БЫ КУСОЧЕК ЖИЗНИЗАИГРАЛ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть