Слайд 1Развитие критического мышления в начальной школе на уроках литературного чтения.
Подготовила учитель
начальных классов
МБОУ СОШ №24 г. Новочеркасск
Глуходедова Ольга Александровна.
Слайд 2
Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о
предмете.
Л. Выгодский
Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами не
критическое мышление.
Д. Дьюи
Критическое - не значит негативное, критика толерантна, конструктивна.
К.Поппер
Слайд 3Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников?
Как вовлечь учеников в
образовательный процесс?
Как научить учиться?
И можно ли научиться мыслить более эффективно?
Слайд 4«Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Вовлеки меня –
я пойму».
Слайд 5ТРКМ
Технология развития критического мышления.
Слайд 6О чём это мы?...
Критическое мышление – это:
способность ставить
новые, полные смысла вопросы;
вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
принимать независимые продуманные решения.
Слайд 7Развивать мышление
Развивать умение думать
Слайд 8Что же такое критическое мышление?
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Информация является
отправным, а отнюдь
не конечным пунктом критического мышления.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решить.
Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
Критическое мышление есть мышление социальное.
Слайд 9ТРКМ можно использовать на уроках:
окружающего мира
литературы
русского языка
математики
Слайд 10«Если ребенок мыслит критически,
он легко вступает в любую фазу урока».
Слайд 11Задачи:
помочь личности осознать происходящие в её психике процессы развития;
вызвать их
мотивацию;
научить ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.
Слайд 12Основные направления:
распространение накопленного педагогического опыта;
теоретическое изучение основ технологии;
использование моделей уроков в
учебно-воспитательном процессе.
Слайд 13Роль учителя в ТКМ:
направляет усилия учеников в определенное русло;
сталкивает различные
суждения;
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Слайд 15Три этапа ТРКМ:
I фаза. (5 минут)
Вызов
(пробуждение имеющихся знаний интереса
к получению новой информации)
II фаза. (25 минут)
Осмысление
содержания (получение новой информации)
III фаза. (10 минут)
Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)
Слайд 16 Фаза вызова.
Задачи :
активизация познавательной деятельности учащихся;
постановка целей урока.
Фаза
осмысления содержания.
(Смысловая стадия)
Главной задачей этой фазы является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом.
Фаза рефлексии.
В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Слайд 17Методические приемы.
I. Стадия вызова
«Кластер»
«Загадка»
«Мозговой штурм» или «Корзина идей»
«Отсроченная догадка»
«Таблица «толстых» и
«тонких» вопросов»
«Театрализация»
«Да – нет»
«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»
«Дискуссия»
«Перепутанные логические цепочки»
«Проблемный вопрос»
Слайд 18 II. Стадия осмысления
«Зигзаг»
«Инсерт или «Чтение с пометами»
«Дерево предсказаний»
«Круги
по воде»
«Чтение с остановками»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
Метод «Думательных шляп»
«Кластер»
«Двухчастный дневник»
«Бортовой журнал»
«Ромашка Блума»
«Фишбоун» (рыбный скелет)
«Взаимоопрос»
Слайд 19III. Стадия рефлексии
«Синквейн»
«Письмо к учителю»
«Пятиминутное эссе»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
Слайд 20Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Суть этого приема критического мышления
в рамках литературного чтения — выделение смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
Слайд 21В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться
записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Слайд 22Последовательность действий проста и логична.
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать
ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи.
4. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Слайд 23«Фишбоун» (рыбный скелет).
Проблема
Вопрос
Вывод, ответ на вопрос
Причина
Факты
Слайд 25Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
Слайд 28«Дерево предсказаний».
«Ствол дерева»-это тема.
«Веточки»-это аргументы, обоснования.
«Листочки»-это прогноз.
Слайд 29Прием РКМ
«Синквейн».
-это малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок,
описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.
-это короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
Слайд 30Цели проведения
«Синквейна».
Обогащает словарный запас.
Подготавливает к краткому пересказу.
Учит формулировать идею (ключевую
фразу).
Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
Получается у всех.
Слайд 31Правила составления
синквейна.
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к
теме
Слово, связанное с первым словом, отражает сущность темы
Слайд 32На уроках
литературного чтения.
Щелкунчик.
Отважный, добрый.
Щелкает, защищает, побеждает.
Даже игрушки умеют любить!
Живой.
Мари.
Маленькая, решительная.
Умеет
видеть, любит, помогает.
У Мари душа поэта.
Любовь.
Кукольное царство.
Сладкое, блестящее.
Манит, соблазняет, восхищает.
Я хочу очутиться там!
Волшебство.
Слайд 33Метод
«ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»
Эдварда Де Боно
для развития ТКМ и
навыков работы с информацией.
Слайд 34Назначение метода.
Цель метода
Научить людей лучше понимать особенности
своего мышления, контролировать свой
образ мыслей и более точно соотносить его
с поставленными задачами с целью
более эффективного использования
процесса мышления при решении проблем.
Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления.
Слайд 35Достоинства метода.
Наглядность, простота освоения и применения.
Это простой и удобный инструмент, чтобы
научиться лучше:
работать с информацией;
использовать интуицию;
критически анализировать проблему;
генерировать творческие идеи;
организовывать свое мышление.
Слайд 36
Белый цвет наводит на мысль о бумаге.
В этом режиме мы
сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения:
- только факты и цифры.
Белая шляпа –
холодная и расчётливая.
Слайд 37
Красный цвет наводит на мысль об огне.
Красная шляпа связана с
эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями.
Здесь не нужно ничего
обосновывать.
Что я чувствую?
Что мне подсказывает моя
интуиция?
Красная шляпа- буря эмоций.
Слайд 38
Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность.
Черная шляпа
- это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
На что надо обратить внимание?
Черная шляпа – рассуждает и доказывает «от противного».
Слайд 39Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме.
Под желтой
шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества.
Каковы положительные стороны?
Желтая шляпа – источник позитива.
Слайд 40
Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа -
это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Какие творческие идеи имеются?
Каковы альтернативы?
Зеленая шляпа –
полёт фантазии.
Слайд 41Примеряя синюю шляпу, сначала становишься наблюдателем процесса. Затем отдаешь команды, оцениваешь
и комментируешь все происходящее. Благодаря этому беспорядочный мыслительный процесс приобретает форму.
Это рефлексивное мышление.
Синяя шляпа – контроль над мыслями.
Слайд 43Уважаемые коллеги!
Поздравляю Вас
с началом нового учебного года!
Слайд 44Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко
// Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 189-194.
Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.
Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.
Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М.,2004.
Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.
Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Столбунова, С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии / С.В. Столбунова // Русский язык. – 2003. – 16.07. – С. 2-6.
https://www.trizway.com/art/form/348.html МЕТОД «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» ЭДВАРДА ДЕ БОНО ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕй
www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=13657 Шубенко О.М. Использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения.
http://www.ug.ru/issues07/?action=print&toid=1659 Стратегии технологии РКМЧП «З-Х-У» и «Инсерт»
http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ
Использованные ресурсы: