Слайд 1Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
Из опыта работы педагога-психолога МАДОУ «детский
сад комбинированного вида №5»
Старостиной Надежды Владимировны.
Слайд 2Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые
семь лет. Но этот период является сенситивным для развития многих психических процессов.
Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению.
Наша задача помочь маленькому человеку познать и испытать разные чувства и эмоции.
Слайд 3ЭМОЦИЯ как процесс - деятельность оценивания поступающей в мозг информации о
внешнем и внутреннем мире;
Слайд 4Эмоция
оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке
переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию.
Слайд 5Актуальность
заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности эмоциональной
сферы дошкольника с целью эффективного осуществления работы по развитию эмоций через комплекс коррекционно-развивающих занятий с детьми и родителями, а также в повседневной деятельности .
Слайд 6Причины отклонений
эмоционального развития детей:
объективный рост внешних факторов, способных стать причиной
нарушения эмоционального развития;
родовые и послеродовые травмы;
неблагоприятная психологическая обстановка в семье;
чрезмерная занятость родителей.
Система проведения специально организованных занятий, повседневной деятельности является эффективным способом развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников.
Слайд 7Научная база
А. Фрейд: «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится
матери, и что ею оживленнее всего приветствуется». Собственно эмоциональное развитие ребенка осуществляется под прямым «давлением» эмоциональности матери.
Л.С.Выготский: «Влияние среды меняется в процессе развития ребенка, определяясь его переживаниями». Ввел понятие «ключевое переживание» - комплекс осознаваемых и неосознаваемых ребенком отношений с важными элементами окружающей среды. «Многоуровневость эмоций - основная из фундаментальных закономерностей их проявления и развития».
Д.Б.Эльконин: «эмоционально-положительный фон вокруг ребенка - фактор благополучного психического и физического развития».
Слайд 8Гипотеза
развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста будет более успешным при
следующих условиях:
Если с раннего возраста дети совместно с родителями будут обучаться способам выражения эмоций и приемам саморегуляции;
Если в работе будут активно использоваться разнообразные формы и методы развития эмоциональной сферы в процессе воспитания и обучения, а также в повседневной деятельности;
Если в процессе развития эмоций будут задействованы все участники воспитательно-образовательного процесса.
Слайд 9 Исходя из данной гипотезы и актуальности проблемы, пришла к решению о
проведении углубленной работы по развитию эмоций у детей в детском саду.
В результате ведется коррекционно-развивающая работа по развитию эмоциональной сферы детей младшего и старшего дошкольного возраста по программе «Цветик-семицветик».
Слайд 10Основные методы и приемы обучения:
Наблюдение.
Свободное и тематическое рисование.
Упражнения подражательно-исполнительского и творческого
характера.
Сочинение историй.
Прослушивание музыкальных разножанровых произведений.
Разрешение сюжетно-ролевых ситуаций (как быть?) Как поступить?).
Релаксация под музыку.
Элементы аутотренинга.
Слайд 11Организация работы с учетом возраста детей.
Слайд 12
Младший возраст.
Упражнение «Веселый - грустный ».
Цель: учить передавать простые эмоции весёлый-грустный,
вызывать положительно-эмоциональный отклик у детей.
Слайд 13Средний возраст.
Упражнение «Тренирием эмоции».
Цели: учить передавать данное эмоциональное состояние используя различные
выразительные средства.
Слайд 14Старший возраст.
Упражнение «Настроение волны»
Цель: расширять представления детей об эмоциях , развивать
эмпатию, воображение.
Слайд 15Подготовительный возраст .
Эксперимент «Цветные стеклышки»
Цель: Выявить индивидуальные цветовые предпочтения детей, учить
детей выражать изменения их эмоций словами.
Слайд 16Игра «Магнит»
Цель: Создать благоприятное взаимоотношение в детском коллективе.
Слайд 17Диагностический инструментарий
Детский тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
Анкетный метод
оценки эмоциональной и нервно-психической сферы детей.
Диагностика дезадаптации ребенка в раннем возрасте.
«Рисунок семьи» А. Л. Венгер.
«Нарисуй человека, которого ты любишь больше всего».
Графическая методика «Кактус». И т.д.
Слайд 18
Условия успешного эмоционального развития.
1. Работа ведется в тесном контакте с родителями
и со всеми специалистами ДОУ.
2. Повышению качества работы по развитию эмоций способствует рациональная организация развивающей среды в группах и кабинете педагога-психолога, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов, позволяющая варьировать формы и способы организации жизнедеятельности
Слайд 19Мониторинг
В результате коррекционно-развивающей работы у детей, прошедших курс психо-коррекционных занятий,
вырабатываются положительные черты характера, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства, эмоции других и легче выражают свои, формируется чувство сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе, повышается самооценка.
Слайд 20Примеры практического материала по теме эмоционально-волевое развитие.
(Приложение)
Слайд 29Оживи картинку
(«Разноцветные стеклышки»)
Слайд 34Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков,
также в установлении контактов с окружающими, и в социальной адаптации детей.