Презентация, доклад на тему Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени

Содержание

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Слайд 1РАННЯЯ ПОМОЩЬ В США: ОТВЕТЫ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА ГР.Б-4111 БУДАЕВА

АННА
РАННЯЯ ПОМОЩЬ В США: ОТВЕТЫ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА ГР.Б-4111 БУДАЕВА АННА

Слайд 2ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Слайд 4ПРЕДПОСЫЛКАМИ, ПРИВЕДШИМИ К СТАНОВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ, ПОСЛУЖИЛИ НАУЧНЫЕ

ИДЕИ, ПОДХОДЫ И КОНЦЕПЦИИ О РАЗВИТИИ МЛАДЕНЦА, СОЗДАННЫЕ В РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ:

В исследованиях классической психоаналитической школы

З. Фрейд, социальные связи и взаимоотношения матери и ребенка интерпретируются как трансформация либидозных тенденций
А. Фрейд разработала концепцию линии развития – последовательности перехода выраженной зависимости младенца от материнской заботы к эмоциональной самодостаточности и взрослым объектным отношениям
М. Малер на основе проведенных наблюдений разработала теорию индивидуализации (отделения) ребенка от матери

ПРЕДПОСЫЛКАМИ, ПРИВЕДШИМИ К СТАНОВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ, ПОСЛУЖИЛИ НАУЧНЫЕ ИДЕИ, ПОДХОДЫ И КОНЦЕПЦИИ О РАЗВИТИИ

Слайд 5В бихевиоральном подходе
развитие определяется понятием «научения», младенец выступает как природное существо,

приспосабливающееся путем научения к условиям индивидуальной жизни на основе наличия или отсутствия подкрепления (B.F. Skinner и др.).

В необихевиоральном подходе
развитие ребенка понимается как «социальное научение», решающее проблему социализации ребенка в системе отношений «ребенок – общество». Основными понятиями этого подхода являются «социальное научение», «социальная реактивность» и «социальное подкрепление» (A. Bandura и др.).

Достоинство подхода
четкость экспериментальной постановки проблемы и накопление большого фактического материала, характеризующего возможности ребенка и их расширение на протяжении первого года жизни, рассмотрение ребенка во взаимодействии со взрослым.
В бихевиоральном подходеразвитие определяется понятием «научения», младенец выступает как природное существо, приспосабливающееся путем научения к условиям индивидуальной

Слайд 6Психотерапевтический подход, ориентированный на систему «мать – младенец»

В концепции Д.Штерна была

выстроена система предположений о субъективной жизни младенца, о возникновении у него субъективного опыта и представлений о себе, а также о своих отношениях с другими.
Психотерапевтический подход, ориентированный на систему «мать – младенец»В концепции Д.Штерна была выстроена система предположений о субъективной жизни

Слайд 7НЕМАЛОВАЖНОЕ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ОКАЗАЛИ ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ДОМИНИРУЮЩИЕ В

СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ США НА РУБЕЖЕ 60-Х ГГ.
НЕМАЛОВАЖНОЕ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ОКАЗАЛИ ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ДОМИНИРУЮЩИЕ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И

Слайд 8ТРАДИЦИОННО ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ С САМЫМИ МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ – ДЕТЬМИ МЛАДЕНЧЕСКОГО И

РАННЕГО ВОЗРАСТА ВО ВСЕХ СТРАНАХ МИРА ОКАЗЫВАЛАСЬ И ОКАЗЫВАЕТСЯ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

педиатрическую,
неврологическую,
психиатрическую,
офтальмологическую,
сурдологическую,
физиотерапевтическую,
логопедическую
иную помощь. М. Селигман и Р.Б. Дарлинг (2007)

основные тенденции в оказании медицинской помощи были ориентированы только на больном ребенке
ребенок рассматривался как основной пациент служб здравоохранения, а также ярко выраженными клиническим и профессионально-доминирующим подходами во взаимодействии с семьей этого ребенка
лечение проводилось в основном только в стенах лечебных учреждений теми же профессионалами без участия семьи ребенка
от родителей ожидалось исполнение «роли больного» – пассивность, готовность к сотрудничеству, согласие со всеми решениями профессионалов. Mercer (1965)

ТРАДИЦИОННО ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ С САМЫМИ МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ – ДЕТЬМИ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА ВО ВСЕХ СТРАНАХ МИРА

Слайд 9По меткому определению М. Селигман и Р.Б. Дарлинг, клинический подход с

акцентом «возложения вины на жертву» и профессионально-доминирующий подход в эти годы объединяются, чтобы подавить сопротивление родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объединение вскоре оборачивается угрозой утраты доверия и уважения к профессиональному сообществу.

В ходе проведенных в США опросов населения было выявлено, что с 1950 г. общественное доверие и уважение к врачам и специалистам, работающим в системе здравоохранения, начинает снижаться, в 1966 г. им доверяли 72 % населения, а в 1975-м – всего 43 % (цит. по: М. Селигман, Р.Б. Дарлинг, 2007).
По меткому определению М. Селигман и Р.Б. Дарлинг, клинический подход с акцентом «возложения вины на жертву» и

Слайд 10Рассматривая многие факторы, которые могли стать предпосылками к созданию системы ранней

помощи в США, ряд исследователей (W.J.Doherty, 1985; Darling & Peter, 1994; М. Селигман, Р.Б. Дарлинг, 2007 и др.)

Выделяют первые эксперименты по проведению семейно ориентированной помощи, организованные в системе здравоохранения США:
Рассматривая многие факторы, которые могли стать предпосылками к созданию системы ранней помощи в США, ряд исследователей (W.J.Doherty,

Слайд 11В 1939 Г. В НЬЮ-ЙОРКЕ БЫЛ НАЧАТ ПРОЕКТ КОРНЕЛЛА
Цель: выявление

взаимосвязи между здоровьем, характеристиками взаимодействия между членами семьи и методами лечения, определяемого командой различных специалистов.

В проекте приняли участие 15 семей, данные собирались и анализировались в течение двух лет. Проект был прерван в связи со вступлением США во Вторую мировую войну.

По мнению W.J.Doherty, этот проект существенного влияния на развитие практики здравоохранения в США не оказал, но его результаты стали поводом для возобновления подобных экспериментов в 50-е гг. XX в.
В 1939 Г. В НЬЮ-ЙОРКЕ БЫЛ НАЧАТ ПРОЕКТ КОРНЕЛЛА  Цель: выявление взаимосвязи между здоровьем, характеристиками взаимодействия

Слайд 12ПРОЕКТ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ МОНТЕФИОРЕ (1950–1959)
В основу легла гипотеза о возможности предотвращения

заболеваний у отдельных членов семьи путем работы со всей семьей в целом

В эксперименте принимали участие 100 семей и большая группа специалистов, состоящая из терапевтов, педиатров, медицинских сестер и социальных работников

М. Селигман и Р.Б. Дарлинг, указывают, что потенциал проекта не был в полной мере реализован с возникшими трудностями в команде специалистов, нежелания членов команды расширить свою профессиональную деятельность, взяв на себя новые, не свойственные их профессии, роли

В 1969 г. в США идея семейно-ориентированного лечения была реализована в новой лечебной специальности – семейной медицине

К 1980-м гг. в этой дисциплине начали разрабатываться и активно использоваться технологии, включающие в процесс лечения пациента членов его семьи
ПРОЕКТ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ МОНТЕФИОРЕ (1950–1959)В основу легла гипотеза о возможности предотвращения заболеваний у отдельных членов семьи путем

Слайд 13Программы по пропаганде грудного вскармливания детей стали важной вехой на пути

развития системы ранней помощи.
С конца 40-х гг. и до 70-х гг., женщины из разных слоев населения начинают отдавать предпочтение искусственному вскармливанию младенцев (G. Craig и др.).
Процесс напрямую был связан с социальной политикой государств, развитием индустрии детского питания и заменителей материнского молока, с материальным положением семей, семейными и культурными представлениями об уходе за ребенком и способе его кормления, с консультированием кормящих матерей специалистами. (G. Craig, Latham, М. Селигман, Р.Б. Дарлинг и др.)
К 1971 г. в США только 10 % матерей продолжали кормить своих детей грудью после трехмесячного возраста, это было вызвано бурным развитием индустрии детского питания, а также длительным отсутствием права на получение отпуска по уходу за ребенком, когда многие из кормящих матерей возвращались на работу через 6 недель после родов.
К концу 80-х гг. в США более 50 % матерей начинают предпочитать грудное вскармливание искусственным смесям.
Программы по пропаганде грудного вскармливания детей стали важной вехой на пути развития системы ранней помощи. С конца

Слайд 14Социальная сфера страны на рубеже 60-х гг. ХХ в. была нацелена

на решение двух глобальных задач: поддержку семей и детей из малообеспеченных слоев общества и обеспечение системы попечения детей-инвалидов

В 1964 г. создана федеральная программа «Head Start» («Высокий старт») и ее вариант для самых маленьких детей «Early Head Start» - готовность детей из семей с низким доходом к школе через систему педагогического образования их родителей и интенсивную подготовку самих детей

Программа, с помощью которой удается добиться достаточно хороших результатов у детей в начальной школе, функционирует до настоящего времени в США. Она относится к департаменту здравоохранения и охватывает семьи с детьми из малообеспеченных слоев общества

В дальнейшем с развитием системы ранней помощи в США эта программа дополнена блоком скрининг-диагностики развития детей младенческого и раннего возрастов, т. е. механизмами наиболее раннего выявления детей с возможными нарушениями в развитии, и, таким образом, стала неотъемлемой частью национальной системы ранней помощи в настоящее время

Социальная сфера страны на рубеже 60-х гг. ХХ в. была нацелена на решение двух глобальных задач: поддержку

Слайд 15Социальная программа Ирмы Гордон (1969) помощи младенцам из семей социального риска

в США, ориентированной на участие родителей и организованной в домашних условиях
Она поставила цель добиться значительного продвижения в развитии детей посредством информационно-просветительской работы с их семьями.
Она обучила группу женщин из крестьянских общин основам детской психологии и педагогики, навыкам интервьюирования родителей
Они выступали в качестве ее помощниц. Семьи знакомили с конкретной программой занятий и условиями, которые необходимо было обеспечивать детям в их возрасте для нормального развития. Дети, которые в течение 2–3 лет участвовали в данной программе, демонстрировали достижения, значительно превышающие результаты контрольной группы детей
Наблюдения за этой группой детей показали отдаленные результаты социальной программы, в которой они участвовали, а именно: дети значительно реже в школьном возрасте попадали в классы для отстающих детей, чем их сверстники
Социальная программа Ирмы Гордон (1969) помощи младенцам из семей социального риска в США, ориентированной на участие родителей

Слайд 16Развитие подхода в системе социальной защиты населения, ориентированного на участие приходящего

в семью персонала, было в дальнейшем апробировано в комплексе программ под названием «Darcee Infant Programs», разработанных в 70-е гг. в Педагогическом университете Пибоди штата Теннесси (США)

Цель программ: научить родителей справляться с трудностями повседневной жизни, повысить уровень родительской компетентности в отношении развития детей и возможности использования поощрения определенных форм их поведения

Результаты программ: у родителей существенно изменился стиль воспитания детей, он стал более заботливым и поддерживающим, а дети, прошедшие эти программы, демонстрировали хорошие результаты в тестах достижений (цит. по: Г. Крейг, 2000)

Развитие подхода в системе социальной защиты населения, ориентированного на участие приходящего в семью персонала, было в дальнейшем

Слайд 17ВЫВОД:
Таким образом, США имеют пятидесятилетний опыт разработки различных мер, предваряющих поступление

в школу детей из бедных семей. В настоящее время сохраняется актуальность подобных мер, говорящих о том, что можно делать для детей, попадающих в группу социального риска по причине бедности. Бедность, разумеется, является лишь одним из факторов риска для неблагополучных семей, и для оказания полноценной помощи требуется широкий набор медицинских, социальных и образовательных программ.
ВЫВОД:Таким образом, США имеют пятидесятилетний опыт разработки различных мер, предваряющих поступление в школу детей из бедных семей.

Слайд 18В социальной сфере страны была проблема, связанная с попечением инвалидов.
В

60-е гг. преобладает медицинская модель инвалидности. В рамках медицинской модели, инвалидность- наличие некого дефекта, неполноценности, который приводит к неспособности выполнения определенной деятельности и, как следствие, ограничению возможности участвовать в традиционной социальной деятельности.
Складывается представление о реабилитационной модели инвалидности.
Модель базируется: наличие у больного не соответствующих норме тела или психики и нуждающихся в медицинском лечении и реабилитации, чтобы устранить или компенсировать возникшие функциональные расстройства.
Основная задача в модели: адаптировать инвалида к существующей социальной сфере, предоставив набор специализированных медицинских, социальных и образовательных услуг
Предлагается соответствующая поддержка в виде различных форм обслуживания и попечения инвалидов, как правило, в специально созданном для этого особом пространстве (медицинские клиники, специализированные интернаты и другое).
Основная социальная тенденция– изоляция детей-инвалидов и взрослых инвалидов от остального общества.
В социальной сфере страны была проблема, связанная с попечением инвалидов. В 60-е гг. преобладает медицинская модель инвалидности.

Слайд 19 К 60 гг. ХХ в. критическое отношение к закрытым медицинским

или социальным учреждениям во всех странах мира возрастает

Призывы профессионалов ликвидировать закрытые учреждения для детей и взрослых стали набирать силу как в странах Европы, так и США

В течение 60-х гг. в США были выделены значительные средства. Появились центры дневного пребывания для детей-инвалидов и взрослых с организацией посильной работы и досуга, пансионаты и дома совместного проживания

Закрытые учреждения и интернаты начинают считаться устаревшими формами попечения, и постепенно их количество сокращается
К 60 гг. ХХ в. критическое отношение к закрытым медицинским или социальным учреждениям во всех странах

Слайд 20Медицинская и реабилитационная модели инвалидности в 70–80-е гг. подвергаются пересмотру, начинается

переход к социальной модели, определяющей инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не отклонение, и полагающей наиболее значительной проблемой, связанной с инвалидностью, социальную дискриминацию
Социальная модель инвалидности сдвигает акцент в решении проблемы инвалидности с изменения индивидуума на изменение тех аспектов социальной жизни, которые могут быть изменены

три главных типа ограничительных барьеров, которые могут и должны быть устранены, чтобы интегрировать инвалидов в общество:

1) негативные установки по отношению к инвалидам, превалирующие до сих пор в социуме и функционирующие как на микро-, так и на макроуровне, включая язык повседневных практик, навешивающий ярлыки и формирующий оскорбительные стереотипы;
2) институциональные барьеры, резко уменьшающие «жизненные шансы» инвалидов;
3) архитектурные, транспортные и иные физические барьеры, мешающие созданию комфортной жизненной среды
Медицинская и реабилитационная модели инвалидности в 70–80-е гг. подвергаются пересмотру, начинается переход к социальной модели, определяющей инвалидность

Слайд 21 В 60–70 гг. XX в. в образовании детей с отклонениями

в развитии с закрытыми формами специального образования начинают возникать открытые формы – службы и центры консультирования и сопровождения родителей детей с отклонениями в развитии.

В США создаются и растут неправительственные негосударственные организации, общества, ассоциации, пытающиеся решать проблемы социальной опеки и поддержки семей с проблемными детьми

Семьи детей с особыми образовательными потребностями начинают обретать некоторые формальные возможности выбора типа школы, возможности создавать родительские ассоциации, общества и комитеты, входить в попечительские советы образовательных учреждений (Н.Н. Малофеев)
В 60–70 гг. XX в. в образовании детей с отклонениями в развитии с закрытыми формами специального

Слайд 22Ценности самого раннего этапа комплексной помощи ребенку младенческого и раннего возраста,

связанные с устранением тех или иных проблем в развитии ребенка и преодолением имеющегося дефекта, стали дополняться существенными смысловыми компонентами и обрели новую формулу – «нормализация жизни особого ребенка»

Термин «нормализация» «использование культурных средств для того, чтобы люди обрели возможность жить полноценной культурной жизнью» (цит. по: С.Дж. Рут, 1986. – С.12). Voyscey (1975), рассматривая процесс формирования ценностей, связанных с понятием «нормализация» в среде американских семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья младенческого и раннего возраста, высказывает предположение, что родители начинают стремиться к нормализации, поскольку другие лица и организации – родительские сообщества и ассоциации, различные специалисты, священнослужители, авторы книг и журнальных публикаций – ожидают от них и их ребенка «нормальности» и возможности жить полноценной жизнью
Ценности самого раннего этапа комплексной помощи ребенку младенческого и раннего возраста, связанные с устранением тех или иных

Слайд 23Основные ценностные ориентиры новой философии начали охватывать следующие области жизни ребенка

и его семьи: создание нормальных условий жизни ребенка в семье; создание совместно с семьей условий для развития ребенка: наличие развивающего общения, игровой среды, специальных и развивающих занятий, информирование, просвещение и обучение членов семьи в целях оказания максимально возможной помощи ребенку; создание нормальной социальной среды, окружающей ребенка в семье и вне ее, при посещении детского сада, развивающего центра, клиники и пр.

Меняются цели оказания ранней помощи. Акцент переносится с развития ребенка на вопросы обеспечения качества его жизни. Ценностно-целевые ориентиры, в свою очередь, отражаются на результатах ранней помощи. Они начинают определяться как возможность достичь ребенком нормализованного стиля жизни

В итоге складывается модель ранней помощи, названная моделью «союза с семьей». В модели «союза с семьей» профессионалы, обучая родителей, просвещая их и информируя, начинают использовать имеющиеся в семье ресурсы в работе с ребенком (Dunst, Johanson, Trivette, Hambry, 1991)
Основные ценностные ориентиры новой философии начали охватывать следующие области жизни ребенка и его семьи: создание нормальных условий

Слайд 24Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с ограниченными возможностями

здоровья (авторы: Н.М. Джонсон-Мартин, К.Г. Дженс, С.М. Аттермиер, Дж. Хаккер).
Предназначена для работы с младенцами и детьми младшего возраста (от рождения до 2 лет), имеющими различные нарушения в развитии.
Основана на знании закономерностей развития ребенка, при этом во внимание принята возможность неравномерного развития ребенка в каждой области.
В программе подробно описываются навыки детей в разных областях развития и способы их оценки
Программа решает проблему нетипичного развития ребенка двумя путями:
Во-первых, навыки в каждой области развития разделены на логические разделы обучения
Во-вторых, в содержание многих разделов были включены изменения для детей с сенсорными и двигательными ограничениями
Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с ограниченными возможностями здоровья (авторы: Н.М. Джонсон-Мартин, К.Г. Дженс,

Слайд 25Психотерапевтически ориентированные методы и программы на этом этапе ранней помощи, как

отмечает ряд исследователей (У.Б. Брак, К. Заримски и др.) были представлены эмпирическим подходом, большую роль в котором играли методы поведенческой терапии, значительно усилившей свои позиции к 60-м гг. прошлого века. Были созданы психометрические тестовые методики для детей различных возрастов, отличавшиеся надежными критериями, началась разработка методов терапии поведенческих нарушений и отставаний в развитии ребенка. Оптимальная программа научения отличалась тщательным структурированием условий обучения, включала анализ отдельных шагов выполнения поставленных задач и подбором различных техник инструктирования. Центральную роль в такой программе играет инструктаж родителей. Это касается как общего стиля воспитания, так и инструктажа родителей при проведении тренинговых программ.
Психотерапевтически ориентированные методы и программы на этом этапе ранней помощи, как отмечает ряд исследователей (У.Б. Брак, К.

Слайд 26В практике ранней помощи складываются мультидисциплинарный подход и мультидисциплинарная командная работа

профессионалов. В команду входят специалисты разных профессиональных групп и разных дисциплин

Взаимодействие специалистов в такой команде слабо выражено, процессы коммуникации формальны и передача информации от специалиста к специалисту, как правило, осуществляется плохо. Специалисты работают с ребенком и его семьей независимо друг от друга, без пересечения профессиональных границ

Мэри Уилт, анализируя эту модель организации групповой работы в системе ранней помощи США, отмечает, что при таком подходе «работа распадается на отдельные фрагменты, члены команды меньше контактируют между собой и, таким образом, теряют возможность в процессе своей деятельности уделять внимание развитию других необходимых навыков у ребенка. Когда каждый педагог ставит конкретные цели, касающиеся только одной области развития, он не согласует свою работу с работой других специалистов» (М. Уилт, 2009. – С.246)
В практике ранней помощи складываются мультидисциплинарный подход и мультидисциплинарная командная работа профессионалов. В команду входят специалисты разных

Слайд 27Необходимость повышения качества социальных услуг, а также новые ценности, цели и

планируемые результаты ранней помощи приводят к некоторому изменению отношений специалистов и родителей

Отношения специалистов и семьи в условиях обновления ценностей начинают двигаться от клинического, экспертного подхода к социальному взаимодействию, от профессионального доминирования к социальному партнерству, защите прав родителей и перераспределению ответственности за результаты оказываемой помощи

Необходимость повышения качества социальных услуг, а также новые ценности, цели и планируемые результаты ранней помощи приводят к

Слайд 28Переход на следующий уровень развития системы ранней помощи был определен развернувшимися

исследованиями взаимодействия матери и ребенка младенческого и раннего возраста

Теоретические обобщения, нацеленные на осмысление раннего социального взаимодействия ребенка и матери, влияния этого опыта на последующее развитие ребенка (D. Bowlby, R.A. Spitz, D.W. Winnicott, M. Mahler, M. Ainsworth, D. Bowlby, D. Stern и др.), проведенные в различных психологических подходах, послужили толчком для развития таких направлений психотерапевтической ранней помощи, как поведенческая терапия взаимодействия матери и ребенка (T. Field, T.B Brazelton и др.), психодинамическая терапия (S. Fraiberg и др.) и системный подход в психотерапии взаимодействия матери и ребенка (D. Stern, N. Stern-Bruschweiler)
Переход на следующий уровень развития системы ранней помощи был определен развернувшимися исследованиями взаимодействия матери и ребенка младенческого

Слайд 29РАННЯЯ ПОМОЩЬ В США: ОТВЕТЫ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА ГР.Б-4111 БУДАЕВА

АННА
РАННЯЯ ПОМОЩЬ В США: ОТВЕТЫ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА ГР.Б-4111 БУДАЕВА АННА

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть