Презентация, доклад на тему Развитие надпредметных компетенций младших школьниковна уроках русского языка при изучении темы Имя прилагательное

Содержание

Цели методической разработки: - создание условий для оптимальной личностной самореализации учащихся в процессе формирования и развития общеучебных навыков и умений; - формирование первоначальных морфологических знаний, умений и навыков по теме «Имя прилагательное», которые обеспечат их успешное

Слайд 1

 Методическая разработка по русскому языку раздела «Морфология» образовательной программы «Школа России» под ред. А.А. Плешакова на тему: «Развитие надпредметных компетенций младших школьников на уроках русского языка при изучении темы «Имя прилагательное»

учитель начальных классов МБОУ СОШ №20 г. Саров Нижегородской области Комарова Анна Александровна


Слайд 2Цели методической разработки: - создание условий для оптимальной личностной самореализации учащихся в

процессе формирования и развития общеучебных навыков и умений; - формирование первоначальных морфологических знаний, умений и навыков по теме «Имя прилагательное», которые обеспечат их успешное использование в практической жизни для самостоятельного удовлетворения познавательных интересов учащихся; - формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий в процессе ориентации в грамматической и синтаксической структуре родного языка.
Цели методической разработки: - создание условий для оптимальной личностной самореализации учащихся в процессе формирования и развития общеучебных

Слайд 3Характеристика УМК «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова
Соответствует возрастным особенностям и

интересам обучаемых
Повышает мотивацию к изучению русского языка
Направлен на формирование универсальных учебных действий благодаря системе разнообразных заданий.
Реализует коммуникативно-речевой, системно-функциональный и личностно-ориентированный подходы в обучении родному языку.
Линия учебников Т.Г. Рамзаевой способствует формированию надпредметных компетенций учащихся (коммуникативных, регулятивных и познавательных учебных действий).

Характеристика УМК «Школа России» под редакцией А.А. ПлешаковаСоответствует возрастным особенностям и интересам обучаемыхПовышает мотивацию к изучению русского

Слайд 4 Создание активно-положительного отношения к изучению темы
подбор занимательного языкового, дидактического и

условно-символического материала к уроку (например, игра-викторина «Имя прилагательное – часть страны Речь», грамматическая сказка «Как Морфология порядок навела»);
индивидуализация и дифференциация заданий с учетом интересов учащихся, их уровня усвоения программы;
раскрытие практической значимости выполнения того или иного учебного действия в процессе усвоения грамматической категории имени прилагательного;
создание в классе атмосферы взаимопомощи, коллективного труда, внесения элементов соревновательности и новизны;
положительная оценка действий обучаемых, подкрепляемая соответствующими отметками;
использование разнообразных видов помощи (направляющей, стимулирующей, наводящей, организующей) на начальном этапе работы для неуверенных в себе обучаемых.

Создание активно-положительного отношения к изучению темы подбор занимательного языкового, дидактического и условно-символического материала к уроку (например,

Слайд 5Задачи формирования регулятивных УУД








Приемы работы по формированию регулятивных УУД:
взаимоконтроль; тестовый контроль;

рефлексивная таблица; карточки для контроля; алгоритмизация; завершение неоконченных предложений; сверка с написанным образцом; проверка по словесной инструкции; сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; выполнение задания по алгоритму, по наводящим вопросам, по образцу; проверка с помощью сигнальных карточек; подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального; проговаривание «про себя» объяснения выбора.

Задачи формирования регулятивных УУДПриемы работы по формированию регулятивных УУД:	взаимоконтроль; тестовый контроль; рефлексивная таблица; карточки для контроля; алгоритмизация;

Слайд 6Примеры заданий дифференцированного характера
Задание 1
Задание 2
1 уровень. Прочитайте словосочетания. Берёзовая роща,

однолетнее растение, восточный ветер, весенняя погода, овощной магазин, столичное метро, февральский праздник. Выпишите прилагательные по группам. Какие это группы?
2 уровень. Прочитайте словосочетания. Вспомните, как определить, является ли слово прилагательным? Вспомните, как определить род прилагательного. Выпишите прилагательные по группам в зависимости от их рода.
3 уровень. Прочитайте словосочетания. Вспомните, как определить, является ли слово прилагательным? Определите род прилагательного: надо определить род существительного, с которым оно связано. Выпишите прилагательные по группам. В одной группе должны быть прилагательные мужского рода, во второй – женского, а в третьей – среднего.

1 уровень. Используя данные слова и словосочетания, составьте и запишите предложения. Тёплый день, маленький пригорок, первые подснежники, был, стоял, оттаял, появились, распустились, проснулся. Укажите форму числа прилагательных.
2 уровень. Вспомните, как определить, является ли слово прилагательным? Определите число прилагательного.
3 уровень. Вспомните, как определить, является ли слово прилагательным? Определите число прилагательного: ед.ч. – какой? - ой, - ый, - ий; какая? - ая, - яя; какое? - ое, - ее; мн.ч. – какие? - ые, - ие.

Примеры заданий дифференцированного характераЗадание 1Задание 21 уровень. Прочитайте словосочетания. Берёзовая роща, однолетнее растение, восточный ветер, весенняя погода,

Слайд 7Тестовый контроль по теме «Имя прилагательное»
1. Имя прилагательное обозначает: а) предмет;

б) признак предмета; в) действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу: а) с прилагательным; б) с глаголом; в) с существительным.
3. Имя прилагательное отвечает на вопросы: а) что делает? что сделает?; б) какой?, какая?, какое?, какие? в) кто? что?
4. Имена прилагательные подчёркиваем: а) волнистой линией; б) одной чертой; в) двумя чертами.
5. Имена прилагательные: а) не изменяются по числам; б) изменяются по числам; в) никак не изменяются.
6. Выбери словосочетание с зависимым словом, обозначающим признак предмета: а) крыши домов; б) дать яблоко; в) спуститься с дерева; г) синий мяч.


7. Найди словосочетание: существительное + прилагательное: а) гулять по берегу; б) пальто зимнее; в) синий плащ; г) в дремучем лесу.
8. Выбери прилагательное ж. р., р.п.: а) из камышовой (дудочки); б) в синем (костюме); в) о зеленой (шапочке); г) за далекими (лесами).
9. Подбери прилагательное, противоположное по значению слову «веселый»: а) молодой; б) остроумный; в) грустный; г) смешной.
10. Выбери пару слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в числе: а) голубое небо; б) стройные береза; в) голые стволы; г) прочный лед.
11. Укажи неправильное написание имен прилагательных: а) махровое полотенце; б) белоснежная тюль; в) глубокая прорубь; г) синее небо.

Тестовый контроль по теме «Имя прилагательное»1. Имя прилагательное обозначает: а) предмет; б) признак предмета; в) действие предмета;2.

Слайд 8 Рефлексивные таблицы по теме «Имя прилагательное»
Вариант 1
Вариант 2

Рефлексивные таблицы по теме «Имя прилагательное»Вариант 1Вариант 2

Слайд 9Задачи формирования коммуникативных УУД














Приемы работы по формированию коомуникативных УУД: работа в

парах, подгруппах и классе; обмен вопросами между группами (командами) по теме задания или теме урока; групповое решение и составление кроссвордов; грамматические задания в парах «сильный ученик – слабый ученик»; создание проекта по теме; выполнение командного задания на основе индивидуальных заданий каждого; групповой диктант.
Задачи формирования коммуникативных УУД				Приемы работы по формированию коомуникативных УУД: работа в парах, подгруппах и классе; обмен вопросами

Слайд 10Примеры групповых заданий
На доске в 2 столбика записаны имена существительные:



Ненастье, прелесть, ужас, туман, лимон, весна. Осень, картон, карман. Вкус, место, несчастье.

Нужно образовать от существительного однокоренное прилагательное и составить словосочетание этого прилагательного с существительным. Члены команд по очереди выходят к доске и записывают свои сочетания. Побеждает команда, которая правильно и быстрее другой выполнит задание.

На доске записаны 2 столбика словосочетаний прилагательных с существительными:

Высокая сосна - Верные друзья -
Старший брат - Сочные яблоки - .
Толстое бревно - Синие плащи
Поздний час - Спелые колосья -
Гусиное перо - Серые мыши -
Грозовая туча - Белые облака –

1-й команде нужно записать словосочетания во множественном числе, 2-й команде - в единственном числе. Выигрывает команда, которая правильно и быстрее выполнит задание.

Примеры групповых заданий На доске в 2 столбика записаны имена существительные: 	Ненастье, прелесть, ужас, туман, лимон, весна.

Слайд 11Задания с антонимами, синонимами и фразеологическими единицами
Задание 1. На доске

в столбик записан ряд словосочетаний:
Свежий хлеб, свежий ветер, свежие краски, свежая рубашка, свежая газета.
Подобрать к каждому словосочетанию прилагательное, близкое по смыслу и противоположное по смыслу. Слова, противоположные по смыслу (антонимы), записываются слева, а слова, близкие по смыслу (синонимы), - справа от словосочетаний.
Задание 2. На доске записаны в 2 столбика предложения с пропущенными прилагательными противоположного значения:
Сахар. . . , а горчица. . . . Река. . . , а ручей . . . .
Камень. . . , а вата . . . . Сметана . . . , а чай . . . .
Сажа . . . , а снег . . . . Летом ночь . . . , а день . . . .
Нитка. . . ,а канат. . . .Ворона. . . , а воробей. . . .
День ……, а ночь …… Арбуз ……., а перец ……
Нужно подобрать и вставить в одном предложении 2 прилагательных с противоположным значением. Класс проверяет и оценивает работу.

Задание 3. Прочитайте словосочетания. Как их можно назвать? Выпишите фразеологизмы с именами прилагательными, определите у них род и число. Объясните эти выражения.

Бабье лето, без лишних слов, седьмая вода на киселе, совать нос не в своё дело, белая ворона, становиться на задние лапки, на мякине не проведёшь, сирота казанская, подать руку, плясать под чью-нибудь дудку, без задних ног, дать голову на отсечение, под горячую руку, ездить верхом, держать в ежовых рукавицах, не верить своим ушам; человек с друзьями – как широкая степь, а без друзей – как узкая ладонь.


Задания с антонимами, синонимами и фразеологическими единицами Задание 1. На доске в столбик записан ряд словосочетаний:Свежий хлеб,

Слайд 12Задачи формирования познавательных УУД




















Приемы работы по формированию познавательных УУД: самостоятельное выделение

и формулирование познавательной цели; работа с учебниками; грамматические упражнения; вербально-логические задания; информационный поиск материала; структурирование знаний по теме; создание алгоритмов деятельности; сравнение изученных грамматических понятий.


Задачи формирования познавательных УУД						Приемы работы по формированию познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; работа с

Слайд 13 Задания для работы с учебником по теме «Имя прилагательное»
1) Распространить предложения

(текст) из упражнения именами прилагательными.
2) Подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные, данные в упражнении, к одному и нескольким предметам.
3) Подобрать к данным в упражнении именам прилагательным слова с противоположным смыслом.
4) Распознать имена прилагательные в тексте упражнения, выделить их как члены предложения.
5) Сравнить данные в упражнении имена прилагательные, противоположные по смыслу, и близкие по смыслу.
6) Объяснить правописание родовых окончаний имён прилагательных, которые встречаются в данном упражнении.
7) Определить род (число, падеж) имён прилагательных, которые даны в упражнении. Изменить 2 имени прилагательных (по выбору) по родам (числам, падежам).
8) Подобрать к именам существительным из упражнения подходящие по смыслу имена прилагательные.

9) Образовать имя прилагательное от имени существительного, дописать родовые окончания.
10) Распознать имена прилагательные в тексте упражнения и определить их роль в речи.
11) Просклонять имена прилагательные, данные в упражнении.
12) Выписать данные в упражнении сочетания имён существительных с именами прилагательными в определённом падеже.
13) Поставить данные в упражнении сочетания имён прилагательных с именами существительными в нужный падеж.
14) Составить словосочетания на материале упражнения с использованием имен прилагательных.
15) Подготовить рассказ о данной части речи с опорой на правила в учебнике.


Задания для работы с учебником по теме «Имя прилагательное»1) Распространить предложения (текст) из упражнения именами прилагательными.2)

Слайд 14Примеры грамматических упражнений по теме
Задание 1. Прочитайте предложения и вставьте в

них подходящие по смыслу прилагательные. Определите их род, число и падеж. Какими членами предложения они являются?
…. сумка оттягивала мне плечо.
На небе появилась… туча.
По реке скользила… лодочка.
Летом нужна… одежда.
Стояло… лето.
Между товарищами разгорелся… спор.
С моря дул… ветер.
В роднике даже в жару была… вода.

Задание 2. Составь словосочетания, состоящие из существительных и прилагательных, имеющих такие окончания, которые даны ниже. Напишите составленные словосочетания.
-ее, -ая, -ие, -ой, -ое, -ые, -ый, -яя, -ий.
 


Задание 3. На доске - словосочетания, в которых даны существительные в родительном и предложном падежах множественного числа. У прилагательных окончания пропущены. Вставьте пропущенные окончания в прилагательных и над каждым прилагательным укажите большой буквой падеж.
Из дальн. . городов для близк. . друзей
В дальн. .городах о близк. . друзьях
От весенн. . лучей после знойн. . дней
В весенн. . лучах о знойн . . днях
В ясн. . глазах от горьк. . слез
Из ясн.. глаз в горьк. . слезах

Примеры грамматических упражнений по темеЗадание 1. Прочитайте предложения и вставьте в них подходящие по смыслу прилагательные. Определите

Слайд 15Вербально-логические задания
1) Используя имена прилагательные, попробуй составить загадки о бабочке, стрекозе,

белке, дне, ночи. Запиши одну из них. Выдели имена прилагательные.
2) Назвать другой предмет с тем же признаком: мел белый (и снег белый), пояс узкий (и лента узкая), дыня желтая (и тыква желтая), речка быстрая (и ручей …).
3) В следующих словосочетаниях указать близкие по значению слова: 1) свежая пища, запас корма, вкусная еда; 2) наружность незнакомца, внешность человека, облик героя, вид гостя.
4) Вставить в пословицы пропущенные слова «большой» и «маленький»; указать оба значения каждого из приводимых ниже слов: 1) … пенек опрокинул … воз. 2) … дело лучше … безделья. 3) Самое … дерево выросло из … семени.
5) Объясните пословицы. Найдите слова, обозначающие признаки предметов. Спишите их, выделяя прилагательные.
1. Маленькое дело лучше большого безделья.
2. Черная земля белых рук не любит.
3. Зимой снег глубокий - летом хлеб высокий.
4. Не нужна соловью золотая клетка, а нужна зеленая ветка.

6) Вычеркните «лишнее» слово, объясните, почему оно является лишним.
1. Лес, лестница, лесной, лесничий.
2. Вода, водяной, водить, водный.
3. Красная, рыжая, розовая, бордовое.
4. Хороший, прекрасный, милая, замечательный.
5. Жестокий, злой, добрые, бессердечный.
6. Белому, желтым, красным, черным.
7. Мой, чужой, твой, их.
8. Трус, герой, храбрость, отважный.
9. Снег, снежный, подснежник, снеговик.
10. Цветной, цветник, цветок, цвет.
11. Пахучий, цветочный, вкусный, фиолетовый.

Вербально-логические задания1) Используя имена прилагательные, попробуй составить загадки о бабочке, стрекозе, белке, дне, ночи. Запиши одну из

Слайд 16Система знаний, которой овладевают учащиеся при изучении темы «Имя прилагательное»

Система знаний, которой овладевают учащиеся при изучении темы «Имя прилагательное»

Слайд 17 Экспериментальное исследование проводилось на протяжении 3-х лет: 2 класс (2009-2010 учебный

год), 3 класс (2010-2011 учебный год), 4 класс (2011-2012 учебный год).

Критерии оценки учебных действий (по П.Я. Гальперину):
уровень (форма) выполнения - может выступать в трех основных формах (в форме действия, в словесной форме, в умственной форме);
полнота (развернутость);
сознательность (осознанность);
обобщенность;
критичность;
освоенность.

Для оценки других показателей использовались следующие уровни:
действие сформировано полностью, самостоятельное выполнение;
действие сформировано частично, выполняется с помощью педагога;
действие не сформировано, затруднено выполнение после оказания помощи педагога.

Экспериментальное исследование проводилось на протяжении 3-х лет: 2 класс (2009-2010 учебный год), 3 класс (2010-2011 учебный

Слайд 18 Динамика учащихся в сформированности регулятивных компетенций

Динамика учащихся в сформированности регулятивных компетенций

Слайд 19 Динамика учащихся в сформированности коммуникативных компетенций

Динамика учащихся в сформированности коммуникативных компетенций

Слайд 20 Динамика учащихся в сформированности познавательных компетенций

Динамика учащихся в сформированности познавательных компетенций

Слайд 21Динамика учащихся в уровнях (формах) выполнения учебных действий регулятивного, коммуникативного и

познавательного характера
Динамика учащихся в уровнях (формах) выполнения учебных действий регулятивного, коммуникативного и познавательного характера

Слайд 22Выводы:
к концу аттестационного периода основная часть обучаемых овладела основными надпредметными

компетенциями;
результаты проведенного исследования подтвердили правильность и эффективность избранной системы педагогической работы в данном направлении.
проведенная работа подтвердила позитивное воздействие методической разработки на совершенствование языковой и мыслительной способности школьников.
специально организованная работа положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.
данная методическая разработка представляет один из возможных путей оптимизации процесса языкового обучения в начальной школе, однако следует отметить, что такую работу по изучению грамматических категорий необходимо проводить на всех этапах обучения и на всех языковых уровнях.

Выводы: к концу аттестационного периода основная часть обучаемых овладела основными надпредметными компетенциями;результаты проведенного исследования подтвердили правильность и

Слайд 23
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть