Слайд 1 Проблемно – деятельностный метод обучения в начальной школе
Слайд 2«Великая цель образования-
это не знания, а действия!»
Герберт Спенсер
Слайд 3
Проблемно-деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором
главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Слайд 4 Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской
деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Слайд 5Термин «деятельность» определяет любую активность, любую работу человека.
Осмысленная и целенаправленная деятельность
школьников по овладению знаниями определяется как учебная деятельность.
Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить и, как всякая деятельность, учение выполняется на основе определённой процедуры.
Начальная школа даёт сегодня не только базовые навыки, такие как умение читать, слушать и говорить, а формирует устойчивую потребность в саморазвитии, самообразовании.
Слайд 6 Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не
в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Слайд 7 Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей
познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Слайд 8Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные
способы организации учебного процесса.
Эффективным является использование метода проектов в начальной школе.
Слайд 9План выступления:
- Название проекта.
- Проблемный вопрос (конечная цель).
- Актуальность темы (почему
выбрал эту тему).
- Как ты добивался поставленной цели? (проводил опыты, эксперименты, собирал информацию, проводил опрос, анкетирование и т. д.)
- К какому результату ты пришёл? Какие выводы сделал?
Как оформил презентацию своего проекта? (газета, книжка-раскладушка, альбом и т. д.)
Слайд 10- Понравился ли тебе доклад? Чем?
- Насколько понятным, убедительным и последовательным
был ответ?
- Достигнута ли цель проекта?
- Как оформлена работа: аккуратно, интересно, красочно?
Слайд 11 Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также
и групповая форма работы на уроке.
Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа.
Слайд 12Примерные проблемные ситуации на уроке, помогающие сформулировать учащимся тему урока.
1. Урок
обучения грамоте в 1 классе.
Тема: «Согласный звук и буква В, в, [в],[в'].
Слайд 13 2. Урок русского языка во 2 классе.
Тема «Что такое имя прилагательное?»
Слайд 153. Урок математики во 2 классе.
Тема: «Выражения с переменной»
Слайд 164. Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема: «Вода в природе»
Слайд 17 Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик
и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.
Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий. Во всём многообразии технологий учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с учётом возрастных и психологических особенностей.
Слайд 18 Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам
нового образования. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости.
Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Дети учатся легко воспринимать все жанры искусства (театр, живопись, танец, музыку), не ставя цель стать в этой области профессионалами. Искусство помогает осваивать сложный учебный материал, являясь не целью, а только средством познания. Арт-урок часто идёт по алгоритму «что будет, если...».
Слайд 19
Примеры арт-уроков: театрализованный урок, урок имитационного моделирования, урок диалога культур, заочные путешествия,
уроки предметного рисования, учебные игры.
Основные техники арт-уроков:
техника «5 вопросов – 5 ответов»,
техника «Креативный рассказ»,
техника «Коллаж».
Слайд 20Учитель, применяющий арт-технологию на уроках, имеет возможность переходить в своей образовательной
деятельности на уровень личностно ориентированного, коммуникативно ориентированного обучения, что повышает эффективность учебного процесса.
Данная технология является одной из технологий, повышающей качество образовательного и воспитательного процесса. Уроки с использованием арт-технологий имеют дидактическое достоинство: создаётся эффект присутствия «Я это видел», проявляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Слайд 21 Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших
школьников.
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.
Слайд 22 Таким образом, в процессе обучения деятельностный подход
- это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами и теоретическими особенностями.