Слайд 1«Развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей с задержкой психического развития.
Сотрудничество с семьей».
Слайд 2Процесс становления полноценной личности ребенка проходит под влиянием различных факторов, первым
и важнейшим из которых является семья. Это среда, вбирающая в себя широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие человека, возможности и характер его личностного и социального функционирования, на возможности самореализации. Позитивный опыт отношений в семье обеспечивает гармоничное вхождение ребенка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию.
Слайд 4Родители, не всегда понимают трудности детей в обучении, не имеют глубоких
знаний о природе задержки психического развития, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии детей с ЗПР. Успешность же коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько взрослые понимают состояние своего ребёнка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь.
Слайд 5В стандарте дошкольного образования выделено требование по реализации задачи повышения компетентности
родителей, прежде не отражавшееся в документах федерального уровня. Для успешной реализации данного требования значимым является анализ динамики возрастного развития детей в процессе формирования детско-родительских отношений. Педагогам важно помнить, что семья является институтом эмоциональных отношений: эмоции укрепляют семью, но нередко, напротив, приводят к ее распаду. Родители обеспечивают надежный воспитательный стержень семьи, поэтому ключевым аспектом сотрудничества сегодня становится пропаганда ценности гармоничного влияния на ребенка обоих родителей. Педагогический коллектив ДОО выступает одним из гарантов поддержки права всех детей на безопасные условия социализации в семье, защиту от всех форм физического и психического насилия (ФГОС ДО, п.3.2.1)
Слайд 6Позитивную атмосферу сотрудничества с семьей всегда сопровождают умения педагога строить диалог
с родителями, уважать их систему ценностей и взглядов, признавать их огромное значение в жизни воспитанников.
Слайд 7В соответствии с ФГОС ДО важным ориентиром психолого-педагогического сопровождения родителей являются
обозначенные в стандарте образовательные области – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей. Педагоги передают родителям не только психолого-педагогические знания о закономерностях развития ребенка, но и помогают им лучше чувствовать своего ребенка, понимать его состояние и потребности в конкретной ситуации. Такой подход к повышению компетентности родителей способствует поддержке целостной родительской позиции на уровне знаний о ребенке, чувств и действий по отношению к нему, помогает укреплению эмоционально насыщенных взаимосвязей родителей с ребенком.
Слайд 8Для выстраивания стратегии взаимодействия с родителями важно, чтобы технологии сотрудничества с
ними не отставали от темпов изменения социокультурных запросов семей и учитывали специфику национально-культурных, экономических, демографических, экологических и прочих условий жизни среди воспитанников.
Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями можно, используя эффективные формы работы с родителями воспитанников. В настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения в коррекционно-педагогический процесс.
Слайд 9При условии грамотно построенного взаимодействия мы имеем уникальную возможность систематического общения
с семьей, близкого контакта с родителями, что раскрывает широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «семья-ребенок-детский сад».
Слайд 10Варианты индивидуального общения с родителями с целью поддержки социализации и индивидуализации,
развития личности детей:
Беседы с родителями по вопросам адаптации к условиям детского сада вновь поступивших детей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и других категорий семей, имеющих трудности адаптации;
Беседы о помощи детям в развитии навыков самостоятельности в самообслуживании, целеустремленности и самовыражения в разных видах деятельности;
Беседы с родителями о поддержке инициативы ребенка по установлению контактов со сверстниками;
Беседы с родителями о развитии любознательности, воображения, творчества у детей в рамках семейных традиций, обмен родительским опытом;
Консультирование родителей по обогащению их опыта в проведении с ребенком сезонных прогулок, насыщенных социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической активностью.
Слайд 11Варианты группового (фронтального и дифференцированного) общения с родителями:
Приоритетные темы общения по
социально-коммуникативному развитию: «Что делать, если ребенок жалуется на сверстников?», «Родительские и супружеские роли матери и отца глазами ребенка», «Прародители как источник знаний об истории своего семейного рода, Отечества, ценности мира».
Приоритетные темы общения по познавательному развитию детей в семье: «Поддержка ребенка в проявлении любопытства и самостоятельности в исследовании окружающего мира», «Животные в доме».
Приоритетные темы общения по речевому развитию детей в семье: «Домашние игры, развивающие речь», «О пользе домашнего чтения».
Приоритетные темы общения по художественно-эстетическому развитию детей в семье: «Развитие любознательности, воображения и творчества детей в игре», «Игры для домашних праздников и будней», «Ребенок и телевизор».
Приоритетные темы общения по физическому развитию детей в семье: «Безопасность жизни ребенка в семье без физических и психологических травм», «Что составляет здоровый образ жизни ребенка в семье», «Зеленая аптека дома».
Слайд 12Варианты вовлечения членов семей воспитанников в образовательную деятельность группы:
Приглашение родителей как
игровых партнеров в группу для участия в досугах, праздниках, различных видах игр;
Приглашение родителей как участников конкурсов, соавторов в проектной деятельности детей в исследовательской, познавательной, экологической и иной направленности;
Приглашение родителей как соучастников социальной, экологической акции;
Вовлечение родителей в детско-родительские досуговые формы общения, связанные с датами всенародных праздников:
- чествование родителей в рамках Всероссийского дня матери (ноябрь), Международного дня семьи (15 мая), Всероссийского дня отца (21 июня);
Слайд 13Вовлечение родителей и других членов семей в предновогоднюю жизнь в группе,
в досуги «Проводы зимы»;
Привлечение отцов и дедов воспитанников в тематические программы, посвященные Дню защитника Отечества (23 февраля), Дню Победы (9мая), Дню героев Отечества (9 декабря);
Приглашение матерей и бабушек к участию в тематической досуговой программе, посвященной Международному женскому дню (8 марта);
Привлечение родителей к участию в образовательной работе в группе в связи с Международным днем детской книги (2 апреля), Всемирным днем здоровья (7 апреля), Всемирным днем Земли (22 апреля).
Слайд 14Варианты обеспечения информационной открытости образовательной деятельности в группе:
Презентация образовательной программы для
родителей (законных представителей) и широкой общественности;
Подготовка для сайта организации благодарственных писем родителям за ответственное материнство в связи с Всероссийским днем матери, за ответственное отцовство в связи с Всероссийским днем отца.
Предложение родителям информационных тематических буклетов, флаеров, памяток с учетом интересов и образовательных потребностей;
Информирование родителей о содержании прогулочных маршрутов в выходные дни;
Организация тематических выставок, в том числе детских, и выполненных с родителями работ;
Организация практикумов речевой коммуникации для родителей совместно со специалистами.
Информирование родителей о научно-популярной литературе, обучающих программах.
Слайд 15Варианты поддержки образовательных интересов, инициатив и общественной активности родителей:
Изучение пожеланий родителей
как деловых партнеров с целью формирования представительства родительской общественности в группе;
Поддержка взаимосвязи членов родительской общественности группы с родительским комитетом организации;
Вовлечение родителей в государственно-общественное управление в сфере дошкольного образования через управляющий совет, попечительский совет;
Привлечение членов родительской общественности к участию в чествовании лучших педагогов организации в связи с Днем дошкольного работника, Днем учителя;
Поддержка инициативы родительской общественности группы в связи с традицией апрельских субботников;
Информирование семей воспитанников об образовательной деятельности группы, качестве детского питания и других вопросах в интересах детей и родителей.
Слайд 16При осуществлении этих вариантов взаимодействия с семьей, мы целостно реализуем положения
ФГОС ДО по обеспечению психолого-педагогической поддержки семей и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (ФГОС ДО, п.1.6.9); вовлечению семей непосредственно в образовательную деятельность дошкольной организации (ФГОС ДО, п. 3.2.1), поддержке образовательных инициатив родителей (ФГОС ДО, п.3.2.5) и помогаем родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.
Слайд 18Проблемы взаимодействия семьи
и детского сада
пассивность родителей, безразличное отношение к
своему ребенку,
чрезмерная занятость родителей,
недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт,
агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя,
недостаток времени у воспитателей для полноценного взаимодействия с семьей,
Слайд 19Традицинные формы взаимодействия
Слайд 20Нетрадиционные формы взаимодействия