Слайд 1Психологическая диагностика готовности к обучению в начальной школе. Формирование школьно-значимых функций
у дошкольников 6-7 лет.
Слайд 2 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, регламентированы три группы
результатов. Из них следует, что в первую очередь у педагогов и родителей должны быть ясные представления о том, с каким уровнем предметной и метапредметной готовности дети пришли в школу и какими личностными качествами они обладают.
Слайд 3Предметная диагностика.
Диагностика готовности к изучению школьных предметов, предметная готовность детей
к изучению курсов математики, обучения грамоте.
Результаты предметной диагностики дают учителю в первую очередь представление об общем уровне готовности каждого ребёнка к изучению того или иного раздела курса, а также указывают на необходимость индивидуальной коррекционной работы с конкретным ребёнком и задают направления для этой работы.
Слайд 4 Метапредметная диагностика.
Под метапредметной готовностью детей старшего дошкольного возраста, которыми, по
сути, остаются первоклассники в начале учебного года, мы понимаем предпосылки к формированию универсальных учебных действий (УУД): Осознавая значимость подобной диагностики на этапе перехода ребёнка из дошкольного детства в школьную жизнь, необходимо вместе с тем учитывать сложность отбора и составления заданий, адекватных задачам этой диагностики и учитывающих возрастные особенности детей.
Слайд 5
Личностные качества
Личностные качества ребёнка на этапе перехода из дошкольного детства
в школьную жизнь определены «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» в документе они представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Слайд 6Для успешного обучения в начальной школе, к моменту поступления ребёнок должен
иметь определённый уровень личностного, умственного и физического развития.
Уровень физического развития определяет медицинская комиссия, а определение умственного и личностного развития задача воспитателей и педагога-психолога ДОУ.
Слайд 7Личностная готовность
Эмоционально-волевая готовность
Мотивационная готовность к обучению в школе
Готовность в сфере
общения
Слайд 8
Эмоционально-волевая готовность
Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны
делать на воспитании мотивов достижения цели:
не бояться трудностей;
стремление преодолевать их;
не отказываться от намеченной цели.
К 6 годам оформляются основные элементы волевого действия:
ребёнок способен поставить цель
принять решение
наметить план действий
исполнить его
проявить определённые усилия в случае преодоления препятствия
оценить результата своих действий
Слайд 9
Мотивационная готовность к обучению в школе
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается
из:
положительных представлений о школе;
желания учится в школе, чтобы узнать и уметь много нового;
сформированной позиции школьника.
Слайд 10
Готовность в сфере общения
Готовность детей к школе в сфере общения
включает:
развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;
умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;
развивающие способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Слайд 11
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность включает:
- развитие мелких мышц руки (рука
развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
- координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
Слайд 12- развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов
при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
- развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
- развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).
Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребёнка к обучению в начальной школе являются характеристики развития его мышления и речи.
Слайд 13«Развитие школьно-значимых функций, как основы успешности обучения ребенка в школе»
Слайд 14
Развитие школьно-значимых психологических функций включает в себя:
• Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
• Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа).
• Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру
Слайд 15• Развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов
при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
• Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
• Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация).
Слайд 16 Поэтому, грамотно простроенная диагностическая работа является важнейшим, отправным этапом деятельности
педагогов и узких специалистов дошкольного образования, от результатов которой зависит четкость постановки педагогом коррекционных задач.