Слайд 1ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
ПО ТЕМЕ:
«Применение технологии рефлексии на уроках в начальной школе»
учителя
начальных классов
БОУ СОШ № 34
станицы Новотитаровской
Зотовой Галины Владимировны
Слайд 2Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка)
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь
Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.
Слайд 3Актуальность
-применение технологии рефлексии способствует формированию самоконтроля, самооценки, осознанного отношения к своей
деятельности, развитию критического мышления учащихся в том случае, если:
- будет организована рефлексивная деятельность на различных этапах урока не эпизодично, а постоянно из урока в урок;
- приёмы рефлексии на уроках будут разнообразными, вариативными и нестандартными, а также будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
Слайд 4Новизна опыта
Новизна заключается в том, что технологию рефлексии стала применять на
различных этапах урока с использованием разнообразных, вариативных и нестандартных приёмов рефлексии. Рефлексия использовалась не только в конце урока, как раньше, но и на других его этапах, а также по итогам изучения темы, по итогам учебной четверти.
Слайд 5Исследовательская деятельность
Цель работы: формирование навыков рефлексии учащихся начальной школы.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты
технологии рефлексии в педагогической науке.
2. Изучить особенности применения рефлексивной технологии в современном педагогическом процессе начальной школы.
3. Организовать учебный процесс с использованием технологии рефлексии.
4. Изучить эффективность использования технологии рефлексии
5. Разработать педагогические рекомендации по применению приёмов рефлексии на уроках в начальной школе.
Слайд 6Ведущая педагогическая
идея опыта
в процессе рефлексии у учащиеся проявляются способности к
постоянному личностному самосовершенствованию на основе механизмов самоанализа и саморегуляции.
Рефлексивная деятельность учащихся представляет собой форму реализации рефлексивной позиции личности, активного отношения человека к освоению собственного опыта. Рефлексивной деятельности присущи следующие характеристики: целенаправленность, предметность, осмысленность, преобразующий характер и взаимосвязь всех ее структурных компонентов.
Результатами рефлексивной деятельности учащихся могут быть: стремление к самоутверждению в учебной деятельности; стремление к раскрытию творческих способностей в учебной деятельности.
Слайд 7Используемые виды рефлексии
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
Слайд 8Рефлексия бывает:
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь
оценить свою работу, - беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
Слайд 91.Рефлексия настроения и эмоционального состояния
«Смайлики»
Детям предлагалось оценить свое эмоциональное состояние на
уроке, нарисовав смайлики.
Слайд 10« Букет настроения»
В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и
голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось – голубой».
Слайд 11
Если чувствую себя хорошо,
комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
«ДЕРЕВО ЧУВСТВ»
Слайд 12« Солнышко и тучка».
Эмоционально-художественное оформление.
Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают
на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»
Слайд 13На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о.
Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения.
Карта островов вывешивается на доске и ученики выходят к карте и маркером рисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.
3. Метод «Острова»
Слайд 152. Рефлексия деятельности.
Приемы:
1. «Поезд». Дети опускают «веселое личико» в вагончик, с самым
интересным заданием, а «грустное личико» в тот, который символизирует менее интересное задание.
2. «Волшебный мешочек». Собираем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»
Слайд 163. «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап
урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Прикрепляем свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
4. «Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
Слайд 17 5.«Упражнение плюс-минус-интересно»
«П» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и
формы работы, которые вызвали положительные эмоции
«М» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным.
«И» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что хотелось бы узнать по этой проблеме и вопросы учителю.
(это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика
Слайд 183. Рефлексия содержания учебного материала.
1. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
В
конце учебного занятия обучающимся предлагаю устно или письменно закончить следующие предложения.
Варианты: "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Сегодня мне удалось…";
"Я понял, что…";
"Я научился…";
Слайд 19
Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и
написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
«Лестница успеха»
Слайд 20Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости
от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
Метод «Анкета»
Слайд 21Рефлексия "Синквейн".
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного
материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
Слайд 22«Светофор»
Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все
понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки даны учащимся еще до урока).
Слайд 23 Метод «Благодарю»
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать
только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Слайд 24Вопросы, требующие многовариантные ответы:
Почему было трудно?
Что открыли, узнали на уроке?
Оправдались
ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего урока?
Над чем заставил задуматься урок?
Слайд 26Результаты диагностики в конце года