Слайд 1Профилактика оптической дисграфии у учащихся 1 класса посредством развивающих игр на
уроках русского языка.
Подготовила учитель начальных классов Казаченок В.А.
Слайд 2Оптическая дисграфия- дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных
представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Слайд 3В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного
анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов(«палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве,и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у…
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Слайд 4Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличиваются сроки
овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.
Слайд 5Свою работу я начинаю с выявления возможных трудностей. С помощью тестов,
предлагаемых В.А. Киселевой, определяю состояние зрительного гнозиса и пространственных представлений детей. (см. Приложение.)
Слайд 6По результатам тестирования и анализа письменных работ учащихся моего класса было
выявлено, что у 90% первоклассников есть предпосылки к возникновению оптической дисграфии. Было выявлено следующее:
-трудности в ориентировке на тетрадном листе, нахождение начала строки, удержание строки,
-трудности концентрации и переключения зрительного внимания,
-трудности целостности и избирательности зрительного внимания,
-нарушения зрительной памяти,
-недостаточная сформированность способности ориентироваться в пространстве,
- нарушения зрительно-моторной координации.
Слайд 7С учетом принципа ведущей деятельности средствами профилактики оптической дисграфии у первоклассников
являются развивающие игры, направленные на развитие тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма. А именно:
Развивающие игры на развитие зрительной памяти,
развивающие игры на развитие зрительного восприятия и узнавания.
- развивающие игры на формирование пространственного восприятия и пространственных представлений,
- развивающие игры на формирование буквенного гнозиса,
- развивающие игры на развитии конструктивного праксиса путем моделирования букв,
- развивающие игры на развитие тактильных ощущений.
Слайд 8 Игра «Приключения зайчонка Кузи»
Жил-был зайчонок Кузя. Это был славный зайчонок:
умный, добрый. Но вот беда. Кузя очень плохо писал. Узнала о беде Кузи Сова. Прилетела она к зайчонку и говорит:
- Не расстраивайся малыш я тебе помогу.
-Правда?! Обрадовался зайчонок. – А как?
-Сейчас мы с тобой будем играть, а вы играйте, ребята, вместе с нами.
Выполним нелегкие задания.
Научим зайчонка правильно писать.
Слайд 91. «Чего не стало»
Интересны своим разнообразием, дети мыслят, рассуждают поясняя и
доказывая свой принцип исключения. Здесь одновременно происходит работа над развитием зрительной памяти и идет активная речевое развитие.
Слайд 102. «Угадай тень»
Вам предлагаются разные предметы и их тени (силуэты).
Задание: Догадайся,
где чья тень.
Слайд 113. «Фотограф»
Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти
фигуры на листе
бумаги.
Слайд 124. «Назови предметы»
Пошли зайчонок и Сова в сад и вдруг они
увидели там ежика Колючку, который никак не мог назвать предметы, которые наложены друг на друга
Например: груша, яблоко, слива, апельсин (лексическая тема “Фрукты”)
Слайд 135. «Назови меня»
Задание: назвать предметы по их контурам.
Слайд 146. «Цветные лужайки»
Зайчонок Кузя и Сова пришли на очень красивую лужайку.
Предлагаю
каждому из вас по цветному фону красного, зеленого, желтого, синего и т.д.), а также картинки с изображением предметов разного цвета арбуза, огурца, цыпленка, репы, дыни, мака, помидора, клубники).
Задание: положить картинку на свою “лужайку”
Слайд 157. «Буквоед»
По дороге домой они встретили Буквоеда
Задание: дорисовать недостающие элементы букв.
Слайд 168. «Назови буквы»
Задание: назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
Слайд 179. «Домик»
Кузя и Сова вернулись с прогулки домой, но где же
ключик от дома? Выполнив последнее задание, ты узнаешь, где он лежит.
Задание: дорисуй картину по инструкции: Солнце над домиком. Слева от домика речка. Над речкой облака. Перед речкой зеленая трава. Справа от домика забор.
Слайд 1810. «День рождения у буквы»
А дома зайчонка Кузю ждала любимая его
буква А. А у нее сегодня день рожденье
Задание: Раскрась букву. Напиши ряды гостей (буквы).
Сова: Молодец, Кузя ты хорошо справился с заданиями теперь ты можешь правильно и красиво писать.
Слайд 19Можно предположить, что включение в корреционно-образовательный процесс развивающих игр и упражнений
повысит уровень зрительного восприятия у учащихся. На фоне улучшения показателей зрительного восприятия будет наблюдаться положительная динамика в письменной речи к концу учебного года.
Слайд 20Мне было приятно познакомить вас со своей работой. Я думаю, что
эта встреча принесет пользу в нашу совместную работу по профилактике оптической дисграфии.