Слайд 1
Тема : «Проектная деятельность дошкольников».
Подготовила
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №
115»
Ярункина С.Н.
Слайд 2
«Обучение посредством делания»
(метод проблем)
Джон Дьюи
Обучение на активной основе, через целесообразную
деятельность ребенка
В основе метода - проблема, взятая из реальной жизни , знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые ему предстоит приобрести.
Слайд 3Принципы и подходы дошкольного образования
Основные принципы
• полноценное проживание ребёнком всех этапов раннего
и дошкольного детства, обогащение детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых на основе субъект-субъектных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество с семьёй;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования;
• учёт этнокультурной ситуации развития детей;
Слайд 4Подходы дошкольного образования
(ФГОС ДО)
• Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) к проблеме
развития психики ребенка.
В рамках деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
• Личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) к проблеме развития психики ребенка.
Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.
Слайд 5Актуальность, значимость технологии проектирования.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного
образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. (ФГОС ДО)
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Слайд 6Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий,
завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Основные понятия
Слайд 7ПРОЕКТ- это « пять П»
1 - Проблема;
2 - Проектирование
(планирование);
3 - Поиск информации;
4 - Продукт;
5 - Презентация.
Шестое «П» проекта- это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.
Слайд 8Этапы разработки и проведения проекта (последовательность работы воспитателей)
1. Ставим перед собой
цель, исходя из интересов и потребностей детей
2. Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели)
3. Намечаем план движения к цели, «как и где можем узнать» (поддерживаем интерес детей и родителей)
4. Обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск)
5. Обсуждаем план с семьями
Слайд 9 Последовательность работы воспитателей
6. Собираем информацию, материал
(изучаем с детьми план-схему)
7.
Проводим занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта
8. Даём домашние задания родителям и детям
9. Переходим к самостоятельным творческим работам.
(поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения)родителей и детей – индивидуальные проекты
10. Организуем презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН, составляем альбом и т.п.)
11. Подводим итоги: выступаем на педагогическом совете,
(проводим обобщение опыта)
Слайд 11Исследовательский проект
Предполагает получение ответа на вопрос о
том,
почему существует то или иное явление
и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
Творческий проект
Предполагает создание творческого продукта
Нормативный проект
Предполагает создание свода правил:
по которым должны жить дети
Слайд 12«Отправные моменты»
события специально смоделированные воспитателем
внесение предметов
,
события в природе или социальной
жизни
события, происходящие в художественном произведении
воображаемые события
Слайд 13События в природе или социальной жизни
«День семьи»
Беседа об этапах взросления человека
(Детство,
школьные годы, юность)
Обсудим можно ли вернуть вчерашний день, в ходе обсуждения придем к выводу, что время , как река течет только вперед.
Обсудим как можно узнать о том, что было давным –давно (следы времени – вещи, которые при раскопках находят археологи, книги, старые фотографии, фильмы).
Поговорим о музеях, где можно собрать старинные вещи.
Отправимся в прошлое своей семьи.
Зададимся вопросом, как можно узнать , о том, что было много лет назад, когда бабушки и дедушки, мамы и папы были детьми( из рассказов, семейных фотографий)
Выясним, что дети знают о своих бабушках и дедушках
Предложим детям расспросить родителей об их играх в детстве, найти их старые фото.
Порекомендуем родителям рассказать, почитать, побеседовать……..
Слайд 14
События, происходящие в художественном произведении
Для введения в тему почитаем стихотворение С.Маршака
«Почта»
Обсудим, как путешествовало письмо, что такое транспорт.
Сравним попарно транспортные средства (в поисках сходства и различия между ними, самолет-теплоход) Наметим первое основания классификации: воздушный –водный - сухопутный транспорт. Можно рассортировать картинки (д/и )
Выясним какие виды транспорта есть в нашем городе, кто из детей на каком транспорте путешествовал.
Обсудим что заставляет двигаться самолет, автомобиль, поезд.
Можно предложить заполнить с родителями таблицу
транспорт, найти и наклеить подходящие картинки или просто нарисовать
Слайд 15Оформление методической разработки группового проекта
Содержание
Титульный лист (тема, разработчики)
Паспорт проекта:
-тип проекта
- участники
- сроки
-продукт проекта (итоговое мероприятие)
3. Актуальность, новизна
4. Проблема (отсутствие…….).
5. Гипотеза (работа над проектом позволит…….).
6. Цель и задачи проекта (в работе с детьми, родителями……).
7. Возможные риски и пути выхода
8. Ресурсное обеспечение
9. Предполагаемый результат (в работе с детьми, родителями……).
Реализация , этапы проекта (подготовительный, практический, заключительный)
Портфолио проекта (рабочие материалы)
12. Перспективы, распространение
Слайд 17Советы воспитателю по работе над проектом
1. Глубоко изучить тематику
проекта
2. При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы.
7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом.
12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, праздника, выставки, организации музея и т.д.
Слайд 18Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной
методики обучения и развития детей.