Презентация, доклад на тему Работа над фразеологизмами в начальной школе

Содержание

РАБОТА НАД ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Слайд 1

Коробова Валентина Тихоновна

МБОУ СОШ №1 с УИОП

Коробова Валентина ТихоновнаМБОУ СОШ №1 с УИОП

Слайд 2РАБОТА НАД ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАБОТА НАД ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Слайд 3Цели и задачи:
Дать представление о фразеологизме как единице русского языка
Познакомить с

отличительными особенностями фразеологизмов
Признаками фразеологизмов
Уточнит как работать с фразеологизмами
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку , уметь видеть его самобытность












Цели и задачи:Дать представление о фразеологизме как единице русского языкаПознакомить с отличительными особенностями фразеологизмовПризнаками фразеологизмовУточнит как работать

Слайд 4Фразеология как раздел русского языка в начальной школе не изучается, но

в учебниках русского языка и литературного чтения встречается. Задача учителя – объяснить детям значение фразеологизмов и особенности их употребления.
Фразеология как раздел русского языка в начальной школе не изучается, но в учебниках русского языка и литературного

Слайд 5Мнение лингвистов
Одни ученые относят к фразеологизмам все устойчивые сочетания слов, другие

ограничиваются лишь определенной группой устойчивых словосочетаний. В состав фразеологизмов часто включают пословицы, поговорки, крылатые выражения.
Мнение лингвистовОдни ученые относят к фразеологизмам все устойчивые сочетания слов, другие ограничиваются лишь определенной группой устойчивых словосочетаний.

Слайд 6Что же такое фразеологизмы?
Это неразложимые словосочетания, которые так же, как и

отдельные слова, служат названиями предметов, явлений, признаков, действий и состояний. Фразеологизмы отражают национальную специфику языка, его самобытность.
Что же такое фразеологизмы?Это неразложимые словосочетания, которые так же, как и отдельные слова, служат названиями предметов, явлений,

Слайд 7Отличительные особенности фразеологизмов.
Метафоричность

Эмоциональность

Оценочность

Экспрессивность

Отличительные особенности фразеологизмов.МетафоричностьЭмоциональностьОценочностьЭкспрессивность

Слайд 8Метафоричность
Переосмысление свободных словосочетаний. Например: «нашла коса на камень» – некто сильный,

не привыкший к противодействию, получил решительный отпор.
МетафоричностьПереосмысление свободных словосочетаний. Например: «нашла коса на камень» – некто сильный, не привыкший к противодействию, получил решительный

Слайд 9Эмоциональность
Выражение разных чувств. В словах такие фразеологизмы сопровождаются неодобрением, иронией.
Например «балалайка

бесструнная», «собака на сене»
ЭмоциональностьВыражение разных чувств. В словах такие фразеологизмы сопровождаются неодобрением, иронией.Например «балалайка бесструнная», «собака на сене»

Слайд 10Оценочность
Бывает положительной и отрицательной
Например: «звезда первой величины» – очень важная персона.
«ходить

на задних лапках» – заискивать перед кем-либо
«маменькина дочка» избалованная, изнеженная девочка или девушка
ОценочностьБывает положительной и отрицательнойНапример: «звезда первой величины» – очень важная персона.«ходить на задних лапках» – заискивать перед

Слайд 11Экспрессивность
Интенсивность действия или признака: «гнуть в бараний рог» – принуждать, притеснять,

подавлять добиваясь полного подчинения; «как выжатый лимон» – очень уставший, утративший силы к сопротивлению, изможденный.
ЭкспрессивностьИнтенсивность действия или признака: «гнуть в бараний рог» – принуждать, притеснять, подавлять добиваясь полного подчинения; «как выжатый

Слайд 12Признаки фразеологизмов
Устойчивость, т.е. постоянный состав, компоненты которого тесно связаны между собой

и располагаются в строго определенном порядке
Воспроизводимость. В процессе общения воспроизводятся в строго определенном порядке
Целостность. Слова в составе фразеологизма теряют свою смысловую самостоятельность

Признаки фразеологизмовУстойчивость, т.е. постоянный состав, компоненты которого тесно связаны между собой и располагаются в строго определенном порядкеВоспроизводимость.

Слайд 13Однозначные и многозначные фразеологизмы
Фразеологизмы в большинстве своем однозначны. Например, фразеологическое сочетание

«голова еловая» имеет значение трудно соображающего человека.
Но есть фразеологизмы многозначные, например, «вилять хвостом» значит прибегать к хитрости и второе значение – заискивать, подобострастно относиться к чему-либо
Однозначные и многозначные фразеологизмыФразеологизмы в большинстве своем однозначны. Например, фразеологическое сочетание «голова еловая» имеет значение трудно соображающего

Слайд 14Как работать с фразеологизмами?
Дать задание самостоятельно найти фразеологизм в тексте и

попробовать объяснить его значение
Попробовать подобрать фразеологизм синоним. Например: «дело нехитрое» «пустое дело»
Подобрать антоним. Например: «главное дело» «дело труба»
Как работать с фразеологизмами?Дать задание самостоятельно найти фразеологизм в тексте и попробовать объяснить его значениеПопробовать подобрать фразеологизм

Слайд 15Составление рассказов
Рассматривание рисунков и составление по ним рассказов .
Например: У. Кто

изображен на рисунке? Что они делают?
Д. На первом рисунке изображены собака и заяц. Собака гонится за зайцем.
У. А на втором рисунке?
Д. Заяц спрятался в кустах, собаки его не видят
У. Значит заяц убежал от собаки?
Д. Да
У. Как убежал?
Д. Быстро
У. Можно ли использовать выражение «только пятки сверкали»
Д. Да

Составление рассказовРассматривание рисунков и составление по ним рассказов .Например: У. Кто изображен на рисунке? Что они делают?

Слайд 16Составление предложений
Например: составьте предложение с фразеологизмом «ни свет ни заря»

опираясь на контекст ученики сами объяснят смысл этого выражения

(Катя проснулась ни свет ни заря. Мама ни свет ни заря ушла на работу.»
Составление предложений Например: составьте предложение с фразеологизмом «ни свет ни заря» опираясь на контекст ученики сами объяснят

Слайд 17Сопоставление фразеологизмов
Например: «дождь льет как из ведра» сильно, сильными струями
«капля за

каплей» – медленно, еле-еле
Можно дать задание проиллюстрировать данный фразеологизм либо написать миниатюру.
Сопоставление фразеологизмовНапример: «дождь льет как из ведра» сильно, сильными струями«капля за каплей» – медленно, еле-елеМожно дать задание

Слайд 18Использование словаря
Полезно составить словарь, куда учащиеся записывают усвоенные ими фразеологические сочетания

Целесообразно вносить в словарь фразеологизмы, компонентами которых являются изученные части речи.
Использование словаряПолезно составить словарь, куда учащиеся записывают усвоенные ими фразеологические сочетания Целесообразно вносить в словарь фразеологизмы, компонентами

Слайд 19Заключение
Перечисленные приемы не исчерпывают всех возможностей работы над фразеологизмами. Но опираясь

на них, учитель может отобрать наиболее эффективные и определить уместность их применения.
ЗаключениеПеречисленные приемы не исчерпывают всех возможностей работы над фразеологизмами. Но опираясь на них, учитель может отобрать наиболее

Слайд 20Использованная литература:
Школьный фразеологический словарь русского языка/Сост. А.Ю.Москвин М., 2004.
Научно-методический журнал «Начальная

школа» №5, 2010.
Фразеологический словарь русского языка/Сост.Л.А. Войнова, В.П.Жуков, А.И.Молотков; Под ред. А.И.Молоткова, М.,1986
Использованная литература:Школьный фразеологический словарь русского языка/Сост. А.Ю.Москвин М., 2004.Научно-методический журнал «Начальная школа» №5, 2010.Фразеологический словарь русского языка/Сост.Л.А.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть