Слайд 1Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Слободо-Туринский детский сад "Алёнка" общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей"
с.Туринская Слобода, 2017г
«Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Заровнятных Евгения
Владимировна
Слайд 2Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и
получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К.Е.Тимирязев
Слайд 3 Любая деятельность детей – источник познания. Дети очень любят экспериментировать. Это
объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.
Слайд 4 Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко
проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально- познавательной активности.
Слайд 5 В ФГОС ДО и в программах дошкольного образования, в том числе
программе «Детство», используется понятие «познавательно-исследовательская деятельность», которое можно определить как целенаправленное восприятием ребенком новой информации посредством таких операций, как наблюдение, опыты, экспериментирование.
Изучая новинки методической литературы и новинки игрового оборудования, согласно ФГОС, наблюдая за детьми, я обратила внимание на экспериментирование, как на эффективное доступное средство интеллектуального развития детей .
Актуальность организации исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Принимая во внимание цитату А.И.Савенкова «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде», можно сделать вывод о необходимости увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.
Именно исследовательский метод может помочь дошкольнику решить сложные задачи:
- уметь видеть проблему и ставить вопросы;
- уметь доказывать;
- делать выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Слайд 7 Для организации развития исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста (детского экспериментирования),
я поставила перед собой
цель: развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
1.Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т . е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.
2. Расширять представления детей о свойствах окружающего мира, его красоте; развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков, схем и т . д.)
3. Включать родителей в процесс развития познавательного интереса у детей.
Слайд 8Принципы
Научности
(подкрепление всех видов познания научно-обоснованными методиками)
Результативности
получение положительного результата независимо от уровня
развития детей)
Креативности
(развитие способностей переносить сформированные навыки в самостоятельную деятельность, поощрять детей находить решение нестандартных задач и ситуаций
Доступности
(построение процесса обучения на адекватных возрасту формах работы с детьми)
Индивидуально-личностной ориентации
(гуманный подход к развитию личности ребенка с опорой на его индивидуальные способности)
Систематичности и последовательности
(единство воспитательных ,развивающих, обучающих задач развивая поисково-исследовательскую деятельность)
Целостности
(комплексный принцип построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности)
Активного обучения
(организация детской деятельности в процессе которой они сами делают открытия)
Слайд 9Опыт
Фиксация результатов
Рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки
Наблюдения
Трудовые поручения
Моделирование (создание моделей)
Методы
и приемы работы по
экспериментально-исследовательской деятельности
Постановка вопросов проблемного характера
Разнообра-зные виды игр
Беседы
Прогулки, экскурсии
Занятия, досуг
Слайд 10 Ожидаемые результаты
повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков
детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы);
совершенствование умений определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов, самостоятельно проводить опыты с веществами;
формирование личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.)
Слайд 11Для организации исследовательской деятельности я создала условия:
• Выстроила образовательную деятельность с
постепенным возрастанием
самостоятельности совместного поиска.
• Составила план проведения опытов и экспериментов.
• Разработала проекты (исследовательские, творческие, информационные)
• Подобрала дидактический материал: карточки-схемы, модели дидактические
игры, инструкции, картотеки.
• Организовала развивающую предметно-пространственную среду (детскую научную лабораторию в группе .
Слайд 12Как базу для игровой деятельности ребенка использую
«Детскую научную лабораторию»
Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых»,
спасателей, фармацевтов, операторов, геологов, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике, а также лаборатория помогает в составлении проектов.
Слайд 13В лаборатории я разместила неструктурированный материал (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт
и др.), различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.), приборы для проведения опытов.
Слайд 14Столы для образовательной деятельности стали местом для проведения опытов
Слайд 15Проведение образовательной деятельности по экспериментированию
Выращивали кристаллов (самодельных и купленных в магазине),
сравнивали условия и процесс роста кристалла.
Слайд 16Проведение образовательной деятельности по экспериментированию
Рассматривание корней растений на участке детского сада
Эксперименты
«Статическое электричество»
Определение свойств воды
Слайд 17Проведение экспериментов на тему «Воздух-невидимка»
Воздух и звуки
Где есть воздух?
Слайд 18Проведение образовательной деятельности по экспериментированию
Определение свойств материалов: резина, камень, бумага
Слайд 19Проведение образовательной деятельности по экспериментированию со стеклом и зеркалами (отражение света,
увеличение предметов, светопроницаемость)
Слайд 20Результативность деятельности по развитию познавательной активности у детей представлена в виде
достижения по критериям, предложенными Г.П.Тугушевой и рекомендованными примерной основной образовательной программой «Детство».
Критерии:
- Ребенок умеет выделять проблему, находить противоречие;
- Ребенок умеет формулировать вопрос;
- Ребенок умеет ставить цель исследования;
- Ребенок умеет осуществлять поиск эффективного решения проблемы;
- Ребенок умеет выдвигать гипотезу;
- Ребенок умеет описывать явления и процессы;
- Ребенок умеет формулировать выводы и умозаключения;
- Ребенок умеет самостоятельно проводить исследование;
- Ребенок проявляет интерес к экспериментированию.
Слайд 21
Результаты проведенной работы по
развитию познавательной активности у детей
Результаты
2013-2014 учебного года
Результаты
2014-2015 учебного года
Результаты
2015-2016
учебного года
Слайд 22Мониторинг работы по
развитию познавательной активности у детей
Слайд 23Мониторинг сформированности знаний и умений у детей
Слайд 24По результатам мониторинга можно сделать вывод, что проведенная работа была результативной
по отношению к достижению цели. В процессе осуществления познавательно-исследовательской деятельности дети научились видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.
У всех детей проявляется интерес к проведению опытов, рефлексивные навыки, т.е. умение делать выводы, аргументировать свои суждения. Но не у всех детей получается самостоятельно выдвигать гипотезы, установить
противоречие, затрудняются в поиске решения проблемы.
Проведенная работа позволила повысить уровень развития любознательности, исследовательских умений и навыков совершенствоватьумения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов, самостоятельно проводить опыты с веществами.
У детей сформировались личностные характеристики: появилась инициатива, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми, потребность отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими.
При поступлении в первый класс у 40% детей проявился интерес и способности к занятиям робототехникой, у 45% детей – к занятия художественно-эстетической направленности, а 80% детей посещают детскую библиотеку с целью расширить свои познания в окружающем мире.
Слайд 25Родители являются обязательными участниками образовательных отношений. Поэтому вовлекались в процесс реализации
задач по теме «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Консультации для родителей:
« Маленькими шагами в огромный ,прекрасный мир», 2015 год.
«Эксперименты с детьми дома», 2015 год.
«Экспериментально – исследовательская деятельность», 2016 год.
«О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника.», 2016 год.
Слайд 26Родительское собрание:
«Как прекрасен этот мир, посмотри!», 2015 год.
Мастер-класс:
«Опытно экспериментальная деятельность детей
раннего возраста», 2016 год.
Слайд 27Анкетирование родителей:
« Удовлетворенность родителей работой педагога».
« Удовлетворенность родителей работой ДОУ.»
«Организация
познавательно-исследовательской деятельности ребенка дома» «Диагностическая карта определения готовности родителей к опытно – экспериментальной деятельности с детьми.»
Анкета для родителей «Экспериментальная деятельность ребёнка.»
Слайд 28
Результаты анкетирования родителей по теме «Удовлетворенность работой педагога» показали, что воспитатель
пользуется авторитетом у родителей на 93%, с педагогом можно обсудить вопросы воспитания и развития ребенка (97%); воспитательно-образовательный процесс строится с учетом интересов и возможностей детей, применяются современные методы и технологии; родители удовлетворены работой педагога на 98%.
В ходе анкетирования по направлению «Экспериментальная деятельность детей», «Организация познавательно - исследовательской деятельности» родители проявляли интерес к данной проблеме, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению.
Анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем- либо (30%), поддержка (25%), сотрудничество (45%). Хотя не все родители считают, что ребенок должен заниматься познавательной деятельностью вместе с родителями (35%). Чаще всего дети продолжают проводить исследование с водой, моющими средствами и бумагой. Исследовательская активность у детей проявляется как из общественных источников, так и самостоятельной деятельности.
Слайд 29 Участие в РМО
МАДОУ ЦРР «Слободо-Туринский детский сад « Солнечный»--Планирование работы
с детьми по экспериментированию, апрель 2014г ( памятки)
МКДОУ «Слободо-Туринский детский сад «Алёнка»- Игра- эксперимент по формированию здорового образа жизни «На помощь Пилюлькину»( с участием детей) ноябрь, 2014 год
МАДОУ «Слободо-Туринский детский сад «Родничок»-опыт работы « Воздух и ветер» ( Показ игр- экспериментов) февраль, 2015год
Для профессионального саморазвития приняла участие в различных мероприятиях с целью обменом педагогического опыта
Слайд 30Коллективные просмотры НОД:
« Путешествие в страну Щеток», 2014год.
«Лаборатория правильного питания», 2016год
Пропаганда
опыта через мастер классы, консультации
Слайд 31Педсовет- «Экспериментальная деятельность- средство познания мира живой и неживой природы»- 2017
год.
Поделилась опытом работы с педагогическим сообществом:
НОД « Правила дорожного движения» для Кадникова О.Г., методиста МКУ "ИМЦ ОУ Слободо-Туринского МР" 5.04.2016
НОД « Рисование сказочной птицы» для Шаганова Т.Е. , педагога-психолога МАДОУ ЦРР Слободо-Туринский детский сад« Солнечный» : 17.04.2015
Слайд 32Участие в конкурсах педагогического мастерства
Слайд 34Создание своего портфолио в интернет-ресурсах
Слайд 35Курсы повышения квалификации
- 2014 год - « Современные подходы с содержанию
и организации образовательно-воспитательного процесса в условиях ведения ФГОС ДОУ» 144 часа.
- 2015 год - « Разработка рабочей программы педагога дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО» 24 часа.
- 2017 год - «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи».20 часов.
-2017 год - « Организация инклюзивного образования в образовательной организации в соответствии с ФГОС» 72 часа.
Слайд 36Награды и поощрения детей и их родителей
Слайд 37Награды и поощрения детей и их родителей
Слайд 38Туринская Слобода, 2017г
«УМЕЙТЕ ОТКРЫТЬ ПЕРЕД РЕБЕНКОМ
В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ЧТО ТО ОДНО,
НО
ОТКРЫТЬ ТАК, ЧТО БЫ КУСОЧЕК ЖИЗНИ
ЗАИГРАЛ ВСЕМИ ЦВЕТАМИ РАДУГИ.
ОСТАВЛЯИТЕ ВСЕГДА ЧТО-ТО НЕДОСКАЗАНОЕ,
ЧТО БЫ РЕБЕНКУ ЗАХОТЕЛОСЬ ЕЩЕ И ЕЩЕ РАЗ ВОЗВРАТИТЬСЯ К ТОМУ ЧТО ОН УЗНАЛ»
В .А. Сухомлинский