Слайд 1технология развития критического мышления
младших школьников
Слайд 2Критическое мышление
— это:
способность ставить новые, полные смысла вопросы;
вырабатывать
разнообразные, подкрепляющие аргументы;
принимать независимые продуманные решения.
направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений.
Слайд 3кластер развития критического мышления
Слайд 4Первая стадия – вызов
Её присутствие на каждом уроке обязательно.
Эта стадия позволяет:
актуализировать
и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме;
мотивировать ученика к учебной деятельности;
побудить к активной работе не только дома, но и на уроке.
Результаты:
актуализированный опыт;
активизированное знание;
сформированный мотив.
Слайд 5Вторая стадия – осмысление
Эта стадия позволяет учащимся:
получить новую информацию, освоить различные
способы работы с ней;
осмыслить информацию;
соотнести новые знания с уже имеющимися.
Результаты:
систематизированное новое знание;
укрепление связей, заявленных на стадии вызова.
Слайд 6Третья стадия – рефлексия
Здесь основным является:
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
присвоение нового
знания;
расширение предметного поля;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Результаты:
присвоение знания;
сформированное целостное представление о предмете;
поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.
Слайд 7С точки зрения традиционного урока эти этапы не представляют исключительной новизны:
«вызов»
– введение в проблему или актуализация имеющихся знаний учащихся;
«осмысление» – изучение нового материала;
«рефлексия» – закрепление материала, проверка усвоения знаний.
Элемент новизны – это методические приёмы учебной работы.
Слайд 8Приёмы и методы актуальные на этапе вызова:
рассказ-предположение по ключевым словам;
графическая систематизация
в кластеры, таблицы, схемы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки;
корзина идей;
мозговой штурм;
плюс-минус-интересно;
словарная работа.
Слайд 9Приёмы и методы, актуальные на этапе осмысления:
чтение текста с маркировкой по
методу insert;
ведение различных записей по типу двойных, тройных дневников (цитаты, комментарии) и бортовых журналов,
выделение ключевых слов;
новый кластер;
сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?);
чтение со стопом,
«тонкие и толстые» вопросы
Слайд 12Шесть Шляп Мышления
«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — один
из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.
В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Слайд 13Вот краткое изложение принципов использования шести шляп
Слайд 14
Белая шляпа:
информация
.
Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание
на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
Слайд 15
Красная шляпа:
чувства и интуиция
В режиме красной шляпы у участников сессии
появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.
Слайд 16
Черная шляпа: критика
Мышление в
чёрной шляпе предназначено для того, чтобы представить всё в чёрном свете. Тут нужно во всём видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться.
Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.
Слайд 17
Желтая шляпа:
логический позитив
Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание
на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.
Слайд 18
Зеленая шляпа:
креативность
Зелёная шляпа – креативность. Творчество. Различные идеи. Новые идеи.
Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.
Слайд 19
Синяя шляпа:управление процессом
Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что
она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.
Слайд 20Почему «Шесть шляп»?
Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный
цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных,
поэтому, меняя шляпу, мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление;
Слайд 21Преимущества
Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать
ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.
Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.
Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.
Слайд 22Пишем синквей (от англ. «путь мысли»)
Правила написания синквейя:
Одно слово. Существительное или
местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
Слайд 23Стратегия «Инсерт»
I – interactive самоактивизирующая
N – noting
(диалоговая) «✔» – уже знал
S – system системная разметка «+» – новое
E – effective для эффективного «–» – думал иначе
R - reading & чтения и «?» – есть вопросы
T – thinking размышления
Слайд 24Трехчастный дневник
Имеет третью графу - "письма к учителю". Этот прием
позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем о прочитанном.
3 столбика: цитата
комментарии
вопросы к учителю
Слайд 25Кластеры (автор Гудлат)
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном
порядке в виде грозди.
Правила оформления. Рисуем модель Солнечной системы: звезда(тема), планеты и их спутники.
Кластеры могут быть "предварительными" (на стадии вызова) и "новыми" (на стадии рефлексии).
Слайд 26ПАМЯТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ НА КАЖДЫЙ УРОК:
Держите паузу после постановки задания.
Не спешите с
оценкой ответа, чтобы не прерывать ученика.
Приучайте слушать ответы учащихся, одноклассников.
Не оставляйте без обсуждения ни одного ответа, даже неверного.
Приучайте обосновывать свои ответы без напоминания.