Слайд 1
ОТ ЗЕРНЫШКА ДО
БУЛОЧКИ
Проект
МКДОУ детский сад «Родничок»
старшей, подготовительной группы «Котята»
Воспитатель высшей категории
Децик Наталья Валерьевна
Слайд 2Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые
слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Слайд 3Subtitle here
Актуальность
Издавна у славян существовал обычай: люди, переломившие хлеб, становятся друзьями
на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Слайд 4Subtitle here
Участники проекта: воспитатели группы, дети подготовительной группы, родители
Цель: сформировать у
детей представление о ценности хлеба.
Разработка проекта:
Донести до участников проекта важность данной темы.
Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Планируемый результат:
-знание детей информации о злаковых культурах;
- понимание детьми ценности и пользы хлеба
- знание детей о производстве хлеба
- умение детей применять трудовые навыки
- понимание детьми важности труда хлебороба
- умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении
- проявление заботы и уважение к труженикам села, бережного отношения к хлебу.
Организационная деятельность - довести до участников проекта важность данной проблемы.
Слайд 5Subtitle here
Основополагающие: Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба
нет? Что во главе стола стоит?
Проблемные: Как люди выращивают хлеб? Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Предшествующая работа: рассматривание картин: «Рожь» Шишкина, «Уборка хлеба», картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры»,беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, пословицы, поговорок.
Задачи проекта:
обогатить познавательный опыт детей сформировать систему знаний детей о производстве хлеба систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря,агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба) воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труд поддерживать естественный интерес и любознательность детей. научить доводить порученное дело до конца. воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.. обогатить кругозор детей.
Слайд 6Subtitle here
Реализация проекта
Слайд 8 - Путь хлеба. Фильм о том, как рождается хлеб; фильм
«Как растет пшеница от зернышка до сбора комбайнами»; Мультики для малышей - Три котенка - Посадите зёрнышко (3 сезон _ серия 1); Историческая справка «Откуда к нам хлеб пришёл»;История о ленивом пекаре.
По секрету всему свету.
Слайд 10Subtitle here
Занятие по музыке.
Тема: «Как выращивают хлеб»
Цель: Расширить представления детей о
выращивании хлеба.
Задачи:
1. Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба.
2. Развивать умение взаимодействовать друг с другом.
3. Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу.
Оборудование: слайдовая презентация, хлебные изделия, видио клип песни «Хлеб всему голова», «Песня о хлебе».
Разучивание песни «Хлеб всему голова»
Слайд 13лепка из соленого теста «Хлебное поле»
Слайд 16Консультация для родителей
"Берегите хлеб"
Уважаемые родители!
- Расскажите детям, какое значение для
всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь;
- объясните детям выражение «Хлеб - всему голова»;
- с целью расширения и закрепления знаний о хлебе сходите с ребёнком в булочную, посмотреть, какие есть хлебобулочные изделия;
- купив хлеб, обратите внимание на его вкус, запах, расскажите, из чего пекут хлеб;
- рассмотрите пшеничное зерно, муку;
- поговорите с ребёнком о труде колхозников, которые выращивают хлеб.
Слайд 17Поиграйте в игру «Откуда хлеб пришёл».
(Взрослый задаёт вопрос, а ребёнок
отвечает.)
- Откуда хлеб пришёл? – Из магазина.
- А в магазин как попал? – Из пекарни.
- Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.
- Из чего? – Из муки.
- Из чего мука? – Из зерна.
- Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.
- Откуда пшеница? – Выросла в поле.
- Кто её посеял? – Колхозники.
Ребёнок должен знать значение слов:
- выращивать, пахать, сеять, молотить, косить,
убирать, жать, молоть, печь;
Уметь подбирать родственные слова к слову хлеб.
- (Хлебница, хлебный, хлебушек, хлебороб);
Составлять предложение из «рассыпанных» слов.
- Хлеб, печь, мука, из.
Изменять слово хлеб в контексте предложения:
- Я знаю пословицу о ….
- Мама купила пшеничный ….
- Дети едят суп с ….
- Ваня пошёл в магазин за ….
- Я не люблю есть суп без ….
- У меня нет дома ….
Слайд 18 - Определять, на какую из геометрических фигур похожи хлебобулочные изделия.
-
Уметь образовывать существительные с уменьшительными суффиксами: хлеб – хлебушек, батон – батончик, баранка – бараночка, каравай – каравашек, пирог – пирожок, блин – блинчик, сухарь – сухарик.
Уметь подбирать признаки: хлеб (какой?) - ………., булка (какая?) - ……...
Уметь отгадывать загадки. Уметь составлять рассказ «Откуда хлеб пришёл» по картинкам. Используйте упражнения на закрепление в речи детей поставленных звуков, на совершенствование фонематических представлений, на развитие навыков звукового анализа и синтеза, на развитие просодической стороны речи (чёткость дикции), на расширение и активизацию словаря.
Определи в названии каких хлебобулочных изделий есть звук «с» («з», «ч», «ш», «л», «р»)? Имеется ввиду поставленный звук у ребёнка.
- Раздели на слоги слова: элеватор, тракторист, комбайнёр.
- Произнеси по звукам слова: хлеб, булка, каравай.
- Посчитай сколько звуков?
- Назови гласные звуки, сколько их в слове?
- Назови согласные звуки, сколько их в слове?
- Назови твёрдые согласные звуки, сколько их в слове?
- Назови мягкие согласные звуки, сколько их в слове?
- Проговори скороговорку:
Бублик, баранку, батон и буханку
пекарь из теста испёк спозаранку.
Слайд 19 - Загадайте детям загадки и помогите отгадать их.
ЗАГАДКИ
Был крупинкой золотой,
Стал
зелёною стрелой.
Солнце летнее светило,
И стрелу позолотило.
Что за стрела?
(колос)
О хлебе.
Как стали люди к хлебу относиться?
Ты помнишь голод страшный в дни войны?
Тогда и чёрствому кусочку хлеба
Не просто рад был – не было цены.
Тогда в блокадном, хмуром Ленинграде,
Отдав детишкам пайку, гибла мать,
Взрослели дети быстро и, поверьте,
Умели важность хлеба понимать.
И комбайнёр, что хлеб наш убирает,
И мукомол, и пекарь скажет вам,
Что дорог он трудом.
А вы порою …Бросаете небрежно хлеб к ногам.
Его теперь в достатке в магазине,
И, слава Богу, сыты наши дети.
Но если всё, же лишнее купили,
Отдайте птицам крошки хлеба эти. (Любовь Колударова)
Слайд 20
В голодные годы войны кусочек хлеба спасал жизнь. Только люди пережившие
голод, по - настоящему ценят каждую крошку хлеба. Сейчас хлеба хватает всем, но разве можно простить того, кто свернул с дороги на поле, пошёл по колосьям, начал давить их ногами?.. Лёг или сел на живые колосья, расплющивая зёрна хлеба? Из этих зёрен выросло бы новое поле, а теперь они мёртвые. Но, самое скверное, когда бросают кусок хлеба, хотя бы и самый маленький. В этом кусочке хлеба солёный пот и бессонные ночи людей его вырастивших.
Наши предки уважали и почитали хлеб. По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили наши предки. Они считали хлеб главным богатством.
Хлеб – это символ благополучия и достатка.
Давайте будем беречь хлеб и учить этому своих детей. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих.
Слайд 21выпекание
хлебобулочных
изделий из
соленого
теста.
Слайд 23Занятие по познавательному развитию.
Тема: «От зерна, до каравая»
Программные задачи:
Обучающие задачи:
Познакомить
детей с процессом выращивания пшеницы.
Расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении.
Познакомить с профессией пекаря.
Развивающие задачи:
Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.
Способствовать формированию мыслительных операций.
Расширять запас слов обозначающих названия предметов, действий, признаков, заучивать пословицы, учить правильно согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; использовать в речи разнообразные виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопрос.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.
Формировать умение работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.
Интегрируемые образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье».
Словарь: Пекарь, трактор, комбайн, большие грузовые машины, мельница, пашет, убирает, булочка, золотое, пшеничное, мягкое, пушистое, рассыпчатая, ароматный, аппетитный.
Оборудование:
для педагога: колосья пшеницы, иллюстрации с изображением: «Трактор на поле», «Комбайнёры», «Поле», «Хлебобулочные изделия», пирожки, мука, влажные салфетки, яйцо, венчик, кисточка для смазывания теста,лоточек с землей, грабельки, лейка.
для детей: розетки на каждого ребенка, зерна пшеницы, колосья пшеницы, мука, тесто, дольки яблока, доски разделочные, влажные салфетки, колпаки на голову.
Предварительная работа: чтение рассказов и сказок о хлебе, рассматривание иллюстраций, разучивание загадок, пословиц, поговорок, закличек и стихов о хлебе.
Слайд 24Ход занятия.
Дети входят в группу. Садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, «Давайте сядем
рядком, поговорим ладком».
Хлеб - это дар матушки земли. Сегодня мы поговорим об этом даре.
Воспитатель: К нам пришел гость и ждет, когда вы его разгадаете. Кто же это:
Встает на заре
Поет во дворе
На голове гребешок
Кто же это ….(Петушок)
Дети: Петушок. (Появляется игрушка «Петушок» из пальчикового театра)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Петя-Петушок приготовил нам очень интересную загадку про свое любимое лакомство:
В землю теплую уйду
К солнцу колосом взойду
В ней таких как я
Будет целая семья.
Дети: Это зерно.
Воспитатель: Ребята, Петушок хочет узнать, как растят зерно и что с ним происходит потом.
(Воспитатель обращается к Петушку).
Петушок, ты здесь сиди
Слушай, запоминай,
Внимательно смотри,
Но крылыями не маши.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть зерна пшеницы. Обращает внимание детей на форму и цвет.)
Воспитатель: Ребята, что у вас лежит на тарелочках? Дети: зерна пшеницы.
Воспитатель: Да, ребята, это зерна пшеницы.
(Хоровое и индивидуальное повторение слов «зерна пшеницы»)
Воспитатель: Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки и скажите, какие они на ощупь? Скажите, какой они формы, величины и цвета? Дети: Твердые, овальные, маленькие, гладкие.
(Хоровое и индивидуальное повторение детьми ответов)
Слайд 25Дети: Твердые, овальные, маленькие, гладкие.
(Хоровое и индивидуальное повторение детьми ответов)
Воспитатель: Ребята,
а вы увидели, что зерно имеет бороздку, которая делит его на две половинки. Да, ребята, в каждом зернышке живет росток, чтобы он проснулся зерна нужно посадить в землю.
Воспитатель: я вам покажу сейчас какие машины помогают людям выращивать пшеницу.
(На фланелеграф выставляется картина с трактором)
Воспитатель: Посмотрите на картину, как называется эта машина.
Дети: Трактор. (Хоровое и индивидуальное повторение слова «трактор»)
Воспитатель: При помощи трактора люди пашут поле. – Ребята, что делает трактор?
Дети: трактор пашет поле.
(Хоровое и индивидуальное повторение ответа)
Воспитатель: Земля после того, как вспашет трактор, становится мягкой, рыхлой.
– Какой становится земля после того, как вспашет ее трактор?
Дети: земля становится мягкой и рыхлой.
(Хоровое и индивидуальное повторение ответа)
Воспитатель: Трактор вспахал землю, и только потом сеют зерна.
Воспитатель: А сейчас мы покажем Петушку как сеять пшеницу.
- Ребята возьмите по одному зернышку, и я вас приглашаю пройти сюда. Вот, дети, у нас маленькое поле (лоток с землей). Я сделаю грабельками бороздки, а вы произносите пословицу о хлебе и сажаете зернышко в землю.
«Хлеб на стол - так и стол престол».
«Без хлеба нет обеда».
«Хлеб батюшка – земля матушка».
«Не шуба греет, а хлеб».
«Невелик кусок пирога, а стоит много труда».
«Хлеб - всему голова».
«Будет хлеб - будет и обед».
«Хлеб да вода - богатырская еда».
«Пока есть хлеб да вода- всё не беда».
«Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно».
«Рано вставать - много хлеба добывать».
«Была бы голова на плечах, а хлеб будет».
Слайд 26
Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас я прикрою зернышки землей, а вы
подумайте и скажите, что поможет нашим зернам прорости?
Дети: Солнце, свет, дождь, вода.
(Хоровое и индивидуальное повторение детьми ответов)
Воспитатель: Правильно, возьмем лейку и обильно польем наш посев.
А теперь станем в круг и покличем дождик.
Физминутка:
Дождик, дождик, пуще-
Дай хлеба гуще!
Дождичек, мочи, мочи.
Хлебушек, расти, расти!
В землю зернышко попало (приседают),
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал
И росточек подрастал (медленно встают).
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
Воспитатель: Это маленькое поле останется у вас в группе. Вы будете за ним ухаживать, наблюдать, и не забывать поливать.
(на фланелеграф выставляется картина «Комбайн с грузовой машиной на пшеничном поле»)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие росточки появятся из зерен, а из росточков вырастут колосья. Посмотрите сколько много колосьев выросло на большом поле из ростков (обращает внимание детей на картину). Какое красивое золотое пшеничное поле.
– Ребята, какое поле?
Дети: поле красивое, золотое, пшеничное.
(Хоровое и индивидуальное повторение детьми ответов)
Воспитатель: Ребята, я для вас с этого поля срезала и принесла колосья. Давайте их рассмотрим. Колос состоит из стебелька (колоска, в котором живут зерна) и усиков. Вот какой колосок – «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят»
(Хоровое повторение детьми поговорки о колосе)
Слайд 27
Воспитатель: Ребята, если собрать все колоски вместе, то получится сноп.
Сноп - это букет из колосьев.
(Хоровое и индивидуальное повторение слова «сноп»)
(Воспитатель обращает внимание детей на изображение комбайна)
Воспитатель: А это комбайн.
(Хоровое и индивидуальное повторение слова комбайн»)
Воспитатель: Комбайн убирает колосья с поля.
– Что делает комбайн?
Дети: Убирает колосья с поля.
Воспитатель: Зерна комбайн высыпает в большие грузовые машины.
– Куда комбайн высыпает зерна?
Дети: В большие грузовые машины.
(Хоровое и индивидуальное повторение детьми ответов)
Воспитатель: Большие грузовые машины отвозят зерно на мельницу и из него мелят муку.
- Мы с вами уже много узнали, что не сразу стали зерна хлебом, тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле.
(На фланелеграф выставляется картина с хлебобулочными изделиями)
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько интересных булочек можно испечь из муки (рассматривают картину)
Воспитатель :А давайте, мы с вами сейчас превратимся в пекарей и испечём ароматные булочки.
– Ребята садитесь на свои места. Протрите влажными салфетками руки и оденьте поварские колпаки.
(дети протирают руки влажными салфетками и одевают колпаки)
Воспитатель: Ребята перед вами на дощечке горстка муки. Разровняйте муку по дощечке. ––-– Какая мука на ощупь?
Дети: мука пушистая, рассыпчатая, белая.
(Хоровое и индивидуальное повторение ответов)
Воспитатель: Возьмите кусочек теста.
– Тесто какое?
Дети: Тесто мягкое, нежное, легко лепится.
(Хоровое и индивидуальное повторение ответов)
Воспитатель: Ребята, чтобы тесто не прилипало к рукам обваляйте его в муке и будем лепить булочки.
(Дети по примеру воспитателя лепят булочки)
Слайд 28 Воспитатель: Ребята, я предлагаю лепить булочки и приговаривать песенку:
Я
пеку, пеку, пеку Деткам всем по пирожку,
А любимой мамочке Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка, Сладкие два пряничка.
Я детишек позову, Пирожками угощу.
Ой, ладушки-ладушки Мы печем оладушки.
Замесили тесто, А тесту в миске тесно.
Тесто выпало на стол, Тесто шлепнулось на пол,
Тесто убежало. Начинай сначала.
Воспитатель: Готовые булочки положим на противень, смазанный маслом, смажем взбитым яйцом, чтобы они получились красивыми, румяными и поставим в нашу духовку печься.
(Дети вытирают руки влажными салфетками и просят печку испечь вкусных пирожков)
Печка, печка, ты смотри,
Пирожков нам испеки
Пышных и румяных.
Сладких, но не пряных.
Воспитатель: Очень бережно надо относиться к хлебу: не бросать, не крошить его. Потому что много людей вложили в него труда.
Воспитатель: Дети, вам понравилось лепить из теста? А, что мы еще делали? О чем сегодня говорили.
(Ответы детей)
Воспитатель: К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Вы все были такие молодцы. Думаю, что Петушку у нас в гостях очень понравилось, он много узнал о хлебе и запомнил. А теперь пришла пора угощать пирожками Петушка и самим угощаться.
– Чистые ладошки, готовые к кормежке.
(Воспитатель достает из « духовки» готовые булочки, хвалит и угощает детей)
Воспитатель:
С пылу, с жару, разбирайте,
Похвалить не забывайте!
С пылу, с жару, из печи, —
Все румяны, горячи!
Слайд 29Занятие по изобразительной
деятельности