Слайд 1
Программа «Содружество»:
воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия
семьи и детского сада.
Слайд 2Содержание программы:
- концептуальные основы взаимодействия педагогов, их воспитанников и родителей, цели,
задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности, связанные с воспитанием ценностных ориентиров содружетсва детей и взрослых.
Слайд 3
А.С. Макаренко «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни, а
правильное воспитание – наша счастливая старость, плохое воспитание – наше будущее горе, наши слезы».
Слайд 4Неправильные типы воспитания:
Гиперопека - возникает при завышенном уровне заботы родителей о
ребенке. Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Ребенка окружают повышенным вниманием, постоянно защищают, охраняют от предполагаемых опасностей.
Повышенная моральная ответственность – родители постоянно возлагают на ребенка обязанности и ответственность, с которыми он не может справиться в силу возрастных особенностей. У ребенка появляется повышенная утомляемость.
Слайд 5Противоречивое воспитание - у родителей и других членов семьи возникают разногласия
по вопросам воспитания ребенка.
Авторитарная гиперсоциализация - родители, которые сами имеют высокие амбиции и высокий социальный статус. Они все время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные навыки. Родители навязывают ребенку свои желания и цели.
Слайд 6Модель «симбиоз» - развивает у родителей полное «растворение» в проблемах ребенка.
Чаще эта модель встречается у матерей, воспитывающих детей в неполных семьях. Такие матери создают внутри семьи особую атмосферу абсолютного поклонения ребенку. Результат - эгоистическая личность, не способная к проявлению любви к близким.
Модель «маленький неудачник - родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Родители испытывают чувство досады и стыда из-за того, что дети проявляют неумелость.
Слайд 7Гипоопека - встречается в семьях с низким социальным статусом. Родители практически
не ухаживают за ребенком, он может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен. Никто не следит за режимом дня ребенка и соблюдением условий, обеспечивающих его развитие.
Отвержение ребенка - отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у отцов. В случае материнского отвержения ребенка ситуация объясняется незрелостью личностной сферы матери и несформированностью материнского инстинкта. Отвержение формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе.
Слайд 8Направления системы работы по педагогическому сопровождению семьи в вопросах формирования ценностных
ориентиров (О.М. Потаповская ):
Содержательное - оно включает разработку содержания, форм и методов интегрирования вопросов формирования ценностных ориентиров
Социально-педагогическое - предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей;
Слайд 9
Программно-структурное направление - предполагает выделение, организационную и содержательную разработку последовательных этапов
в работе по педагогическому сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания:
а) просвещения родителей,
б) организации совместной деятельности семей;
Направление кадрового обеспечения системы - определяющее разработку и осуществление подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы по социальному, психолого-педагогическому и духовно-нравственному сопровождению семейного воспитания.
Слайд 10
Организационно-политическое направление – оценивает и реализует возможности разработки государственной семейной политики,
с включением мер по поддержанию семьи в различные программы федерального уровня.
Экономическое направление - включает определение объемов и источников финансирования подпрограммы, организацию осуществления финансирования за счет федерального, регионального бюджетов, благотворительных фондов и контроля за расходом средств.
Управленческое направление - позволяет в рамках системной организации работ компенсировать неспособность ни одной из существующих ныне структур, работающих с семьей, эффективно содействовать преодоления духовно-нравственного кризиса семейного воспитания.
Слайд 11Общепедагогические условия:
- учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста
родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
- сочетание индивидуального подхода в каждой семье с
организацией работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;
- обеспечение в работе с родителями определенной
последовательности, системы согласования личных,
индивидуальных и общественных, общечеловеческих
ценностей.
Слайд 12Формы организации с родителями (Г.А. Мишина)
- консультативно-рекомендательная;
- информационно-просветительская;
- практические занятия для
родителей;
- организация круглых столов, родительских консультаций, семинаров, клубов, детских праздников;
- индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
-психотерапия и психокоррекционная арттерапия;
- подгрупповые тренинги для родителей с детьми.
Слайд 13ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – сплочение родителей и педагогов детского сада и
формирование единых установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста.
Слайд 14Задачи программы:
повышение педагогической культуры родителей и формирование традиций семейной культуры;
выработка общих
взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников к традиционной культуре;
выявление эффективных психолого-педагогических условий использования музейной педагогики как средства ознакомления дошкольников с традиционной культурой
выявление эффективных форм сотрудничества с родителями и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей.
Слайд 15Принципы работы детского сада:
- функционирование его как системы;
- активное вовлечение родителей
в педагогический процесс с использованием современных технологий взаимодействия детского сада и семьи;
- понимание, признание и принятие ребенка и его семьи;
- приоритет культурологического подхода к определению целей и содержанию воспитания детей;
- тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление роли в воспитании о образовании ребенка.
Слайд 16Принципы содружества с семьей:
доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях);
доброжелательности всех
участников содружества, соблюдения морально-этического устава, разработанного для формирования взаимоотношений между родителями и педагогами;
добровольности (в процессе реализации задач и содержания программы не допускается никакого принуждения).
Слайд 17Направления работы по организации взаимодействия детского сада и семьи:
изучение семьи с
целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров;
группировка семей по принципу возможности их влияния на процесс формирования ценностных ориентиров средствами традиционной культуры и музейной педагогики в домашних условиях и условиях сотрудничества с детским садом;
составление программы совместных действий педагога и родителей на основе работы семейный гостиных и родительского клуба, творческих мастерских;
анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности и содружества семьи и детского сада.
Слайд 18Тематические блоки по работе с семьей:
«Мой мир и моя судьба»
«Семейные ценности»
«Изготовление
народной куклы»
«В традициях русской культуры»
«Семейный досуг»
«Годовой цикл праздников»
«Святые наши имена»
«Мы идем смотреть Родину»
«Общечеловеческие ценности»
Слайд 19Интерактивные методы и формы работы с родителями:
- семейные гостиные,
- детско-родительские
проекты,
- семейные экскурсии,
- совместные праздники,
-детско-родительский театр,
-коллективные творческие дела,
-родительский клуб.
Слайд 20Методы работы с детьми и родителями:
1. Основные методы формирования социальных чувств
и эмоций: осознание и понимание переживаний других людей или литературных персонажей. Восприятие детьми художественных произведений как метод воспитания чувств.
2. Методы формирования социальных и нравственных чувств и моральных оценок: создание проблемных ситуаций, постановка социально-нравственных, смысловых задач, игры драматизации, чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев; положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения.
3. Методы, направленные на формирование социальных и нравственных представлений, суждений и оценок: беседа воспитателя и родителей на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин.
4. Методы, обеспечивающие создание у детей практического опыта общественного поведения: воспитание нравственных привычек, пример взрослого или других детей, целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей.
Слайд 21Модель воспитания ценностных ориентиров у детей в условиях взаимодействия детского сада
и семьи:
1. Цель (формирование единых установок у воспитывающих взрослых – родителей и педагогов – на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста) и задачи (воспитание ценностных ориентиров добра, красоты, познания);
2. Подходы (культурно-, социо-, субъектно-деятельностный);
3. Принципы (активности и самостоятельности, педагогики ненасилия, педагогики сотрудничества и личностно-ценностного образования; понимания, признания и принятия ребенка и его семьи);
4. Компоненты: организационный (психолого-педагические условия и предметно-средовая модель поддержки совместной работы педагогов и родителей), содержательный (блоки взаимодействия семьи и детского сада), рефлексивно-аналитический (предварительная и итоговая диагностика);
5. Этапы и механизмы реализации (формы, способы, технологии – социально-ориентированные, интерактивные и игровые);
6. Предполагаемый результат (воспитание ценностных у детей дошкольного возраста и их переход в ценностные отношения на этапе формирования готовности к школе).
Слайд 22ПОМНИТЕ!!!
Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком
мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.