Слайд 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №64 «Солнечный зайчик»
Педагогический проект
на тему:
«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
Автор: Пушкарёва Е.В.
Смоленск 2017
Слайд 2Актуальность
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна,
т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Слайд 3
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет
собой многоплановое, сложное педагогическое явление - она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Каждая дидактическая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку.
Для достижения хороших результатов в работе по развитию речи нами используются различные дидактические игры. Мы заметили, что, работая с дидактическими играми, которые есть в группе, дети стараются привнести в игру что-то своё, новое: дорисовать картинку, придумать новую ситуацию и т.п. Поэтому решили изготовить дидактические игры по развитию речи вместе с детьми, предполагая, что они принесут больший результат в развитии всех компонентов связной речи.
Слайд 4Цель проекта:
развитие связной грамотной речи детей по средствам дидактической игры
Слайд 5Задачи проекта:
1. Продолжить формировать фонематический слух , грамматический строй речи, связную
речь.
2. Обогащать словарь детей.
3. Развивать монологическую и диалогическую речь, творческие и театральные способности.
4. Обучать детей использованию мимики, жестов, различным изменениям характеристик голоса для передачи настроения, характера и поведения героев, так же при описании картин, природы и т.п.
5. Создать условия для развития речи детей средствами дидактических игр.
6. Воспитывать личностные качества при выступлении на публику – раскрепощенность, эмоциональность, выразительность и т.д.
Слайд 6
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Тип проекта: педагогический.
По сроку реализации: долгосрочный
(1 месяц).
Слайд 7Ожидаемые результаты проекта
Речь детей станет более распространенной, эмоционально выразительной, грамотной.
Дети будут правильно строить предложения, сочетая слова и используя окончания. На публике будут выступать смелей, используя возможности голоса, интонаций, мимики и жестов.
Слайд 8Работа с родителями:
Анкетирование: «Выявление интересов и знаний родителей по
вопросам речевого развития детей"
Информационные листы «Значение речевого развития ребенка в дошкольном возрасте»
Консультация: «Создание эффективной предметно-развивающей среды для детей дошкольного возраста в домашних условиях»
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
Консультация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Родителям были предложены литературные произведения, для домашнего чтения и пересказа, так же картинки, для составления описательных рассказов.
Слайд 9Наши игры
«Собери букет»
Цель: Упражнять детей в определении заданного звука в слове. Закреплять
умение соотносить звук и букву.
Ход игры: Взрослый кладет перед детьми вазу, на которой выкладывает заданную букву и цветы с картинками на закрепляемый звук. Ребёнок выбирает цветок с той картинкой, в названии которой есть данный звук, проговаривает название картинки и приставляет к вазе. Варианты игры: выкладывать парные звуки, дифференциация по количеству слогов и др.
Слайд 10Игра «Собери цветок»
Цель: упражнять в образовании прилагательных.
Игровой материал. Сердцевинки цветка с изображением
предметов, и лепестки с изображением различных признаков.
Ход игры: Взрослый выставляет картинки с изображением предмета, картинки признаков. Дети выбирают картинку, рассказывают, какой предмет, прикладывают к сердцевине.
- Это хвост кошки - кошачий.
- Это варенье из малины - малиновое.
- Это суп из грибов - грибной.
- Это сок из сок из яблок – яблочный. И т.д.
Слайд 11«Кузовок»
Цель игры : развивать умение анализировать слоговую структуру слова, развивать внимание и
словесно-логическое мышление.
Ход игры: Детям предлагается два «кузовочка» и набор предметных картинок. Рассмотрев картинки, дети складывают в первый кузовок все картинки, на которых все изображенные предметы оканчиваются на –ок. В другой «кузовок» на –ка.
Примечание: игра может использоваться и в других вариантах, в зависимости от дидактических задач.
Слайд 12«Прочитай по первым буквам»
Цель: учить выделять в слове первый звук, составлять новое
слово;
Описание игры: В игру входят карточки с разноцветными картинками и белыми полями под ними, буквы.
Ход игры: детям раздают карточки, на которых изображены картинки. Ребенку предлагается внести первые буквы названий предметов и живых существ, изображенных на картинках, в белые квадраты, чтобы получилось слово.
Слайд 13«Телевизор»
Цель: способствовать формированию связной устной речи и навыкам речевого общения с окружающими
на основе овладения литературным языком своего народа.
Описание игры: Коробка с «окошком», в которую вставлены склеенные между собой серии сюжетных картинок.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям сюжет, который они будут озвучивать и вставляет в телевизор. Дети прокручивают картинки и предлагают свои варианты озвучки фильма, т.е. составляют рассказы по серии картинок.
Слайд 14«Собери букву»
Цель игры: Закрепление навыков выделения первого звука в слове. Запоминание
очертания букв и их названия.
Описание игры: Это аналог детских пазлов. Дидактическая игра представляет из себя набор букв алфавита, которые разрезаны в виде пазлов.
Ход игры: Задача ребёнка собрать пазл и получить загаданную букву. На каждом элементе нарисованы слова, начинающиеся с того звука, который она обозначает. Задание можно усложнить перемешав элементы нескольких букв или слово из них .
Слайд 15«Рифмуй-ка»
Цель игры: развивать фонематический слух, чувство ритма, учить подбирать рифмованные слова.
Ход
игры: Воспитатель выкладывает перед ребенком несколько слов-картинок и предлагает к каждой подобрать подходящую по рифме.
Слайд 16«Что делал? Что делала? Что делали?»
Цель: совершенствовать умение грамотно строить предложения
по модели «предмет-действие»; закреплять навык согласования глагола с существительным в роде и числе.
Описание игры: Картинки-символы действий: стоит, идет, сидит, лежит. Три картинки с изображениями мальчика и девочки., детей вместе.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос Что делает девочка (мальчик)? при помощи картинок-символов действий. Ребенок с помощью стрелки выбирает картинку действие и поясняет: Девочка стоит (сидит, прыгает, спит и т. д.). В более поздний период, при закреплении категории времени глагола, задаются вопросы: Что сделал мальчик (девочка, дети)? Что будет делать мальчик (девочка)? Что будут делать дети?
Слайд 17«Дуй-бол»
Цель: формирование навыков правильного дыхания.
Ход игры: два соперника соревнуются в силе
выдоха. Задача каждого из игроков силой выдоха дуть на "мяч" через тонкую трубочку, пытаясь тем самым забить гол в ворота соперника.
Слайд 18«Прожорливые фрукты»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры:
в воротики нужно задувать – вату или другие легкие предметы. Можно устраивать соревнования — кто больше попадёт (накормит фрукты). Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на ватный шарик, как ветерок.
Слайд 19«Телепередача»
Цель. Развитие монологической и диалогической речи детей с использованием различных характеристик голоса
и эмоциональной окраски.
Описание. В группе из картона изготовлен телевизор. На занятиях и в свободной деятельности воспитатель предлагает детям включить и разыграть какую-либо передачу. Воспитатель выступает в роли ведущего или диктора, дети в качестве актеров или приглашенных гостей. Игра подходит для подгрупповой и групповой работы.
Слайд 20«Репортеры»
Цель. Развитие диалогической речи детей с использованием различных характеристик голоса и эмоциональной
окраски.
Описание. Используется микрофон. На занятиях и в свободной деятельности воспитатель разыгрывает с детьми сценку с приездом репортера и интервью. Работа может быть, как групповая, подгрупповая, так и индивидуальная. Темы и формы опроса так же различные. В дальнейшем репортером назначается кто-то из детей.
Слайд 21Вывод:
В ходе проекта совместно с детьми были изготовлены и внедрены в
работу новые дидактические игры по развитию речи, которые повысили интерес детей к обучению, что способствовало решению задач проекта. Обогатился словарный запас, речь стала более грамотной, связной. В свободной речи дети более эмоциональны, раскрепощены, используют мимику и жесты для передачи настроения.
Работа в данном направлении продолжается. В дальнейшем мы планируем не только изготовление, но и совместную разработку игр по развитию коммуникативной компетентности детей.