Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Слушатель курсов по программе
«Деятельность педагога
дополнительного образования
в условиях реализации ФГОС
нового поколения »
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Станция юных техников»
г. Ступино
Журкина Антонина Дмитриевна
Проектная работа
Программа дополнительного образования детей научно-технической направленности
«Развитие познавательных способностей дошкольников»
Руководитель: Соколова Л.В., к.п.н.,
доцент кафедры дополнительного образования
и сопровождения детства
Москва 2013 год
Слайд 2Развитие познавательных способностей дошкольников
Дополнительная образовательная программа
Слайд 3Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Развитие познавательных способностей дошкольников»
имеет социально – техническую направленность.
В основе программы лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии, а также идея развития личностного потенциала ребенка и его психологического становления.
Слайд 4 Новизна данной программы заключается в том, что осуществляется комплексное
развитие логического мышления, речи и элементов грамоты, мелкой моторики пальцев рук.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время, в эпоху информационного развития, на детей, начинающих учиться в начальной школе, обрушивается огромный поток информации, для восприятия и осмысливания которого от ребенка, особенно не подготовленного, требуется много психологических, интеллектуальных и физических сил. В связи с этим, возникает необходимость создания основы для постепенного введения ребенка в пространство освоения школьных предметов.
Данная программа позволяет ребенку с ранних лет знакомиться с элементарными представлениями и навыками в математике, грамматике и технологии в приемлемой для него игровой форме деятельности, что психологически подготавливает его к обучению в школе.
Пояснительная записка
Слайд 5 Пояснительная записка
Педагогическая целесообразность программы заключается в успешной
психологической адаптации детей к условиям школы; обеспечении преемственности дошкольного и начального образования; расширении форм дополнительного образования для детей, не посещающих детский сад (так называемых неорганизованных детей), которые испытывают дефицит детского общения и не всегда получают необходимую подготовку к школе.
Ребенок, начиная учиться в начальной школе, готов к восприятию школьной программы, понимает названия и термины, употребляемые в тех или иных дисциплинах.
Слайд 6Пояснительная записка
Данная программа является модифицированной,
в основе которой использованы следующие типовые программы:
«Практический курс математики для дошкольников» Л.Г.Петерсона;
программа «От звука к букве» Е.В. Колесниковой;
типовые программы обучения декоративно-прикладному, художественному творчеству.
Данная программа составлена для занятий с дошкольниками в возрасте 5-7 лет. Срок реализации программы 2 учебных года.
Слайд 7Цель программы:
Создание условий для
достижения дополнительного комплексного развития детей в предшкольный период.
Адаптация детей к обучению в общеобразовательной школе.
Слайд 8Задачи программы:
Формирование элементарных математических представлений.
Развитие речи и
основ грамоты.
Развитие творческих способностей детей.
Формирование психологической готовности детей к обучению в школе.
Слайд 9Отличительная особенность
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на
основе деятельного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А руководитель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Очень важно не только дать дошкольникам определенную сумму знаний, умений и навыков, но и предоставить возможность использовать эти знания, создав условия для самостоятельной деятельности ребенка.
Слайд 10Формы и режим занятий:
Возрастные особенности детей 5-7
лет требуют использования игровой формы деятельности, поэтому в программе предложено большое количество игровых упражнений, которые являются не только формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Занятия проводятся два раза в неделю, согласно расписанию. Продолжительность занятий – два часа. В течение занятия, через каждые десять - пятнадцать минут, проводятся физкультминутки и через каждые полчаса занятий проводятся перерывы на пять - десять минут, во время которых с детьми проводятся подвижные игры.
Слайд 11Формы и режим занятий:
Каждое занятие делится на
две части:
Первый час дети занимаются математикой и развитием логического мышления;
Занятия второго часа чередуются: одно занятие дети занимаются развитием речи и грамматикой; другое занятие - развитием творческих способностей и конструированием.
Слайд 12Ожидаемые результаты
К концу обучения по данной
программе предполагается продвижение детей в развитии логического мышления, речи, психических функций, формирования у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
При этом у детей формируются следующие основные умения:
Слайд 13Ожидаемые результаты
Первый год обучения
Математика
Умение находить части целого и
целое по известным частям.
Умение считать в приделах десяти в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
Умение называть для каждого числа в пределах десяти предыдущие и последующие числа.
Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
Умение измерять длину предметов путем наложения и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения, и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты.
Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.
Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году, смену времен года.
Слайд 14Ожидаемые результаты
Развитие речи
Знать буквы русского алфавита и писать
их в клетке.
Понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква».
Определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце.
Различать гласные, согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Пользоваться схематическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат). Уметь соотносить звук и букву.
Проводить звуковой анализ слов.
Читать слоги, слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.
Составлять предложения из двух, трех слов, анализировать его.
Слайд 15Ожидаемые результаты
Ручной труд
Правильно действовать ножницами.
Вырезать из бумаги различные
формы, делать косые срезы.
Составлять узоры из геометрических фигур.
Знать требования к организации рабочего места;
Знать свойства материалов (бумаги, картона, сухоцветов, соломы и т.д.).
Раскатывать кусок пластилина прямыми и круговыми движениями, расплющивать его ладонями, передавать пальцами характерные детали.
Составлять несложные сюжетные композиции.
Слайд 16Ожидаемые результаты
Второй год обучения
Умение считать в пределах двадцати
в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
Умение сравнивать числа в пределах десяти с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько единиц одно число, больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки «>» «<» «=» «=».
Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах двадцати и записывать их с помощью знаков «+», «-», «=».
Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.
Умение сравнивать по длине, массе, объему (вместимости), площади непосредственно и с помощью мерки.
Умение узнавать и называть шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду, находить в окружающей обстановке предметы сходные по форме.
Умение решать логические задачи, кроссворды, ребусы, головоломки.
Умение писать графические диктанты.
Записывать слова, предложения печатными буквами.
Читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст.
Ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка) и уметь рисовать в ней предметы.
Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.
Слайд 17Методическое обеспечение
Предлагаемая программа нацелена на развитие логического
мышления обучающихся, овладение ими начальных математических и грамматических знаний и умений, а также развитие общего кругозора обучающихся, развитие мелкой моторики пальцев рук.
При проведении занятий применяются такие методы и приемы обучения:
объяснительно-репродуктивный,
демонстрационный,
игровой,
творческий.
Слайд 18Методическое обеспечение
Возрастные особенности детей 5-7 лет требуют
проведения занятий в форме беседы или занятия – игры. Занятия должны быть динамичными.
Для усиления степени усвоения предлагаемого материала, необходимо использование большого количества наглядного демонстрационного материала в виде рисунков, изображений сказочных героев, карточек, математических и грамматических таблиц, кубиков, мячей, игрушек, доски, позволяющей писать мелом или фломастерами, магнитной доски или фланелеграфа.
При проведении занятий – игр, для полноты восприятия, возможны бумажные повязки на голову, с прикрепленными к ним изображениями персонажей игры.
Слайд 19Методическое обеспечение
Каждый обучающийся должен быть обеспечен рабочими
тетрадями на печатной основе, прописями, цветными карандашами или фломастерами, ручками, простыми карандашами, а также раздаточным материалом (геометрическое лото, линейки, таблицы, касса цифр и математических знаков, кубики, рисунки различных предметов, необходимых для наглядного восприятия изучаемого материала и т.п.).
Слайд 23Условия реализации дополнительной образовательной программы
Материально-техническая база.
Оборудование: кабинет, столы, стулья,
магнитная доска.
Инструменты и приспособления: ножницы, ручные швейные иглы, линейки.
Материалы: цветная и белая бумага, цветной и белый картон, цветные и простые карандаши, краски, фломастеры, пластилин, упаковочная бумага, природный материал, нетрадиционные материалы, клей, проволока и т.д.
Дидактический материал:
наглядные пособия, таблицы, образцы и т. п.
раздаточный материал, тетради на печатной основе, счетные палочки и т. п.
Слайд 24Список использованной литературы
Для педагога
Бургименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и
писать. – М.: Знание, 1994.
Вагурина Л. Я начинаю учиться. Пособие для детей дошкольного возраста. Вып. 1. - М., 1995.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., Просвещение,1991.
Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М., 1993.
Давайте поиграем. Математические игры для детей 5 – 6 лет / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1991.
Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. Изд. 2-е. – М., 1978.
Зак А. Путешествие в Сообразилию, или как помочь ребенку стать смышленым – М., 1997.
Иванова О. Учимся понимать время. – Ростов-на-Дону, 2009.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1985.
Кантор С.И. Первые поделки вашего малыша. – М.: «АЙРИС-пресс», 2012.
Слайд 25Список использованной литературы
Для педагога
Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей
5-6 лет. – М. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». – Изд. 2-е перераб. – М.: «Ювента», 2009.
Колесникова Е.В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет. – М. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю читать». – Изд. 2-е перераб. – М.: «Ювента», 2008.
Маршак С.Я. От одного до десяти. Веселый счет. – М., 1959.
Маркелова О.Н. Поделки из природного материала. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011.
Мерзон А.Е., Чекин А.Л. Азбука математики. – М., 1994.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1985.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников 3-4 и 4-5 лет. – М., 2006.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька…: Практический курс математики для дошкольников 5-6 и 6-7 лет. – М., 2006.
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология 1 класс. – М., «Просвешение», 2011.
Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., 1992.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1993
Слайд 26Список использованной литературы
Для обучающихся
1-й год обучения
Иванова О. Учимся понимать время. –
Ростов-на-Дону, 2009.
Игнатьева Л.В. Читаю и пишу. Рабочая тетрадь № 1 к книге «Азбука. Мой первый учебник». М.: Ювента, 2012.
Игнатьева Л.В. Читаю и пишу. Рабочая тетрадь № 2 к книге «Азбука. Мой первый учебник». М.: Ювента, 2012.
Игнатьева Л.В, Колесникова Е.В. Азбука. Мой первый учебник. М.: Ювента, 2011.
Колесникова Е.В. От А до Я.Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет. – Изд. 4-е перераб. – М.: Ювента, 2012.
Петерсон Л.Г, Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька…Математика для детей 5 – 6 лет. Часть 1. – Изд. 3-е перераб. – М.: Ювента, 2012.
Петерсон Л.Г, Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька…Математика для детей 6 – 7 лет. Часть 2. – Изд. 3-е перераб. – М.: Ювента, 2012.
Холодова О.А. За три месяца до школы. Задания по развитию познавательных способностей (5 – 6 лет). Рабочая тетрадь. – М.: РОСТ, Росткнига, 2009.
Слайд 27Список использованной литературы
Для обучающихся
2-й год обучения
Игнатьева Л.В. Счет от 0 до
20. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2010.
Игнатьева Л.В. Примеры и задачи от 0 до 20. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: «Ювента», 2010.
Колесникова Е.В. Веселая грамматика для детей 5 – 7 лет. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2010.
Колесникова Е.В. Ну-ка, буква, отзовись! Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет. М.: Ювента, 2009.
Колесникова Е.В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет. М.: Ювента, 2012.
Колесникова Е.В. Прописи для дошкольников 5 – 7 лет. М.: Ювента, 2011.
Колесникова Е.В. Я начинаю читать. Рабочая тетрадь для детей 6 – 7 лет. – Изд. 4-е перераб. – М.: Ювента, 2012.
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет). Рабочие тетради: в 2-х частях, часть 1. – Изд. 7-е перераб. – М.: РОСТ, Росткнига, 2010.
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет). Рабочие тетради: в 2-х частях, часть 2. – Изд. 7-е перераб. – М.: РОСТ, Росткнига, 2010.