Слайд 1РАННЯЯ ПОМОЩЬ В США: ОТВЕТЫ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА ГР.Б-4111 БУДАЕВА
АННА
Слайд 4ПРЕДПОСЫЛКАМИ, ПРИВЕДШИМИ К СТАНОВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ, ПОСЛУЖИЛИ НАУЧНЫЕ
ИДЕИ, ПОДХОДЫ И КОНЦЕПЦИИ О РАЗВИТИИ МЛАДЕНЦА, СОЗДАННЫЕ В РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ:
В исследованиях классической психоаналитической школы
З. Фрейд, социальные связи и взаимоотношения матери и ребенка интерпретируются как трансформация либидозных тенденций
А. Фрейд разработала концепцию линии развития – последовательности перехода выраженной зависимости младенца от материнской заботы к эмоциональной самодостаточности и взрослым объектным отношениям
М. Малер на основе проведенных наблюдений разработала теорию индивидуализации (отделения) ребенка от матери
Слайд 5В бихевиоральном подходе
развитие определяется понятием «научения», младенец выступает как природное существо,
приспосабливающееся путем научения к условиям индивидуальной жизни на основе наличия или отсутствия подкрепления (B.F. Skinner и др.).
В необихевиоральном подходе
развитие ребенка понимается как «социальное научение», решающее проблему социализации ребенка в системе отношений «ребенок – общество». Основными понятиями этого подхода являются «социальное научение», «социальная реактивность» и «социальное подкрепление» (A. Bandura и др.).
Достоинство подхода
четкость экспериментальной постановки проблемы и накопление большого фактического материала, характеризующего возможности ребенка и их расширение на протяжении первого года жизни, рассмотрение ребенка во взаимодействии со взрослым.
Слайд 6Психотерапевтический подход, ориентированный на систему «мать – младенец»
В концепции Д.Штерна была
выстроена система предположений о субъективной жизни младенца, о возникновении у него субъективного опыта и представлений о себе, а также о своих отношениях с другими.
Слайд 7НЕМАЛОВАЖНОЕ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ОКАЗАЛИ ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ДОМИНИРУЮЩИЕ В
СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ США НА РУБЕЖЕ 60-Х ГГ.
Слайд 8ТРАДИЦИОННО ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ С САМЫМИ МАЛЕНЬКИМИ ДЕТЬМИ – ДЕТЬМИ МЛАДЕНЧЕСКОГО И
РАННЕГО ВОЗРАСТА ВО ВСЕХ СТРАНАХ МИРА ОКАЗЫВАЛАСЬ И ОКАЗЫВАЕТСЯ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
педиатрическую,
неврологическую,
психиатрическую,
офтальмологическую,
сурдологическую,
физиотерапевтическую,
логопедическую
иную помощь. М. Селигман и Р.Б. Дарлинг (2007)
основные тенденции в оказании медицинской помощи были ориентированы только на больном ребенке
ребенок рассматривался как основной пациент служб здравоохранения, а также ярко выраженными клиническим и профессионально-доминирующим подходами во взаимодействии с семьей этого ребенка
лечение проводилось в основном только в стенах лечебных учреждений теми же профессионалами без участия семьи ребенка
от родителей ожидалось исполнение «роли больного» – пассивность, готовность к сотрудничеству, согласие со всеми решениями профессионалов. Mercer (1965)
Слайд 9По меткому определению М. Селигман и Р.Б. Дарлинг, клинический подход с
акцентом «возложения вины на жертву» и профессионально-доминирующий подход в эти годы объединяются, чтобы подавить сопротивление родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объединение вскоре оборачивается угрозой утраты доверия и уважения к профессиональному сообществу.
В ходе проведенных в США опросов населения было выявлено, что с 1950 г. общественное доверие и уважение к врачам и специалистам, работающим в системе здравоохранения, начинает снижаться, в 1966 г. им доверяли 72 % населения, а в 1975-м – всего 43 % (цит. по: М. Селигман, Р.Б. Дарлинг, 2007).
Слайд 10Рассматривая многие факторы, которые могли стать предпосылками к созданию системы ранней
помощи в США, ряд исследователей (W.J.Doherty, 1985; Darling & Peter, 1994; М. Селигман, Р.Б. Дарлинг, 2007 и др.)
Выделяют первые эксперименты по проведению семейно ориентированной помощи, организованные в системе здравоохранения США:
Слайд 11В 1939 Г. В НЬЮ-ЙОРКЕ БЫЛ НАЧАТ ПРОЕКТ КОРНЕЛЛА
Цель: выявление
взаимосвязи между здоровьем, характеристиками взаимодействия между членами семьи и методами лечения, определяемого командой различных специалистов.
В проекте приняли участие 15 семей, данные собирались и анализировались в течение двух лет. Проект был прерван в связи со вступлением США во Вторую мировую войну.
По мнению W.J.Doherty, этот проект существенного влияния на развитие практики здравоохранения в США не оказал, но его результаты стали поводом для возобновления подобных экспериментов в 50-е гг. XX в.
Слайд 12ПРОЕКТ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ МОНТЕФИОРЕ (1950–1959)
В основу легла гипотеза о возможности предотвращения
заболеваний у отдельных членов семьи путем работы со всей семьей в целом
В эксперименте принимали участие 100 семей и большая группа специалистов, состоящая из терапевтов, педиатров, медицинских сестер и социальных работников
М. Селигман и Р.Б. Дарлинг, указывают, что потенциал проекта не был в полной мере реализован с возникшими трудностями в команде специалистов, нежелания членов команды расширить свою профессиональную деятельность, взяв на себя новые, не свойственные их профессии, роли
В 1969 г. в США идея семейно-ориентированного лечения была реализована в новой лечебной специальности – семейной медицине
К 1980-м гг. в этой дисциплине начали разрабатываться и активно использоваться технологии, включающие в процесс лечения пациента членов его семьи
Слайд 13Программы по пропаганде грудного вскармливания детей стали важной вехой на пути
развития системы ранней помощи.
С конца 40-х гг. и до 70-х гг., женщины из разных слоев населения начинают отдавать предпочтение искусственному вскармливанию младенцев (G. Craig и др.).
Процесс напрямую был связан с социальной политикой государств, развитием индустрии детского питания и заменителей материнского молока, с материальным положением семей, семейными и культурными представлениями об уходе за ребенком и способе его кормления, с консультированием кормящих матерей специалистами. (G. Craig, Latham, М. Селигман, Р.Б. Дарлинг и др.)
К 1971 г. в США только 10 % матерей продолжали кормить своих детей грудью после трехмесячного возраста, это было вызвано бурным развитием индустрии детского питания, а также длительным отсутствием права на получение отпуска по уходу за ребенком, когда многие из кормящих матерей возвращались на работу через 6 недель после родов.
К концу 80-х гг. в США более 50 % матерей начинают предпочитать грудное вскармливание искусственным смесям.
Слайд 14Социальная сфера страны на рубеже 60-х гг. ХХ в. была нацелена
на решение двух глобальных задач: поддержку семей и детей из малообеспеченных слоев общества и обеспечение системы попечения детей-инвалидов
В 1964 г. создана федеральная программа «Head Start» («Высокий старт») и ее вариант для самых маленьких детей «Early Head Start» - готовность детей из семей с низким доходом к школе через систему педагогического образования их родителей и интенсивную подготовку самих детей
Программа, с помощью которой удается добиться достаточно хороших результатов у детей в начальной школе, функционирует до настоящего времени в США. Она относится к департаменту здравоохранения и охватывает семьи с детьми из малообеспеченных слоев общества
В дальнейшем с развитием системы ранней помощи в США эта программа дополнена блоком скрининг-диагностики развития детей младенческого и раннего возрастов, т. е. механизмами наиболее раннего выявления детей с возможными нарушениями в развитии, и, таким образом, стала неотъемлемой частью национальной системы ранней помощи в настоящее время
Слайд 15Социальная программа Ирмы Гордон (1969) помощи младенцам из семей социального риска
в США, ориентированной на участие родителей и организованной в домашних условиях
Она поставила цель добиться значительного продвижения в развитии детей посредством информационно-просветительской работы с их семьями.
Она обучила группу женщин из крестьянских общин основам детской психологии и педагогики, навыкам интервьюирования родителей
Они выступали в качестве ее помощниц. Семьи знакомили с конкретной программой занятий и условиями, которые необходимо было обеспечивать детям в их возрасте для нормального развития. Дети, которые в течение 2–3 лет участвовали в данной программе, демонстрировали достижения, значительно превышающие результаты контрольной группы детей
Наблюдения за этой группой детей показали отдаленные результаты социальной программы, в которой они участвовали, а именно: дети значительно реже в школьном возрасте попадали в классы для отстающих детей, чем их сверстники
Слайд 16Развитие подхода в системе социальной защиты населения, ориентированного на участие приходящего
в семью персонала, было в дальнейшем апробировано в комплексе программ под названием «Darcee Infant Programs», разработанных в 70-е гг. в Педагогическом университете Пибоди штата Теннесси (США)
Цель программ: научить родителей справляться с трудностями повседневной жизни, повысить уровень родительской компетентности в отношении развития детей и возможности использования поощрения определенных форм их поведения
Результаты программ: у родителей существенно изменился стиль воспитания детей, он стал более заботливым и поддерживающим, а дети, прошедшие эти программы, демонстрировали хорошие результаты в тестах достижений (цит. по: Г. Крейг, 2000)
Слайд 17ВЫВОД:
Таким образом, США имеют пятидесятилетний опыт разработки различных мер, предваряющих поступление
в школу детей из бедных семей. В настоящее время сохраняется актуальность подобных мер, говорящих о том, что можно делать для детей, попадающих в группу социального риска по причине бедности. Бедность, разумеется, является лишь одним из факторов риска для неблагополучных семей, и для оказания полноценной помощи требуется широкий набор медицинских, социальных и образовательных программ.
Слайд 18В социальной сфере страны была проблема, связанная с попечением инвалидов.
В
60-е гг. преобладает медицинская модель инвалидности. В рамках медицинской модели, инвалидность- наличие некого дефекта, неполноценности, который приводит к неспособности выполнения определенной деятельности и, как следствие, ограничению возможности участвовать в традиционной социальной деятельности.
Складывается представление о реабилитационной модели инвалидности.
Модель базируется: наличие у больного не соответствующих норме тела или психики и нуждающихся в медицинском лечении и реабилитации, чтобы устранить или компенсировать возникшие функциональные расстройства.
Основная задача в модели: адаптировать инвалида к существующей социальной сфере, предоставив набор специализированных медицинских, социальных и образовательных услуг
Предлагается соответствующая поддержка в виде различных форм обслуживания и попечения инвалидов, как правило, в специально созданном для этого особом пространстве (медицинские клиники, специализированные интернаты и другое).
Основная социальная тенденция– изоляция детей-инвалидов и взрослых инвалидов от остального общества.
Слайд 19 К 60 гг. ХХ в. критическое отношение к закрытым медицинским
или социальным учреждениям во всех странах мира возрастает
Призывы профессионалов ликвидировать закрытые учреждения для детей и взрослых стали набирать силу как в странах Европы, так и США
В течение 60-х гг. в США были выделены значительные средства. Появились центры дневного пребывания для детей-инвалидов и взрослых с организацией посильной работы и досуга, пансионаты и дома совместного проживания
Закрытые учреждения и интернаты начинают считаться устаревшими формами попечения, и постепенно их количество сокращается
Слайд 20Медицинская и реабилитационная модели инвалидности в 70–80-е гг. подвергаются пересмотру, начинается
переход к социальной модели, определяющей инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не отклонение, и полагающей наиболее значительной проблемой, связанной с инвалидностью, социальную дискриминацию
Социальная модель инвалидности сдвигает акцент в решении проблемы инвалидности с изменения индивидуума на изменение тех аспектов социальной жизни, которые могут быть изменены
три главных типа ограничительных барьеров, которые могут и должны быть устранены, чтобы интегрировать инвалидов в общество:
1) негативные установки по отношению к инвалидам, превалирующие до сих пор в социуме и функционирующие как на микро-, так и на макроуровне, включая язык повседневных практик, навешивающий ярлыки и формирующий оскорбительные стереотипы;
2) институциональные барьеры, резко уменьшающие «жизненные шансы» инвалидов;
3) архитектурные, транспортные и иные физические барьеры, мешающие созданию комфортной жизненной среды
Слайд 21 В 60–70 гг. XX в. в образовании детей с отклонениями
в развитии с закрытыми формами специального образования начинают возникать открытые формы – службы и центры консультирования и сопровождения родителей детей с отклонениями в развитии.
В США создаются и растут неправительственные негосударственные организации, общества, ассоциации, пытающиеся решать проблемы социальной опеки и поддержки семей с проблемными детьми
Семьи детей с особыми образовательными потребностями начинают обретать некоторые формальные возможности выбора типа школы, возможности создавать родительские ассоциации, общества и комитеты, входить в попечительские советы образовательных учреждений (Н.Н. Малофеев)
Слайд 22Ценности самого раннего этапа комплексной помощи ребенку младенческого и раннего возраста,
связанные с устранением тех или иных проблем в развитии ребенка и преодолением имеющегося дефекта, стали дополняться существенными смысловыми компонентами и обрели новую формулу – «нормализация жизни особого ребенка»
Термин «нормализация» «использование культурных средств для того, чтобы люди обрели возможность жить полноценной культурной жизнью» (цит. по: С.Дж. Рут, 1986. – С.12). Voyscey (1975), рассматривая процесс формирования ценностей, связанных с понятием «нормализация» в среде американских семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья младенческого и раннего возраста, высказывает предположение, что родители начинают стремиться к нормализации, поскольку другие лица и организации – родительские сообщества и ассоциации, различные специалисты, священнослужители, авторы книг и журнальных публикаций – ожидают от них и их ребенка «нормальности» и возможности жить полноценной жизнью
Слайд 23Основные ценностные ориентиры новой философии начали охватывать следующие области жизни ребенка
и его семьи: создание нормальных условий жизни ребенка в семье; создание совместно с семьей условий для развития ребенка: наличие развивающего общения, игровой среды, специальных и развивающих занятий, информирование, просвещение и обучение членов семьи в целях оказания максимально возможной помощи ребенку; создание нормальной социальной среды, окружающей ребенка в семье и вне ее, при посещении детского сада, развивающего центра, клиники и пр.
Меняются цели оказания ранней помощи. Акцент переносится с развития ребенка на вопросы обеспечения качества его жизни. Ценностно-целевые ориентиры, в свою очередь, отражаются на результатах ранней помощи. Они начинают определяться как возможность достичь ребенком нормализованного стиля жизни
В итоге складывается модель ранней помощи, названная моделью «союза с семьей». В модели «союза с семьей» профессионалы, обучая родителей, просвещая их и информируя, начинают использовать имеющиеся в семье ресурсы в работе с ребенком (Dunst, Johanson, Trivette, Hambry, 1991)
Слайд 24Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с ограниченными возможностями
здоровья (авторы: Н.М. Джонсон-Мартин, К.Г. Дженс, С.М. Аттермиер, Дж. Хаккер).
Предназначена для работы с младенцами и детьми младшего возраста (от рождения до 2 лет), имеющими различные нарушения в развитии.
Основана на знании закономерностей развития ребенка, при этом во внимание принята возможность неравномерного развития ребенка в каждой области.
В программе подробно описываются навыки детей в разных областях развития и способы их оценки
Программа решает проблему нетипичного развития ребенка двумя путями:
Во-первых, навыки в каждой области развития разделены на логические разделы обучения
Во-вторых, в содержание многих разделов были включены изменения для детей с сенсорными и двигательными ограничениями
Слайд 25Психотерапевтически ориентированные методы и программы на этом этапе ранней помощи, как
отмечает ряд исследователей (У.Б. Брак, К. Заримски и др.) были представлены эмпирическим подходом, большую роль в котором играли методы поведенческой терапии, значительно усилившей свои позиции к 60-м гг. прошлого века. Были созданы психометрические тестовые методики для детей различных возрастов, отличавшиеся надежными критериями, началась разработка методов терапии поведенческих нарушений и отставаний в развитии ребенка. Оптимальная программа научения отличалась тщательным структурированием условий обучения, включала анализ отдельных шагов выполнения поставленных задач и подбором различных техник инструктирования. Центральную роль в такой программе играет инструктаж родителей. Это касается как общего стиля воспитания, так и инструктажа родителей при проведении тренинговых программ.
Слайд 26В практике ранней помощи складываются мультидисциплинарный подход и мультидисциплинарная командная работа
профессионалов. В команду входят специалисты разных профессиональных групп и разных дисциплин
Взаимодействие специалистов в такой команде слабо выражено, процессы коммуникации формальны и передача информации от специалиста к специалисту, как правило, осуществляется плохо. Специалисты работают с ребенком и его семьей независимо друг от друга, без пересечения профессиональных границ
Мэри Уилт, анализируя эту модель организации групповой работы в системе ранней помощи США, отмечает, что при таком подходе «работа распадается на отдельные фрагменты, члены команды меньше контактируют между собой и, таким образом, теряют возможность в процессе своей деятельности уделять внимание развитию других необходимых навыков у ребенка. Когда каждый педагог ставит конкретные цели, касающиеся только одной области развития, он не согласует свою работу с работой других специалистов» (М. Уилт, 2009. – С.246)
Слайд 27Необходимость повышения качества социальных услуг, а также новые ценности, цели и
планируемые результаты ранней помощи приводят к некоторому изменению отношений специалистов и родителей
Отношения специалистов и семьи в условиях обновления ценностей начинают двигаться от клинического, экспертного подхода к социальному взаимодействию, от профессионального доминирования к социальному партнерству, защите прав родителей и перераспределению ответственности за результаты оказываемой помощи
Слайд 28Переход на следующий уровень развития системы ранней помощи был определен развернувшимися
исследованиями взаимодействия матери и ребенка младенческого и раннего возраста
Теоретические обобщения, нацеленные на осмысление раннего социального взаимодействия ребенка и матери, влияния этого опыта на последующее развитие ребенка (D. Bowlby, R.A. Spitz, D.W. Winnicott, M. Mahler, M. Ainsworth, D. Bowlby, D. Stern и др.), проведенные в различных психологических подходах, послужили толчком для развития таких направлений психотерапевтической ранней помощи, как поведенческая терапия взаимодействия матери и ребенка (T. Field, T.B Brazelton и др.), психодинамическая терапия (S. Fraiberg и др.) и системный подход в психотерапии взаимодействия матери и ребенка (D. Stern, N. Stern-Bruschweiler)
Слайд 29РАННЯЯ ПОМОЩЬ В США: ОТВЕТЫ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА ГР.Б-4111 БУДАЕВА
АННА