Слайд 1РАННЕЕ ДЕТСТВО В КОНТЕКСТЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ РФ
Лобачева Инна Сергеевна, старший воспитатель
МБОУ «Елыкаевская СОШ»
Районное методическое объединение педагогических работников дошкольного образования Кемеровского муниципального района
Слайд 2РАННЕЕ ДЕТСТВО
Ранний возраст (1-3)
это период между младенчеством и дошкольным возрастом
1 –
1год 1 месяц – 1год 3 месяца
2 – 1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев
3 – 1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев
4 – 1 год 10 месяцев – 2 года
5 – 2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев
6 – 2 года 7 месяцев – 3 года
Младенчество (0-1)
этап от рождения до 1 года.
1 – новорожденность -1 месяц,
2 – от 1 месяца до 6 месяцев,
3 – от 6 до 12 месяцев.
Слайд 3
1960
первая программа воспитания детей раннего возраста (часть единого типового программного
документа «Программа воспитания в детском саду»).
Теоретическая база – труды Н. М. Аксариной, Н. Ф. Ладыгиной, Н. М. Щелованова и др.
Принципы и методы - условно-рефлекторная теория развития высшей нервной деятельности
(физиолог Бехтерев В.М.)
Слайд 5
Н. М. Аксарина "Воспитание детей раннего возраста"
Изд-во «Медицина», М., 1977 г.
http://www.detskiysad.ru/vopros/ranniy.html
Учебник написан по программе, утвержденной Министерством здравоохранения СССР и предназначен для учащихся медицинских училищ отделений медицинских сестер детских учреждений и одногодичных курсов сестер-воспитательниц яслей, домов ребенка и младших групп яслей и садов.
В учебнике содержатся данные о развитии высшей нервной деятельности и психическом развитии детей раннего возраста, задачи и методы их воспитания в различных условиях — в семье и в детских учреждениях различного типа. Кратко изложено также и воспитание детей от 3 до 7 лет.
В учебнике детально освещается роль медицинской сестры-воспитательницы, содержание и формы ее работы в поликлинике, яслях, больнице, а также излагаются методы контроля за развитием и поведением детей.
Аксариной и Н. М. Щелованова получили дальнейшее развитие в трудах Л. Г. Голубевой, Г. В. Пантюхиной, К. Л. Печоры, Э. Л. Фрухт
- индивидуальность ребенка,
- раннее выявление затруднений в развитии,
- диагностический инструментарий, позволяющий оценить основные показатели развития детей.
Слайд 71989
«Концепция дошкольного воспитания»,
разработанная ВНИКом «Школа» и НИИ дошкольного воспитания
АПН СССР под руководством В. А. Петровского.
Теоретической основой Концепции стали труды известных отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной.
Слайд 8Концепция дошкольного воспитания
подробно раскрываются три подхода -
возрастной,
индивидуальный
и
личностно ориентированный).
В ее содержание включены характеристики, присущие деятельностному и культурологическому подходам.
Раскрывая сущность возрастного подхода, авторы указывали на возможности психического развития детей за счет их участия в соответствующих возрасту видах деятельности.
Слайд 94 октября 2000 г.
Национальная доктрина образования, утвержденная Постановлением Правительства РФ
В Постановлении
определены цели и задачи образования как целостной системы, обеспечивающей непрерывность образования в течение всей жизни, преемственность его уровней и ступеней, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, вариативность образовательных программ, индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание
Слайд 1017 июня 2003 г.
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное
звено)
Общность подходов в образовании детей,
направлен на предотвращение искусственной акселерации и перегрузки детей на этапе перехода от дошкольной ступени образования к школе
Слайд 11
2008 г
Концепция социально-экономического развития РФ
до 2020 г.
Создание системы образовательных услуг,
обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения
Концепция государственных федеральных стандартов общего образования
Цель образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности
Слайд 12
2009 и 2011 гг.
Федеральные государственные требования к структуре и содержанию образовательной
программы дошкольного образования и условиям ее реализации
Слайд 13
Декабрь 2012 г.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
«…Образование детей
младенческого и раннего возраста (ст. 13 и 63) должно осуществляться на основе программ дошкольного образования, ориентированных на разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности»
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.
Слайд 14
17 октября 2013 г.
Приказ Министерства
образования и науки РФ от №1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования!
Слайд 15Так стало…
• Успешная социализация и индивидуализация ребенка
• Обеспечение эмоционального благополучия
каждого малыша
Так было…
Уход, забота, выполнение гигиенических процедур за ребенком раннего возраста
Создание условий для восстановления и качественного обновления системы общественного воспитания детей раннего возраста на основе последних достижений науки и практики
Важно! Обеспечить поиск новых способов организации педагогического процесса
Слайд 16В чем специфика развивающего взаимодействия ?
развивающий подход
когда взаимодействие строится,
прежде всего, с учетом тенденций развития ребенка (изменяются цели, содержание, способы и формы организации взаимодействия). Оно предполагает гибкое реагирование на процесс и результат развития ребенка.
стандартно-стереотипный подход
когда взаимодействие строится в соответствии с требованиями образовательной программы, без учета тенденций развития ребенка и с использованием стереотипных способов и форм его организации
Слайд 17Какие задачи профессиональной деятельности современного педагога могут быть обновлены?
Основой профессионализма
педагога раннего возраста является наличие у него таких личностных качеств, как рефлективность, смыслотворчество, избирательность, автономность
Современный воспитатель - это человек, умеющий профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающий в реальных ситуациях профессиональной деятельности.
Слайд 18Основу системы
составляют подходы возрастной и индивидуальный.
Личностно ориентированный, гуманистический и деятельностный
подходы определяют характер взаимодействия взрослых и детей.
Культурологический подход рассматривает процессы обучения и воспитания ребенка в их единстве на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Системно-деятельностный позволяет установить взаимосвязи между основными направлениями развития и образования детей, различными видами деятельности, аспектами образовательной среды.
Синергетический подход позволяет рассматривать педагогов, родителей и детей как элементы, склонные к саморазвитию, и ориентирует воспитателя на выявление потребностей родителей, поддержку их образовательных инициатив.