Слайд 1Проект
«Путешествие по истокам русского фольклора»
(старшая группа)
Выполнила: воспитатель Ибадова Д.С.
Слайд 2Актуальность
Слово «фольклор» произошло от соединения двух английских слов: folk –народ –
и lore – мудрость. И эта мудрость народа не должна исчезнуть, а должна быть сохранена. Русский фольклор глубоко патриотичен. Как важно это в настоящее время социальной нестабильности.
Самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Именно здесь закладываются все базовые понятия и основы для дальнейшего становления личности. Для ребенка важно, чтобы его не только оберегали и поддерживали, но и показывали, куда идти, к чему стремиться.
Слайд 3Актуальность
Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, когда он говорил: «От того,
кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Таким идеалом-ориентиром для ребенка всегда является взрослый человек: родители, педагоги».
Все начинается с малого: от любви и сострадания к птичке, бережного отношения к цветку – до уважения, заботливого отношения к своим родным, старшим, и, в конечном счете, – преданности своей Родине.
Слайд 4Проблема
Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных
дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. Дети отдалены от восприятия народных традиций, мало уделяется внимания приобщению ребят к народной культуре, опыт положительного воздействия которой доказан. Проект по данной теме поможет приобщить детей к народным истокам, дети получат представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине.
Слайд 5Цель
Приобщение детей к русскому народному фольклору, формирование нравственно-эстетические отношений между детьми
и взрослыми.
Слайд 6Задачи
Образовательные:
- знакомить детей с обычаями и традициями русского народа посредством русского
фольклора;
-познакомить детей с детей танцевальным движениям русской пляски.
-знакомить детей с историей русского костюма с его элементами;
-привлечь родителей к участию в проекте и оказать педагогическую помощь в воспитании детей
Слайд 7Задачи
Развивающие:
-развивать моральные и нравственные ценности, общение и взаимодействие ребенка со взрослыми
и сверстниками;
- развивать хореографические навыки детей;
-развивать творческие способности детей, музыкальный слух и чувство ритма, через хороводные игры;
-развивать связную речь, воображение и фантазию.
Слайд 8Задачи
Воспитательные:
-воспитывать любовь и уважение через заклички, потешки, воспитывать красоту родного языка;
-формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье;
-формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми, создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве;
-воспитывать любовь к русскому танцевальному искусству.
Слайд 9Литература
Программа «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» — стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России
(авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук)
Русские народные сказки, потешки, пословицы, поговорки, русские народные игры, танцы, песни, частушки.
Слайд 10Методы решения
Чтение литературы
Посещение музея «Русской избы» в детском саду
Привлечение к проекту
специалистов: хореографа, музыкального руководителя
Привлечение родителей
Слайд 11Продукт проекта
Дети познакомятся с традициями и фольклором русского народа, т.е. пополнят
свои знания
Пополнится предметно-пространственная среда группы (лэпбук «Русский фольклор», создание мини-музея «Русская изба», картотеки «Русские народные песни, частушки», пополнение библиотеки и т.д.)
Установятся более близкие и теплые отношения между детьми, между детьми и взрослыми
Появится мотивация заниматься творчеством (танцы, пение, рисование, лепка)
Слайд 12Сроки реализации проекта по этапам
Среднесрочный: 2 недели
1 этап: обоснование актуальности темы,
мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта.
2 этап: подбор литературы, пособий, атрибутов, обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
3 этап: практический.
Создание предметно-пространственной среды, непосредственно-образовательная деятельность с детьми, совместная деятельность, самостоятельная деятельность детей.
4 этап: обобщение результатов работы, анализ деятельности.
Слайд 13Состав участников
Дети, воспитатели, специалисты: хореограф, музыкальный руководитель; родители.
Слайд 14 Письмо родителям
Объявление для родителей
Мамы и папы, бабушки и дедушки!
В нашей
группе начинается проект «Путешествие по истокам русского фольклора»
Мы знаем, что вы очень заняты, но без вашей помощи нам не обойтись.
Мы хотим узнать:
1. Что означает слово «фольклор»?
2. Как жили и чем занимались наши предки?
3. Как встречали праздники, русские традиции и обычаи.
Мы будем рады если вы поможете найти ответы на наши вопросы.
Спасибо за помощь и поддержку
Воспитатели и дети
Слайд 15II. Основной (разработка проекта)
1. Модель трех вопросов
Слайд 16Системная паутинка
Социально-коммуникативное развитие
Узнать, как люди раньше развлекались (Максим)
Какие угощения готовили для
гостей (Есения)
Художественно-эстетическое развитие
Нарисовать матрешку (Настя)
Выучить русские народные песни (Юра)
Поиграть на музыкальных инструментах (Вика)
Выучить русскую пляску (групповую)
Физическое развитие
Поиграть в подвижные игры (Маша)
Выучить хороводные игры (Катя)
Познавательное развитие
Посетить музей русской избы (Ксения)
Слайд 17Практический (воспитатели)
Оформили в группе мини-музей «Русская изба»
Подготовили презентацию «Русские народные костюмы»
Совместно
с музыкальным руководителем пополнили картотеки: «Хороводные игры», «Потешки, заклички», «Частушки».
Провели НОД по теме «Русская матрешка».
Слайд 18Практический (воспитатели)
Совместно с хореографом презентация «Русский народный костюм», разучили русскую пляску
«Калинка» и провели чаепитие «Традиции русского гостеприимства».
Подготовили консультации для родителей: «Традиции русского гостеприимства», «Роль фольклора в развитии дошкольника»
Разработали конспекты занятий по русскому фольклору.
Брошюра «Русские народные игры».
Изготовили альбом «Древняя архитектура»
Слайд 19Практический (дети)
Узнали значение слова «фольклор». Познакомились со сказками «Сивка-Бурка», «Белая Уточка»,
«Семь Симеонов-семь работников».
Выучили заклички о временах года, потешки, частушки. Познакомились с пословицами о дружбе. Поиграли на русских музыкальных инструментах, выучили танец «Калинка».
Дети познакомились с традициями празднования на Руси некоторых праздников. Поиграли в хороводные игры, подвижные. Узнали, как был устроен быт русского крестьянина. Узнали, как появилась на Руси матрешка. На занятии по лепке научились лепить матрешку из соленого теста, делали аппликацию «Матрешка-игольница».
Слайд 20Практический (родители)
Принимали участие в пополнении предметно-пространственной среды группы, изготовили кокошники, оформили
лэпбук «Русский фольклор», «Русская изба». Посетили чаепитие.
Слайд 21Итоговое мероприятие «К нам гости пришли» (чаепитие с родителями)
Слайд 22Заключительный этап
Подведение итогов:
считаем, что поставленной цели добились, задачи
выполнили. Данный проект положительно повлиял на общение детей в группе. Дети пробуют разрешить возникающие конфликты при помощи пословиц и поговорок. Сами организовывают свой досуг. Особенно нравится играть в хороводные игры. При выборе водящего используют считалки. В вечернее время играют в сюжетно-ролевые игры, при этом используя русские народные костюмы.
Слайд 23Заключительный этап
Бережнее стали относиться к игрушкам. Активный словарь пополнился новыми словами:
изба, кушак, кокошник, сундук, ухват, плетень и т.д. Могут объяснить некоторые природные явления используя народные приметы. Дети стали больше проявлять интерес к сказкам. Особенно понравившиеся пытаются проиграть, используя настольный театр, в игре-драматизации. Стали менее тревожными.
В ходе работы по данному проекту родители проявили заинтересованность. Между всеми участниками проекта установились более теплые, доверительные отношения.
Слайд 24Тезаурус
Заклички- это один из древнейших жанров фольклора — закликательные песни языческого
происхождения. Они отражают ин-тересы и представления крестьян о хозяйстве и семье.
Например,
Солнышко,
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко -
Дам тебе горошечка!
Потешки- жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово.
Слайд 25Тезаурус
Например, Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Пройди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.
Лэпбук - В
дословном переводе («лэп» — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек. Главное условие — вся информация, собранная в лэпбуке, должна соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр.
Слайд 27Тезаурус
Системная паутинка по проекту-это определенный план работы.
Начиная работу по методу проектов
очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей, но и выстроить системную паутинку с учетом требования ФГОС. Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей. Их всего 5: физическая, познавательная, художественно-эстетическое, социально-коммуникативная, речевое.
Слайд 28Чем будет оцениваться проект
Мини-музей «Русская изба»
Слайд 29Чем будет оцениваться проект
Лэпбук «Русская изба»
Слайд 33Чем будет оцениваться проект
Картотеки: «Хороводные игры», «Потешки, заклички», «Частушки».
Консультации для
родителей: «Традиции русского гостеприимства», «Роль фольклора в развитии дошкольника»
Конспекты занятий по русскому фольклору.
Брошюра «Русские народные игры».
Альбом «Древняя архитектура»