Слайд 1
Проект
ДЛЯ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
«Волшебный песок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНУШКА»
Р.П. СОЛНЕЧНЫЙ
СОЛНЕЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Подготовила: воспитатель Т.А. Сомова
2019 г.
Слайд 2Тип проекта: cреднесрочный, творческий, практический, игровой.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Срок
реализации проекта: среднесрочный (сентябрь-январь).
«Самая лучшая игрушка для детей- куча песка»
К. Д. Ушинский
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ
Мы хотели бы видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями,
умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.
Организация в группе элементарной опытно-исследовательской деятельности помогает нам пробудить умственные способности детей, ввести их в мир познания окружающего, приобщить их к красоте природы.
Ребенок раннего возраста уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.
Слайд 4НОВИЗНА
Детям с ранних лет нравится играть в песочнице, лепить «куличики», строить,
«печь» тортики и кексы, угощать кукол и родителей, пересыпать в емкости, возить в игрушечных самосвалах.
Но возможность использования простого речного песка для игр детей ограничена теплым временем года. А использование простого речного песка в домашних условиях сопрягается с трудностью хранения и поддержания чистоты после использования.
В настоящее время существует специальный песок, который имеет вид обычного мокрого речного песка, но не сохнет, легко сохраняет форму и легко собирается в комок с пола, стола и других гладких поверхностей. Такой песок называют «кинетический», «космический» или «живой».
Слайд 5Работа с кинетическим песком (Kinetic Sand) – новое направление в песочной
терапии. Этот удивительный материал был изобретен в Швеции, появился в России совсем недавно (2013г.).
Состоит на 98% из чистейшего кварцевого песка и 2% силиконового полимера.
Слайд 6Дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетическим песок
удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только его берешь в руки – проявляются его необычные свойства.
Слайд 7нетоксичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут, поэтому он
безопасен для детей с раннего возраста;
силиконовая составляющая песка не высыхает со временем, поэтому он постоянно остается «влажным на ощупь»;
не боится воды и в случае смачивания после просушки сохраняет прежние свойства;
просыпанный на пол песок не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно;
в случае неосторожного заглатывания песка (что не рекомендуется) силикон и кварц не взаимодействуют с желудочным соком и через определенное время выходят из организма естественным путем, не вызывая дискомфорт; им практически невозможно засорить глаза;
он рыхлый, но растягивается;
из него можно строить разнообразные фигуры, можно лепить, он пластичен;
он приятный на ощупь, не оставляет следов на руках и одежде;
не требуется специальной песочницы, специальных условий хранения.
ПРЕИМУЩЕСТВА КИНЕТИЧЕСКОГО ПЕСКА:
Слайд 8существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
мощно
развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта»
в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика;
совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры.
ВО ВРЕМЯ ИГР С КИНЕТИЧЕСКИМ ПЕСКОМ:
Слайд 9- развитие игрового опыта каждого ребенка;
- воспитание любознательности, стремления наблюдать, экспериментировать; - развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук, мыслительной способности.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Слайд 10Познавательное развитие:
сформировать элементарные представления о свойствах песка, расширить кругозор;
развивать познавательную
активность, мышление, воображение, внимание;
поддерживать интерес детей к совместному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
Речевое развитие:
воспитать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками;
обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, действий с ними.
ЗАДАЧИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ:
Слайд 11Социально-коммуникативное развитие:
развивать игровую деятельность с песком;
учить отражать в игре действия
с предметами;
развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
Художественно-эстетическое развитие:
развивать воображение;
формировать положительный эмоциональный настрой, используя музыкальные произведения.
Слайд 12ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
Консультации на темы: «Опыты и эксперименты в песочнице», «Правила
безопасного поведения в играх с песком»
Привлечение родителей к совместному созданию итоговой фотовыставки «Мы играем с песком».
Оформление зоны для игр с песком (сбор мелких игрушек, природного материала).
Слайд 131. Организационно-подготовительный этап:
- Подборка методической и художественной литературы по теме; - Подборка дидактического материала, наглядных пособий (формочки, лопатки, мелкие игрушки); - Оформление развивающей предметно-развивающей среды; - Информирование родителей о теме предстоящей работы.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Слайд 173. Заключительный этап:
Итоговая фотовыставка: «Волшебный песок»;
Презентация проекта «Волшебный песок» родителям, педагогам ДОУ.
Слайд 18 1. Игра «Знакомство»
Взрослый позволяет ребёнку опустить руки в песок и
размять его. Песок мягкий, прохладный на ощупь. Пусть ребёнок сжимает, «разламывает» песок, сыпет, раздувает, погружается в него пальцами, «закапывает» в него руки с помощью взрослого. Пусть ребёнок почувствует разницу температур.
Данные манипуляции стимулируют кровообращение, и ребёнок получает микромассаж ладоней и пальцев рук.
ИГРЫ С КИНЕТИЧЕСКИМ ПЕСКОМ:
Слайд 19Взрослый предлагает ребёнку изобразить на песке руками, как передвигаются различные животные.
«Идут
медвежата»-ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайки»-кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки»-ребёнок пальцами рук делает на поверхности песка волнистые линии в разных направлениях.
2. Игра «Следы на песке»
Слайд 20 3. Игра «Куличики»
Любимая игра детей (особенно в зимнее время).
Особенно
дети любят когда куличики с «сюрпризом» – когда в форму прячут игрушку от киндера, а затем разламывая фигуры находят тех или иных героев.
Слайд 21Для этой игры потребуются пуговицы. Их нужно закопать в песок. Дети
с большим удовольствием «добывают корм» для птиц.
4. Игра «Накормить птичек»
Слайд 22Для этой игры можно использовать удочки и фигурки рыбок с магнитами.
Дети с большим удовольствием играют в эту игру.
На примере этой игры можно предложить игру «Поход в лес», «В гости к лесным зверятам», «У бабушки в деревне».
5. Игра «Рыбалка»
Слайд 23Для этой игры потребуются игрушки от шоколадного яйца «Киндер». Дети с
большим удовольствием ищут маленькие игрушки.
«Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок. После того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке.
6. Игра «Песочные прятки»
Слайд 24В эту игру очень нравится играть мальчикам. В самом начале игры
мальчики разравнивают песок ладошками, затем появляется «настоящая автомобильная трасса».
7. Игра «Мы едем, едем, едем!»
Слайд 25В эту игру предпочитают играть девочки.
Пирожки можно лепить руками, а если
предложить ложечки от посуды для кукол, пирожки получаются ровные, аккуратные.
8. Игра «Я пеку-пеку-пеку деткам всем по пирожку,
а для милой мамочки испеку два пряничка»
Слайд 26Отпечатки можно делать с помощью разнообразных предметов, формочек. Затем ребенок по
словесной инструкции должен сделать такие же. Такие игры очень хорошо развивают воображение.
9. Игра «Отпечатки»
Слайд 27Вот такие несложные, совсем незамысловатые, простые игры способствует расслаблению, снятию стресса,
активизации мышления и воображения.
У детей значительно снижается уровень раздражительности. Даже непродолжительная разминка рук
с кинетическим песком помогает
отдохнуть, дарит новые ощущения
и положительные эмоции.
Слайд 28Приложение 1.
Конспект СООД с кинетическим песком для детей первой младшей группы
«Знакомимся
с песком»
Цель: развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, речи, обогащение общего кругозора детей.
Задачи:
Образовательные:
побуждать детей к самостоятельной деятельности;
расширять кругозор детей, знакомя их с новыми предметами и явлениями.
Развивающие:
развивать любознательность;
развивать творческие способности, активность и самостоятельность в изобразительной
деятельности;
Воспитательные:
способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям,
доброжелательного отношения к сверстникам и к окружающим взрослым;
формировать такие качества личности как коммуникативность, инициативность;
способствовать формированию эмоционального настроя, усидчивости .
Слайд 29Материал: кинетический песок, игрушка «Зайчик»
Образовательная область: Познавательное развитие
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите,
кто к нам пришёл в гости? Как вы думаете,
кто это?
Дети: зайчик (если затрудняются, то помочь ответить)
Воспитатель: Правильно ребята, это зайчик. Давайте поздороваемся с зайчиком.
(дети здороваются с зайчиком)
Зайчик: Здравствуйте, ребята! Я зайка – побегайка, прыгаю ловко, люблю я морковку.
Воспитатель: Ребята посмотрите, зайчик пришёл к нам непросто так, он что-то принёс. Как
вы думаете, что это?
Дети: ведёрко (если затрудняются, то помочь ответить)
Воспитатель: Правильно ведёрко. А давайте посмотрим, что лежит в ведёрке.
Воспитатель в месте, с детьми рассматривают, что находится в ведёрке.
Воспитатель: Ребята посмотрите, да это же песок.
Воспитатель: Давайте поблагодарим зайчика за его подарок и немножко поиграем, вставайте
в кружок и ты зайчик вставай вместе с нами.
Слайд 30Физкультминутка
«На лесной лужайке
разыгрались зайки:
показываем «ушки зайчика»
Лапками хлопали,
хлопки,
ножками топали,
топают ногами
Ушками
махали,
делаем «ушки зайчика» и махаем кистями
Выше всех скакали.
прыжки на двух ногах
Глазками глядели,
руки к глазам «хлопаем глазками»
Песенку пропели:
Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Ах, какие мы веселые зайки!»
болтаем руками
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте посмотрим, что за чудо песок принёс нам зайка. Усаживайтесь за стол (где заранее была расстелена клеёнка), раздаёт песок каждому ребёнку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на песок, как вы думайте какого он цвета? (если дети затрудняются ответить, то помочь им) жёлтый, а теперь давайте потрогаем руками песок? Посмотрите, какой он мягкий на ощупь. Нравится?
Воспитатель: Ну что ребята, теперь давайте поиграем с зайчиком и спрячем наши ручки в песке. А зайчик будет искать. Молодцы ребята! А теперь давайте помнём песочек руками, как будто мы месим тесто. Молодцы ребята! Ну что вам понравилось играть с песком. Дети отвечают.
Слайд 31Воспитатель: Ребята давайте поблагодарим зайчика за его подарок и пригласим его
ещё к нам в гости поиграть с нами. (дети прощаются с зайчиком)
Зайчик: До свидания, ребята.
Воспитатель: Ребята, что за гость к нам приходил? А что зайчик нам принёс? Ребята, а какого цвета песок? Какой песок на ощупь мягкий или твёрдый? Молодцы, ребята, мы славно сегодня поиграли с вами.
Слайд 32Приложение 2.
Консультация
«Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»
К. Д. Ушинский
писал:
«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!».
Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занять их интересной и познавательной игрой в песочнице.
Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1, 5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в
ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
Необходимым условием повышения адаптационных возможностей детей является использование метода песочной терапии.
Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического
состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья. Терапия используется в разных интерпретациях в области медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с нормализацией жизненных и социальных процессов.
Слайд 33Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической
психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Автор метода песочной терапии, швейцарский аналитик Дора Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.
Слайд 343. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно
и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Игры с песком используются педагогами младших групп в качестве групповой или подгрупповой работы во время прогулки на игровой площадке 1-2 раза в неделю по 20-30 мин. и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению педагога.
Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в волшебную Песочную страну, необходима песочница. Это может быть либо стационарная песочница на игровой площадке, либо специально организованная «минипесочница» в групповой комнате.
Оборудование «мини-песочницы»:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.
3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх