Презентация, доклад на тему Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Содержание

Актуальность темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения во многом зависит дальнейшее успешное

Слайд 1Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Слайд 2Актуальность
темы заключается в том, что первые шаги на пути

познания родного языка всегда самые сложные.
От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Актуальность   темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые

Слайд 3
В начальных классах три линии овладения правописанием:
1) обучение правописанию на основе

правильного соотнесения звука и буквы;
2) обучение правописанию на основе запоминания;
3) обучение правописанию на основе проверки орфограмм, с применением правил.

В начальных классах три линии овладения правописанием:1) обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы;2) обучение

Слайд 4Цель работы
представляет собой попытку выявить:
* эффективные способы формирования

орфографической зоркости;
* выявить систему орфографических упражнений для ее выработки;
Цель работы  представляет собой попытку выявить:  * эффективные способы формирования орфографической зоркости;  * выявить

Слайд 5
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при

письме, где при едином произношении возможен выбор написания
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен

Слайд 6ФАКТОРЫ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

ФАКТОРЫ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

Слайд 7Зрительный фактор
Весной.
Хороша роща весной! Слышны песни птиц. Дятлы звонко

стучат по стволам деревьев. В траве шуршат ежи. Они ищут пищу. Кругом цветут душистые ландыши.
Зрительный фактор  Весной. Хороша роща весной! Слышны песни птиц. Дятлы звонко стучат по стволам деревьев. В

Слайд 8 Слуховой фактор
Работа над развитием фонематического слуха
(учить слушать и

слышать то, что говорит учитель)
Слуховой фактор  Работа над развитием фонематического слуха  (учить слушать и слышать то, что говорит

Слайд 9 Рукодвигательный фактор
Создание правильного графического образа слова,
его запоминание

Рукодвигательный фактор   Создание правильного графического образа слова,  его запоминание

Слайд 10 Проговаривание
* Развитие речевого аппарата учащихся;
* Многократное проговаривание вслух так,


как надо писать;
Проговаривание   * Развитие речевого аппарата учащихся; * Многократное проговаривание вслух так,  как

Слайд 11 Комментирование
Объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.

Комментирование   Объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.

Слайд 12Пути решения орфографической проблемы
Увидеть орфограмму в слове.
Определить вид орфограммы, к

какой теме относится, вспомнить правило.
Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
М.Р. Львов

Пути решения орфографической проблемыУвидеть орфограмму в слове. Определить вид орфограммы, к какой теме относится, вспомнить правило. Определить

Слайд 13 «Рифмовки - запоминалки»
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши, и моржи,
машины,

шины, камыши -
запомни слоги жи и ши

«Рифмовки - запоминалки» Чижи, ужи, ежи, стрижи,	жирафы, мыши, и моржи,	машины, шины, камыши -	запомни слоги жи и

Слайд 14«Рифмовки – тренажёры»
Кошка Муська,
котёнок ….,
щенок Дружок,

цыплёнок….,
корова Бурёнка,
коза ….,
поросёнок Хрюша,
и бычок ….
«Рифмовки – тренажёры» Кошка Муська, котёнок ….,  щенок Дружок,	  цыплёнок….,	  корова Бурёнка,	  коза

Слайд 15Рифмовки – контролёры»
Чаща, чяйка, каланча

чящя, ча чя
роща, чаща и свечя
щя чящя ча

Рифмовки – контролёры» Чаща, чяйка, каланча    	  чящя, ча    чя

Слайд 16Грамматические игры:

Грамматические игры:

Слайд 17«Буквы рассыпались»: 
Т Е У Х П
Л О Ш К А

«Буквы рассыпались»: Т Е У Х П Л О Ш К А

Слайд 18«Угадай-ка»:
Уха (1), капуста (2), фара (2), халат (2), глагол (3), коза

(2), велосипед (3), веник (2), имя (1)
«Третий лишний»: 
а) горка, гора, горе
б)Саша, Таня, дежурный
в) поход, походка, ходить
«Угадай-ка»:Уха (1), капуста (2), фара (2), халат (2), глагол (3), коза (2), велосипед (3), веник (2), имя

Слайд 19Шарады:
Я – травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я

в конфету
Шарады: Я – травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету

Слайд 20«Грамматическая арифметика»
БА + большой деревянный сосуд = ?
БА + пресноводное

животное с клешнями = ?
БА + приятный полезный напиток = ?
БА + музыкальный звук = ?

«Грамматическая арифметика»  БА + большой деревянный сосуд = ?БА + пресноводное животное с клешнями = ?БА

Слайд 21Анаграммы:
ВЕС- СЕВ
ЛИСА-

СИЛА
АНАКОНДА- КАНОНАДА, ВЕРНОСТЬ- РЕВНОСТЬ, ВЛАДЕНИЕ- ДАВЛЕНИЕ, ЛЕПЕСТОК- ТЕЛЕСКОП
АПЕЛЬСИН- СПАНИЕЛЬ
ПОРТИК- ПОРТКИ-ПРИТОК-
ТРОПИК


Анаграммы:ВЕС-          СЕВЛИСА-

Слайд 22«Путаница»: 

МАРТ АП ГРО РЕЛЬ ЗОЙ МАЙ ВО ТРА ДОЙ ВОЙ С

«Путаница»: МАРТ АП ГРО РЕЛЬ ЗОЙ МАЙ ВО ТРА ДОЙ ВОЙ С

Слайд 23Упражнения

Упражнения

Слайд 24 Расшифруй сказку (по тексту «Репки»)
Псдл дд рпк. Врсл рпк бльш-прбльш. Стл

дд рпк з змл тщть. Тнт птнт, втнть н мжт. Пзвл дд ббк. Ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл ббк внчк. Внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл внчк Жчк. Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл Жчк  кшк. Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл кшк мшк. Мшк з  кшк, Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Втнл рпк!

Расшифруй сказку (по тексту «Репки»)Псдл дд рпк. Врсл рпк бльш-прбльш. Стл дд рпк з змл тщть.

Слайд 25«Лесенка»

рука…                    

 бере…      
лу…                          моро…
зимний  ле…           гладкий лё…
российский фла.. тяжёлый гру…
больной зу.. спелый арбу.

«Лесенка»рука…                      бере…      лу…    

Слайд 26В чем разница?
посидела в саду – давно поседела
 запивать лекарство – запевать

песню
 проживать в городе – прожевать пищу
 свила гнёздышко – свела по  ступенькам

В чем разница?посидела в саду – давно поседела запивать лекарство – запевать песню проживать в городе – прожевать пищу свила

Слайд 27
Списывание
Комментированное письмо
3.Орфографическое проговаривание.
4.Письмо с пропусками орфограмм (письмо «с дырками»).

СписываниеКомментированное письмо3.Орфографическое проговаривание.4.Письмо с пропусками орфограмм (письмо «с дырками»).

Слайд 28 Обведи нужную букву
 
ст а о лица

д е и журный
р а о стение б е и рёза
т о а варищ с о а лома
ур о а жай л а о донь
т о а пор учит и е ль
к о а пуста с а о рока
кр о а вать уч и е ник
в о а робей ул е и ца

Обведи нужную букву   ст  а о лица

Слайд 29Какографические упражнения
Разве можно без улыбки
видеть Лёнины ошибки. или:
«Налител я на

сугроп
и расшыб сиводня лоп,
очень болно и обидно,
глас под шышкою не видно».
Быстро Лёне помогайте,
все ошибки исправляйте
Какографические упражненияРазве можно без улыбки видеть Лёнины ошибки. или:«Налител я на сугроп и расшыб сиводня лоп, очень

Слайд 30Письмо по памяти

Письмо по памяти

Слайд 31Использование разных видов диктантов:
Диктант с обоснованием.
Диктант с постукиванием (не контрольный).
Диктант «Найди

слова».
Диктант – игра «Кто больше запомнит».
Зрительный диктант.
Знаковый диктант.

Использование разных видов диктантов:Диктант с обоснованием.Диктант с постукиванием (не контрольный).Диктант «Найди слова».Диктант – игра «Кто больше запомнит».Зрительный

Слайд 32Работа со словарными словами
Знакомство с новым словом.
Узнавание слова.
Работа над словом.
Работа над

словарным словом в предложении.
Работа над словарным словом в тексте.

Работа со словарными словамиЗнакомство с новым словом.Узнавание слова.Работа над словом.Работа над словарным словом в предложении.Работа над словарным

Слайд 33«Запоминалки», «рифмовки», орфографические сказки
Знаешь ты наверняка,
Где ЧН, а где ЧК:
речка, ночка,

строчка, точка,
кочка, корочка и почка,
срочный, гречневый, мучной,
точный, встречный и речной.
Никогда в таких словах
Не пишите мягкий знак.

«Запоминалки», «рифмовки», орфографические сказкиЗнаешь ты наверняка,Где ЧН, а где ЧК:речка, ночка, строчка, точка,кочка, корочка и почка,срочный, гречневый,

Слайд 34Использование перфокарт, тренажеров
Тренажёр « Непроизносимые согласные »
Ф.И.ученика___________________________
 
1. Праз..ник, ярос..ный, свис..нул, прес..ный,

любез..ный, тес..ный, здра..ствуй, со..нце, час..ное, чу..ство, чудес..но, вес..ник, инерес..но, трос..ник, опас..но, напрас..но.
2. Облас..ной , крепос..ной, чес..ный, алмаз..ный, сер..це, ненас..но, звез..ный, доблес..но, мес..ный, радос..но, счас..ливо, капус..ный, вес..ник, вкус..но, ужас..но.
 
 

Использование перфокарт, тренажеровТренажёр « Непроизносимые согласные »Ф.И.ученика___________________________ 1. Праз..ник, ярос..ный, свис..нул, прес..ный, любез..ный, тес..ный, здра..ствуй, со..нце, час..ное, чу..ство,

Слайд 35Памятки:

Памятки:

Слайд 37Работа над ошибками:

Работа над ошибками:

Слайд 39Вывод:
Необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка на

начальном этапе является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы
и классифицировать их на основе опознавательных признаков.

Вывод:  Необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка на начальном этапе является развитие орфографической зоркости,

Слайд 40
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая

деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Н.С. Рождественский

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче

Слайд 41Всегда нужно попадать :

Всегда нужно попадать :

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть