Слайд 1Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с задержкой психического развития
Работу
выполнила: учитель МБОУ Шарангской СШ Л.В. Ратникова
Слайд 2Дети с задержкой психического развития, так же как и все другие
дети с ОВЗ, «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития».
Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ
Слайд 3это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая
сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Задержка психического развития -
Слайд 4
формирование желания и умения учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных
видах деятельности.
Основные результаты обучения детей с ЗПР в начальной школе:
Слайд 5Универсальные учебные действия (УУД)
ЭТО УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, ТО ЕСТЬ СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА К
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЧЕРЕЗ УСВОЕНИЕ НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.
Слайд 6В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:
Универсальные учебные действия
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Слайд 7
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- формирование
УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей выявлению существенных признаков предметов, развитие умений сопоставлять и сравнивать;
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью;
- установление взаимосвязей;
- использование более медленного темпа обучения, возвращения к изученному материалу;
- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
- разделение деятельности на отдельные составные части, позволяющее осмысливать их по отношению друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.
Слайд 8
Методы работы:
1.Словесные:беседа, объяснение, сообщение, рассказ.
2.Наглядные: показ, наблюдения, использование ИКТ (презентации),
картинки, иллюстрации.
3.Практические :связь изучаемого материала с практической деятельностью, личным опытом ребёнка.
4.Проблемно-поисковый :проблемные ситуации; самостоятельная деятельность детей , работа в группах (объединять детей условной нормы и с ОВЗ).
5. Репродуктивный: работа по образцу.
6.Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки и самопроверки.
8.Метод игры: дидактические игры и ролевые игры.
Слайд 9
Приёмы и задания,
используемые для формирования УУД
Личностные УУД: психофизическая тренировка, эмоциональный
настрой на урок. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.
Регулятивные УУД: через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога обучающиеся формулируют тему и цель урока. Оценивание устных ответов, взаимооценивание письменных работ. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника и класса).
Познавательные УУД: проблемное обучение, педагогические игры , использование схем-опор для решения различных видов задач.
Коммуникативные УУД: работа в парах, для групповой работы определяйте группы по признаку личной симпатии и психологической совместимости, по темпам работы.
Слайд 10
Общие рекомендации для развития УУД у обучающихся с ЗПР:
1. Последовательность –
учителю необходимо чётко представлять, в каком порядке и что он будет развивать у учащихся, постоянно следовать этому плану, отслеживать уровень достижений, и только убедившись, что результат достигнут, продвигаться дальше.
2. Этапность – план действий педагога должен содержать чёткие этапы достижения результатов, каждый этап должен быть продуман и выполнен.
Слайд 113. Системность – для достижения эффективности работа должна быть постоянной, чтобы
приобретённые знания и умения не забывались, а постоянно закреплялись и развивались.
4. Конкретность – всё, чему обучаются учащиеся, должно быть максимально конкретным и понятным.
Общие рекомендации для развития УУД у обучающихся с ЗПР:
Слайд 12Общие рекомендации для развития УУД у обучающихся с ЗПР:
5. Дозированность –
необходимо помнить, что дети с ОВЗ быстро утомляются, поэтому на занятии нельзя перегружать их большим объёмом новых знаний одновременно.
6. Переключаемость – следует разнообразить формы работы на занятии.
7. Мотивация – только заинтересованный ученик будет максимально стараться выполнять задания, следует продумывать, какие способы использовать для этой цели.
Слайд 13Общие рекомендации для развития УУД у обучающихся с ЗПР:
5. Дозированность –
необходимо помнить, что дети с ОВЗ быстро утомляются, поэтому на занятии нельзя перегружать их большим объёмом новых знаний одновременно.
6. Переключаемость – следует разнообразить формы работы на занятии.
7. Мотивация – только заинтересованный ученик будет максимально стараться выполнять задания, следует продумывать, какие способы использовать для этой цели.
Слайд 14Общие рекомендации для развития УУД у обучающихся с ЗПР:
8. Опора на
продуктивные виды деятельности –использовать приёмы практической деятельности - работа учащихся со схемами, таблицами, памятками, инструкциями, рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.
9. Закрепление – основа более прочного усвоения полученных знаний и умений.
10. Постоянное оценивание действий и результатов – ученики воспринимают оценку, словесную тоже, как ориентир для своей деятельности.
Слайд 15Интернет - ресурсы
http://dohcolonoc.ru/cons/2520-formy-i-metody-raboty-s-detmi-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html
http://ku-school21.narod.ru/lngpubl7.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/10/14/osobennosti-razvitiya-pamyati-u-detey-s-zaderzhkoy-psikhicheskogo
http://www.booksite.ru/localtxt/osn/ovy/cor/rec/tii/6.htm
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwjM9q6wh8zKAhXkvnIKHfyhDukQFggbMAA&url=http%3A%2F%2Fobraz-old.volganet.ru%2Ffolder_5%2Ffolder_1%2Ffolder_10%2Ffolder_2%2Ffolder_7%2Ffolder_1%2Fdownloads%2FFormirovanie_metapredmetnyh_kompetentnostei.docx&usg=AFQjCNFv2YSFOKh20uebQrufI1YjB5w0ew&sig2=SsGkS4O8cUShCcEV8G2enA&bvm=bv.112766941,d.bGQ