Слайд 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФГОС. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ
ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методист МБУ ДО «ЦППМ и СП»
Лагуткина О.А.
Слайд 2Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих
с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов, принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.
Слайд 3
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Поддержка разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности
дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
Уважение личности ребенка.
Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от места жительства, нации, социального статуса, психофизиологических и других особенностей
(в т.ч. ограниченных возможностей здоровья)
Слайд 4
ЧТО ЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?
Развитие и совершенствование системы дошкольного образования должно основываться на трех моментах:
Целостное представление о ребенке дошкольного возраста.
Представление о целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста.
Представление об индивидуальных траекториях развития в дошкольном периоде детства.
Слайд 5
Целостное представление
о ребенке дошкольного возраста
Мы учим ребенка тем
или иным знаниям, умениям и навыкам, но во многих случаях это не ведет к психическому и личностному развитию.
При создании программы, направленной на формирование того или иного навыка или умения, крайне важно строить ее на основе целостного представления о ребенке и с учетом психологических закономерностей развития в этом возрастном периоде.
Целостное представление непосредственно связано с психологическими особенностями и характеристиками детей дошкольного возраста.
Слайд 6
Представление о целостной жизнедеятельности ребенка
Систему дошкольного образования нельзя ограничивать только
семьей или только детским садом, нельзя строить будни, не обращая внимания на проведение и организацию праздников и выходных, нельзя организовывать занятия, игнорируя досуг и свободные виды деятельности дошкольников.
Ребенок учится не только и не столько на занятиях. Поэтому развитие системы дошкольного образования предполагает учет самых разных аспектов жизнедеятельности малыша. В противном случае образовательная программа не будет способствовать его развитию или просто окажется бесполезной.
Слайд 7
Представления об индивидуальных траекториях развития и особенностях поведения дошкольников
Дошкольники
так же не похожи друг на друга, как и взрослые, и их непохожесть далеко не всегда надо объяснять отсутствием способностей, болезнью, избалованностью или другими подобными причинами. Чем больше проявляется и развивается индивидуальность детей, тем более эффективна система дошкольного образования.
То, что хорошо для одного ребенка (система обучения, похвала, способ оценки и поощрения и т.п.), совсем не годится для другого.
Слайд 8
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Своеобразие детского мышления
Детская
непосредственность, ситуативность и непроизвольность поведения.
Ребенок живет эмоциями.
Целостность психики и мировосприятия.
Программа, способствующая развитию дошкольника, должна охватывать всю его жизнедеятельность, а не сводиться к традиционному набору деятельностей и занятий.
Психологическая основа ФГОС дошкольного образования – организация целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста
Слайд 9
Эмоции – центральная психическая функция дошкольного периода развития. Любое содержание,
которое используется в образовательных программах для развития ребенка, должно находить у него эмоциональный отклик, а предусмотренные образовательными программами знания быть востребованными самими детьми.
В жизни детей должно быть много сюрпризных моментов на протяжении каждого дня, а не только во время праздников. Это будет способствовать тому, чтобы дети захотели поиграть в то, что случилось, нарисовать то, что их впечатлило, обсудить это, рассказать об этом родителям.
Очень важное место в плане развития детей дошкольного возраста занимает специально организованная рефлексия того, что с ними произошло. Это может быть общий разговор, игра в то, как мы веселились на празднике, рисунок, отражающий свои впечатления, планирование следующего праздника, в котором хочется использовать наиболее понравившееся моменты уже прошедшего, и т.п.
Слайд 10
3 условия достижения основной психологической цели дошкольного образования
Первое условие -
развивающее образование детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи ребенка.
учреждение и ориентированная на развитие ребенка образовательная программа должны воспитывать и образовывать не столько ребенка, сколько его родителей;
родители сами должны становиться активными участниками жизни в дошкольном учреждении. Это позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития, необходимые ребенку;
включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, найти интересное для ребенка содержание и адекватные для его развития формы обучения;
включение семьи в жизнь образовательного учреждения – задача не простая, но ее правильное решение позволяет снять множество проблем современного дошкольного образования.
Слайд 11
Второе условие достижения основной психологической цели дошкольного образования касается особенностей
обучения детей дошкольного возраста.
Л.С. Выготский выделяет два вида обучения: спонтанный, когда человек учится по собственной программе, и реактивный, когда он способен учиться по программе другого.
Ребенок дошкольного возраста учится (в психологическом смысле этого слова) спонтанно.
Дошкольник развивается в процессе обучения, если оно строится по его собственной программе. Наличие собственной программы обучения означает, что ребенок учится тому, что он считает нужным и интересным.
Взрослый придумывает такие ситуации, в которых у малыша возникает мотив обучения.
В дошкольном возрасте реактивное обучение по программе взрослых должно трансформироваться в спонтанное обучение по собственной программе ребенка.
Слайд 12
Третье условие достижения основной психологической цели дошкольного образования тесно связано
с предыдущими условиями и касается становления и развития детской игры.
игра создает условия для целенаправленного развития воли и эмоций;
игра в дошкольном детстве существует как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности;
хотя игра в силу наличия в ней правил способствует развитию произвольности, эта произвольность касается только поведения ребенка внутри игры.
Игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает особенности и вариативность дошкольного воспитания, связанные с культурным развитием ребенка, способствует включению семьи ребенка в систему дошкольного образования.
Именно детская игра обеспечивает те условия и те особенности организации дошкольного воспитания, которые необходимы для становления и развития психики и личности ребенка.
Слайд 13
Следует отметить еще два обстоятельства, существенно значимых для совершенствования
системы дошкольного образования
Целенаправленное создание условий и ситуаций, в которых ребенок мог бы проявить волевое усилие.
Помогать ребенку осмысливать свои волевые усилия.
Еще одна психологическая закономерность, значимая для развития системы дошкольного образования, касается центрального новообразования дошкольного возраста – воображения. Оно возникает, реализуется и развивается в игре.
Непосредственная связь продуктивных видов деятельности с развитием воображения и игрой предполагает совершенно иной, нежели сейчас широко использующийся, способ обучения этим видам деятельности.
Слайд 14
Для реализации нового образовательного стандарта дошкольного образования необходима специально организованная
деятельность по его введению в образовательную практику, создание системы научно-методического сопровождения, повышения квалификации и подготовки педагогических кадров.
Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГОС должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьей воспитанников и педагогическим коллективом.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.
Слайд 15
Психологизация образовательного процесса –
это систематическое применение психологических знаний, технологий,
методов и приемов в деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса в целях успешной модернизации национальной системы образования.
Слайд 16
ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАБОТЫ В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЮТСЯ:
Психологическое просвещение –
формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и управленцев потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.
Слайд 17Психологическая диагностика – углублённое психолого-педагогическое исследование воспитанников в процессе получения дополнительного
образования, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.
Психологическая коррекция и развитие – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-организаторов и других специалистов как через реализацию дополнительной образовательной программы, так и через адресную работу педагога-психолога.
Слайд 18Психологическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования.
Организационно-методическая деятельность – включает в себя подготовку методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учетом потенциальных возможностей детей; обработку результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций; участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения; подготовку материалов к выступлениям на педсоветах, производственных совещаниях, семинарах-практикумах, родительских собраниях, методических семинарах, научно-практических конференциях.
Слайд 19
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Повышение психологической компетентности всех
участников образовательного процесса.
Информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием.
Психологическое проектирование.
Психологическая экспертиза.
Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса.
Обеспечение качества и доступности психологических услуг.
Обеспечение качества и доступности психологических услуг.
Слайд 20 Основные этапы процесса психологического сопровождения
1 ЭТАП
Диагностическое сопровождение ребенка и его
семьи
Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка
Психологическое просвещение семьи
Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика нарушений психического развития
Слайд 21
2 ЭТАП
Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями
Просвещение и
групповые консультации педагогам, работающим с ребенком
Совместная деятельность педагога-психолога с детьми, включающие в себя комплексы на развитие внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы
Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми
Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей
Слайд 22
3 ЭТАП
Отслеживание динамики после совместной деятельности
Анализ эффективности процесса и результатов
сопровождения