Слайд 1Развитие орфографической зоркости у младших школьников
Слайд 2Актуальность
темы заключается в том, что первые шаги на пути
познания родного языка всегда самые сложные.
От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.
Слайд 3
В начальных классах три линии овладения правописанием:
1) обучение правописанию на основе
правильного соотнесения звука и буквы;
2) обучение правописанию на основе запоминания;
3) обучение правописанию на основе проверки орфограмм, с применением правил.
Слайд 4Цель работы
представляет собой попытку выявить:
* эффективные способы формирования
орфографической зоркости;
* выявить систему орфографических упражнений для ее выработки;
Слайд 5
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при
письме, где при едином произношении возможен выбор написания
Слайд 6ФАКТОРЫ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
Слайд 7Зрительный фактор
Весной.
Хороша роща весной! Слышны песни птиц. Дятлы звонко
стучат по стволам деревьев. В траве шуршат ежи. Они ищут пищу. Кругом цветут душистые ландыши.
Слайд 8
Слуховой фактор
Работа над развитием фонематического слуха
(учить слушать и
слышать то, что говорит учитель)
Слайд 9
Рукодвигательный фактор
Создание правильного графического образа слова,
его запоминание
Слайд 10
Проговаривание
* Развитие речевого аппарата учащихся;
* Многократное проговаривание вслух так,
как надо писать;
Слайд 11
Комментирование
Объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.
Слайд 12Пути решения орфографической проблемы
Увидеть орфограмму в слове.
Определить вид орфограммы, к
какой теме относится, вспомнить правило.
Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
М.Р. Львов
Слайд 13 «Рифмовки - запоминалки»
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши, и моржи,
машины,
шины, камыши -
запомни слоги жи и ши
Слайд 14«Рифмовки – тренажёры»
Кошка Муська,
котёнок ….,
щенок Дружок,
цыплёнок….,
корова Бурёнка,
коза ….,
поросёнок Хрюша,
и бычок ….
Слайд 15Рифмовки – контролёры»
Чаща, чяйка, каланча
чящя, ча чя
роща, чаща и свечя
щя чящя ча
Слайд 17«Буквы рассыпались»:
Т Е У Х П
Л О Ш К А
Слайд 18«Угадай-ка»:
Уха (1), капуста (2), фара (2), халат (2), глагол (3), коза
(2), велосипед (3), веник (2), имя (1)
«Третий лишний»:
а) горка, гора, горе
б)Саша, Таня, дежурный
в) поход, походка, ходить
Слайд 19Шарады:
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я
в конфету
Слайд 20«Грамматическая арифметика»
БА + большой деревянный сосуд = ?
БА + пресноводное
животное с клешнями = ?
БА + приятный полезный напиток = ?
БА + музыкальный звук = ?
Слайд 21Анаграммы:
ВЕС- СЕВ
ЛИСА-
СИЛА
АНАКОНДА- КАНОНАДА, ВЕРНОСТЬ- РЕВНОСТЬ, ВЛАДЕНИЕ- ДАВЛЕНИЕ, ЛЕПЕСТОК- ТЕЛЕСКОП
АПЕЛЬСИН- СПАНИЕЛЬ
ПОРТИК- ПОРТКИ-ПРИТОК-
ТРОПИК
Слайд 22«Путаница»:
МАРТ АП ГРО РЕЛЬ ЗОЙ МАЙ ВО ТРА ДОЙ ВОЙ С
Слайд 24
Расшифруй сказку (по тексту «Репки»)
Псдл дд рпк. Врсл рпк бльш-прбльш. Стл
дд рпк з змл тщть. Тнт птнт, втнть н мжт. Пзвл дд ббк. Ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл ббк внчк. Внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл внчк Жчк. Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл Жчк кшк. Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл кшк мшк. Мшк з кшк, Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Втнл рпк!
бере…
лу… моро…
зимний ле… гладкий лё…
российский фла.. тяжёлый гру…
больной зу.. спелый арбу.
Слайд 26В чем разница?
посидела в саду – давно поседела
запивать лекарство – запевать
песню
проживать в городе – прожевать пищу
свила гнёздышко – свела по ступенькам
Слайд 27
Списывание
Комментированное письмо
3.Орфографическое проговаривание.
4.Письмо с пропусками орфограмм (письмо «с дырками»).
Слайд 28
Обведи нужную букву
ст а о лица
д е и журный
р а о стение б е и рёза
т о а варищ с о а лома
ур о а жай л а о донь
т о а пор учит и е ль
к о а пуста с а о рока
кр о а вать уч и е ник
в о а робей ул е и ца
Слайд 29Какографические упражнения
Разве можно без улыбки
видеть Лёнины ошибки. или:
«Налител я на
сугроп
и расшыб сиводня лоп,
очень болно и обидно,
глас под шышкою не видно».
Быстро Лёне помогайте,
все ошибки исправляйте
Слайд 31Использование разных видов диктантов:
Диктант с обоснованием.
Диктант с постукиванием (не контрольный).
Диктант «Найди
слова».
Диктант – игра «Кто больше запомнит».
Зрительный диктант.
Знаковый диктант.
Слайд 32Работа со словарными словами
Знакомство с новым словом.
Узнавание слова.
Работа над словом.
Работа над
словарным словом в предложении.
Работа над словарным словом в тексте.
Слайд 33«Запоминалки», «рифмовки», орфографические сказки
Знаешь ты наверняка,
Где ЧН, а где ЧК:
речка, ночка,
строчка, точка,
кочка, корочка и почка,
срочный, гречневый, мучной,
точный, встречный и речной.
Никогда в таких словах
Не пишите мягкий знак.
Слайд 34Использование перфокарт, тренажеров
Тренажёр « Непроизносимые согласные »
Ф.И.ученика___________________________
1. Праз..ник, ярос..ный, свис..нул, прес..ный,
любез..ный, тес..ный, здра..ствуй, со..нце, час..ное, чу..ство, чудес..но, вес..ник, инерес..но, трос..ник, опас..но, напрас..но.
2. Облас..ной , крепос..ной, чес..ный, алмаз..ный, сер..це, ненас..но, звез..ный, доблес..но, мес..ный, радос..но, счас..ливо, капус..ный, вес..ник, вкус..но, ужас..но.
Слайд 39Вывод:
Необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка на
начальном этапе является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы
и классифицировать их на основе опознавательных признаков.
Слайд 40
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая
деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Н.С. Рождественский