Презентация, доклад ичностно-ориентированный подход в лбучении младших школьников

Содержание

Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:­ Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);­ Технология саморазвивающего обучения ( Селевко Г.К. );­ Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);­ Педагогические технологии адаптивной школы;­ Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.;­ Игровые технологии;­ Технологии развивающего обучения (Занков Л.В.);­ Проблемное обучение ( Бабанский Ю.К.);­ Технологии уровневой дифференциации

Слайд 1«ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС» (ИЗ ОПЫТА)




учитель начальных классов І категории
МБОУ «СОШ №1»
Федорец Людмила Игоревна

«ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Слайд 2 Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
­ Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);
­ Технология саморазвивающего обучения

( Селевко Г.К. );
­ Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
­ Педагогические технологии адаптивной школы;
­ Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.;
­ Игровые технологии;
­ Технологии развивающего обучения (Занков Л.В.);
­ Проблемное обучение ( Бабанский Ю.К.);
­ Технологии уровневой дифференциации (Гальперин П.Я.);
­ Технология индивидуального обучения (индивидуальный
подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
­ Коллективный способ обучения.
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:­	Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);­	Технология саморазвивающего обучения ( Селевко Г.К. );­	Педагогика сотрудничества

Слайд 3 «Ни у одного ребенка не должно

быть груза незнания за плечами. Тяжел этот ему мешок, бросает он его. А когда и как это начинается? Да в самом начале. Все дети хотят учиться. Важно, чтобы ребенок испытывал успех. Успех – это хорошее настроение, двигатель жизни, здоровья».

Обучая, не навреди!

Симон Соловейчик


Слайд 4Почему необходимо личностно-ориентированное обучение?
Динамичное развитие общества требует формирования в человеке не

столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой.
Почему необходимо личностно-ориентированное обучение?Динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего

Слайд 5Почему необходимо личностно – ориентированное обучение?
Современные школьники прагматичны в мыслях и

действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от меня применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

Почему необходимо личностно – ориентированное обучение?Современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это

Слайд 6Почему необходимо личностно – ориентированное обучение?
Современная школа остро нуждается в гуманизации

отношений детей и взрослых


Личностно–ориентированное образование – такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность ученика, познавательная деятельность, а не преподавание,
была бы ведущей в тандеме учитель–ученик.

Почему необходимо личностно – ориентированное обучение?Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослыхЛичностно–ориентированное образование –

Слайд 7.





Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому школьнику реализовывать себя в познании,

в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт



Личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание – это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание – это педагогический управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.



Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а, следовательно, означает становление субъект-объектных отношений. Личностный подход – это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.

.  Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому школьнику реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой

Слайд 81.Исключить методы, унижающие личность.


2.Безусловно понимать и принимать любого ученика с его интересами и переживаниями.
3.Поддерживать эмоциональное благополучие ученика, учитывать его состояние и настроение.
4.Искать возможность вызвать активную деятельность личности в нужном направлении.
5.Помогать обнаруживать ошибки.
6.Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты.
7.Постоянно напоминать ученику, чего от него требуют, каким хотят его видеть.

ПРАВИЛА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.Исключить методы, унижающие личность.

Слайд 9 
Принципы личностно-ориентированного подхода:
1.Принцип самоактуализации;

2.Принцип индивидуальности; 3.Принцип субъектности; 4.Принцип выбора; 5.Принцип творчества и успеха; 6.Принцип веры, доверия и поддержки.

 Методы личностно-ориентированного подхода: 1.Диалогичность; 2.Деятельностно-творческий характер; 3. Направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
4.Предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

 

Основные приемы: 1.«Метод взаимных вопросов». 2. «Чтение текста с пометками». 3. «Ассоциативный куст». 4.Метод сравнения. 5. «Стратегия предугадывания с помощью ключевых выражений». 6. «Микрофон». 7.«Так – не так». 8. Метод «Пресс». 9.Метод «синквейнов»


 Принципы личностно-ориентированного подхода:1.Принцип самоактуализации;

Слайд 10Средства достижения цели:
1.Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих

раскрывать субъектный опыт учащихся; 2.Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
3.Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, сказать неправильный ответ и т.п.; 4.Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения; 5.Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; 6.Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; 7.Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Средства достижения цели: 1.Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; 2.Создание

Слайд 12Критерии личностно-ориентированного урока
4.Обсуждение в конце урока что нового узнали, что понравилось

(не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому.
5.Оценка определяется по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.

1.Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником.
2.Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.
3.Ориентация деятельности учащихся на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности.

Критерии личностно-ориентированного урока4.Обсуждение в конце урока что нового узнали, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы

Слайд 13Компетентность учащегося – способность решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и

социальной жизни средствами знаний, умений и навыков, полученных в обучении.
В формировании учебных компетенций большое значение имеют проектная и исследовательская технология обучения.

Исследовательская деятельность

Компетентность учащегося – способность решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни средствами знаний, умений и

Слайд 14Исследовательская деятельность
Этапы исследования:
Постановка проблемы
Ознакомление с литературой по данной проблеме
Овладение методикой исследования
Сбор

собственного материала
Анализ
Обобщение
Выводы
Исследовательская деятельностьЭтапы исследования:Постановка проблемыОзнакомление с литературой по данной проблемеОвладение методикой исследованияСбор собственного материалаАнализОбобщениеВыводы

Слайд 15«Мое родовое дерево»
«Профессия родителей»
«Лекарственные растения»
ВОСПИТАТЕЛЬ



- участник Крымского конкурса исследовательских работ и проектов, учащихся младшего школьного возраста «Я- исследователь»
  Направление: наука о природе .
 Тема: «Почему весенние месяцы так называются?»
 Предмет: окружающий мир.
 

Исследовательская деятельность

Гришанов Артем

«Мое родовое дерево»«Профессия родителей»«Лекарственные растения» ВОСПИТАТЕЛЬ

Слайд 17Создание условий для проявления познавательной активности
Игра «Да-нет»
Учитель загадал слово. Задавая вопросы,

ребята должны это слово отгадать. Учитель может отвечать только «да» или «нет».

Игра «Молчанка»
Учащиеся показывают гласные буквы, которые нужно вставить в слова, а учитель записывает их.

Игра «Путаница»
Изученные буквы вперемешку стоят на наборном полотне. Составление слов.

Игра «Оратор»
За одну минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы необходимо.

Создание условий для проявления познавательной активностиИгра «Да-нет»Учитель загадал слово. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Учитель

Слайд 18Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного

ученику

План урока по чтению

- РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА


- СКОРОГОВОРКИ



- РАБОТА С УЧЕБНИКОМ




- ФИЗКУЛЬТМИНУТКА





- РАБОТА С РИСУНКОМ






- ЗВУКО - БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ




- ИГРА



- ИТОГ




Русский язык. Чтение. Прочитай текст «Мечта сбылась»

1 уровень
О чем и о ком говорится в этом тексте?
2 уровень
О чем и о ком говорится в этом тексте? Назови фамилии космонавтов.
3 уровень
Назови фамилию первого космонавта, Как бы ты еще назвал этот текст.

Разноуровневые задания.

Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику

Слайд 191 уровень
Прочитайте, спишите предложения. Подчеркните слова действия (что делает?)
Путник шагает. Лошадь

бежит. Черепаха ползёт. Машина едет. Поезд мчится.
2 уровень
Прочитайте. Спишите предложения в порядке усиления движения от самого медленного до самого скорого. Подчеркните слова, отвечающие на вопрос что делает?
3 уровень
Из данных предложений, добавив свои, составьте рассказ. Подчеркните слова, отвечающие на вопрос что делает?

Разноуровневые задания. Русский язык

1 уровеньПрочитайте, спишите предложения. Подчеркните слова действия (что делает?)Путник шагает. Лошадь бежит. Черепаха ползёт. Машина едет. Поезд

Слайд 20Разноуровневые задания. Математика.
На доске записаны примеры:
6 – 3

7 + 2
7 + 2 10 – 8
9 – 1 10 – 2
1 уровень.
Реши примеры.
2 уровень.
Составь примеры с обратными действиями.
3 уровень.
Дополни каждый пример вторым действием так, чтобы в ответе получилось 10.

Ценность применения разноуровневых заданий:
- Выбор способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
- Учитель осуществляет диагностику и следит за динамикой интеллектуального развития учащихся.
- Выбор задания способствует реализации возможностей каждого ребенка.
- Применение разноуровневых заданий эффективны вместе с другими вариантами заданий.
  - При систематичности применения достигаются высокие результаты в обучении.

Разноуровневые задания.  Математика.На доске записаны примеры:6 – 3      7 + 27

Слайд 21 Использование субъектного опыта учеников
Выскажи предположение, о чем будет предлагаемое

произведение.

Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Использование субъектного опыта учеников  Выскажи предположение, о чем будет предлагаемое произведение.Чувство

Слайд 22Совместные формы деятельности
* работа в парах;
* работа в микро-группах;

* работа в группах;
* командная работа.
Совместные формы деятельности * работа в парах; * работа в микро-группах; * работа в группах; * командная

Слайд 23

Рефлексия

Метод незаконченных предложений .
Составление таблички в начале урока знаю хочу знать узнали.
Рисование настроения по ходу и в конце урока .
Составление схемы, рисунка, графика при работе с текстом .
Создание ребятами «ловушек» или заданий с ошибками по изученному материалу .
Микрофон.
Оцените свою работу вы:
Я молодец, справился сам – красный кружок.
Мне было трудно, но я справился сам – зеленый кружок.
Мне нужна помощь – синий кружок.


Слайд 24В личностно-ориентированных технологиях большое внимание уделяется эмоциональной культуре учителя, его голосу,

интонации, речи. Поэтому на уроке я пользуюсь такими фразами:
Я думаю, что лучше было бы сделать …
Мне кажется, здесь в центре внимания находится …
Я знаю, что люди обычно начинают с …
Достаточно выполнить эту часть – и …
В сложных ситуациях мне приходится более тонко реагировать:
Мне бы очень хотелось, чтобы ты не забыл об этом …
Я надеюсь, именно это нам непременно удастся …
Это очень важно, и у тебя непременно получится …
Именно ты и мог бы сделать такое дело …
И это совсем не сложно. Даже если не выйдет – ничего страшного …
Я уверен, что ты будешь помнить про …
Начинай же! Ты это сделаешь!
Подготовим это вместе по секрету от всех?!
Выводы. Эффективность обучения во время осуществления личностно-ориентированного подхода определяется не объемом знаний, умений и навыков, которые приобрел ребенок, а мерой участия самого ребенка в процессе получения этих знаний.
В личностно-ориентированных технологиях большое внимание уделяется эмоциональной культуре учителя, его голосу, интонации, речи. Поэтому на уроке я

Слайд 25Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного урока.

Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного урока.

Слайд 26В системе традиционных занятий урок, построенный на личностно-ориентированном взаимодействии, является наиболее

современным и оптимальным в учебно-воспитательном процессе, так как он предусматривает  индивидуальной подход к каждому ученику, стимулирует познавательную активность, определяет пути получения основных знаний, умений и навыков.

В системе традиционных занятий урок, построенный на личностно-ориентированном взаимодействии, является наиболее современным и оптимальным в учебно-воспитательном процессе,

Слайд 27 Формы проведения уроков 1-4 класс
Уроки -сюжетные зарисовки

«Урок – сказка»
«Урок

– утро»
«Урок – спектакль»
«Урок- устный журнал» «Урок- праздник»

Уроки – отчеты

«Урок – аукцион» «Урок- зачет»
«Урок – экзамен»
«Урок -ярмарка»
«Урок- презентация» « Урок – проект» «Урок-практикум»

Уроки – путешествия

«Урок-экскурсия»
«Урок –марафон»
«Урок- прогулка»
«Урок– соревнования»
«Урок- брейн- ринг»
«Урок- викторина»
«Урок КВН»
«Урок- турнир»
«Урок - мозговая атака»
«Урок-конкурс»
«Урок– путешестви»

Уроки – дискуссии



«Урок диспут»
«Урок –круглый стол»
«Урок –семинар»
«Урок – суд»

Формы проведения уроков 1-4 класс	Уроки -сюжетные зарисовки«Урок – сказка»«Урок – утро»«Урок – спектакль»«Урок- устный журнал»

Слайд 28РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

1.Определение общей цели и её конкретизацию в

зависимости от разных типов уроков; 2.Отбор и подготовка дидактического материала, который позволяет выявить индивидуальную избирательность учащихся относительно содержания, вида и формы учебного материала, который облегчит его усвоение; 3.Планирование различных форм организации учебной деятельности (соотношение фронтальной, индивидуальной и самостоя­тельной работы); 4.Предъявление требований к оценке продуктивности работы с учётом характера заданий (дословный пересказ, краткое изложе­ние своими словами, выполнение про­блемных, творческих заданий). 5.Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; 6.Стимулирование учащихся к выполнению разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться получить неверный ответ; 7.Стимулирование стремления ученика предлагать свой способ работы (например, решение задачи),анализировать в ходе урока разные способы, которые предлагаются учащимися, выбирать наиболее рациональные, находить и поддерживать оригинальные. 8. Использование знаний, которые позволяют учащемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). 9.Создание педагогических ситуаций сотрудничества, которые позволяют каждому ученику, независимо от его готовности к уро­ку, проявить инициативу, самостоятельность, рационализаторство к способам работы. 10.Обсуждение с учащимися в конце урока не только того «что мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) почему, что хотели бы выполнить ещё раз, а что сделать по-другому. 11.Во время опроса на уроке (при выставлении оценок)анализировать не только правильность ответа, но и её самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить различные способы выполнения заданий; 12.При задании на дом необходимо назвать не только содержание и объём задания, но и дать детальные рекомендации по рациональ­ной организации учебной работы, обеспечивающие выполнение домашнего задания.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА 1.Определение общей цели и её конкретизацию в зависимости от разных типов уроков;

Слайд 29Планирование характера общения, межличностных отношений в процессе урока включает:
Использование различных форм

общения (монолога, диалога) с учётом конкретной цели урока;
Проектирование характера отношений учащихся на уроке с учётом их особенностей, требование к межгрупповым отноше­ниям (распределение по группам, парам и т.д.);
Использование субъективного опыта всех участников урока в диалоге « ученик-учитель»,«ученик - класс»;
Предвидение возможных изменений в организации коллектив-­ ной работы класса, коррекция их в ходе урока.

Обобщение полученных знаний и умений, оценка и их усвое­ния;
Анализ результатов групповой и индивидуальной работы;
Внимание к процессу выполнения заданий, а не только конеч­ному результату.

Планирование результативности урока предусматривает:

Планирование характера общения, межличностных отношений в процессе урока включает: Использование различных форм общения (монолога, диалога) с учётом

Слайд 30Преимущества личностно - ориентированного обучения
Личностно - ориентированное обучение позволяет учащимся осознать

способы получения знаний наряду с усвоением готовых выводов науки.
Ученик становится субъектом учебной деятельности, приобретая самое главное умение – самостоятельно учиться.
Личностно - ориентированное обучение дает возможность широкого применения групповой формы работы.
Личностно - ориентированное обучение позволяет развивать учащимися умение активизировать имеющиеся знания, рефлексировать, критически относиться к информации, делать выводы.
Класс формируется как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную проблему, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.
Преимущества личностно - ориентированного обученияЛичностно - ориентированное обучение позволяет учащимся осознать способы получения знаний наряду с усвоением

Слайд 31С нетерпением жду утра, когда зазвенит детский щебет. Я никогда не

покину детей, потому что без них я просто не могу жить.

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ

С нетерпением жду утра, когда зазвенит детский щебет. Я никогда не покину детей, потому что без них

Слайд 32

ЛИТЕРАТУРА

Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.., 2000. Бабанский Ю.К. Педагогика. М. Просвещение ,1983.
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. - М., 1977. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М., 1985. Занкова Л.В., Избранные педагогические труды. - М.: Новая школа, 1996. Манько Н.В. Использование инновационных форм и методов, способствующих развитию литературоведческих навыков у младших школьников(лекции),2011. Падалка Н.Ф., Сборник материалов к проведению современного урока в начальной школе.-С.,2008. Соловейчик С.Л. – книга «Педагогика для всех» ,1986. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть