Слайд 1Использование д/игр как средства решения задач познавательного развития детей раннего возраста
в ходе совместной образовательной деятельности с детьми в течение дня.
Из опыта работы воспитателя МБДОУ
д/ с№ 24 « Звездочка»
Задонской Н.Г
Слайд 2 Ранний возраст- важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных
способностей, определяющих дальнейшее его развитие. Большое значение для обучения детей раннего возраста имеет дидактическая игра.
Дидактические игрушки- это игрушки , направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Они помогают найти эмоциональный комфорт, облегчить душевное состояние, поднять настроение: развеселят плачущего, ободрят робкого, успокоят расшалившего, помогут расслабиться рассерженному ребенку. Основной целью д/и является умственное развитие ребенка.
Слайд 3Задачи д/и
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение излишней двигательной
активности, агрессии;
- Создание условий для взаимоотношений и взаимодействия с другими детьми и взрослым, развитие коммуникативных навыков;
- Сенсорное развитие ( различение формы, величины предмета, окраска, пространственное расположение);
- Развитие речи;
-Развитие сосредоточенности, целенаправленности, активности, бережного пользования игрушками, аккуратности;
- Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Слайд 5Игры с предметами
Разноцветные стаканчики- пирамидки. Многофункциональны, стаканчики не только вкладывают друг
в друга, но и строят башенки.
Вкладыши- грибочки
Развивают познавательную активность, воображение,знакомят с цветом.
Слайд 6Самые древние вкладыши- матрешки.
Слайд 8Бизиборд
Детская развивающая доска, на которой закреплены всевозможные технические и механические
предметы бытового использования ( замочки, выключатели, счеты) и т.п для изучения их ребенком в безопасном режиме. Бизиборд предназначен для интеллектуального развития малышей через решение простых бытовых задач, развитие мелкой моторики рук и стимуляции познавательного развития ребенка.
Слайд 9Дидактические игры ( цвет)
« Спрячь мышку»
Слайд 10« Цветочная полянка»
Данная игра была изготовлена родителями из дерева, учит
подбирать стебельки по цвету соотнося их с цветком , знакомит с многообразием цветов, развивает мышление.
Слайд 11Дидактические игры ( форма, цвет)
« Сюжет с крышками»
( изготовлен руками родителей)
Слайд 12Мягкая подушка- планшет
( изготовлена руками родителей)
Обеспечивает разнообразные тактильные ощущения, учит считать
до 5-ти, развивает речь.
Знакомит с основными цветами путем пристегивания хвостиков- липучек, обогащает сенсорный опыт детей.
Слайд 13Сюжетно-дидактические игры
« Приготовим обед для куклы» ( формировать умение выполнять игровые
сюжетные действия с посудой, продуктами питания, учит не отбирать друг у друга предметы).
« Искупаем куклу Катю »( развивает сюжетные действия, прививает к.г. навыки)
Слайд 14Настольно- печатные игры
Более сложные, в них ребенку необходимо « переключиться» с
предмета на его изображение, т.е задействовать абстрактное мышление.
Н/ р « Сложи картинку»
Сначала малыши складывают изображение из 4-х,потом из 6-ти и более частей. Требует от малышей повышенного внимания и логического мышления.
Слайд 15 Словесные игры
Наиболее трудны для детей раннего возраста, поскольку их речь
не развита в достаточной степени, как и произношение звуков и память. Вначале малыши могут выполнять только простейшие задания ( повторить услышанные звуки, имитировать знакомые), а к концу года им доступны игры на образование новых слов, составление коротких предложений, подбор простых слов для описания качества предмета ( « Назови ласково», « Какая, какой?», « Опиши, что видишь» . Словесная игра может быть и подвижной, во время нее малыши будут охотно произносить требующие обработки имитационные слова.
Слайд 16Приемы при проведении д/и
Внезапное появление объектов, игрушек;
Загадывание и отгадывание загадок;
Чтение малых
фольклорных форм( потешек, песенок);
Создание игровых ситуаций ( кукла заболела, хочет спать, есть);
Обыгрывание игрушек, предметов( « Чудесный мешочек»);
Сюрпризность ( нужно найти спрятанный предмет);
Изменение местонахождения игрушек( зайчик на столе, за шкафом);
Демонстрация взрослым последовательности игровых действий;
Элементы драматизации ( дети воображают себя животными, вагончиками паровоза)
Слайд 17Педагогу при планировании игр с маленькими воспитанниками
Организация места для игры. Если
игру проводят сидя, это должен быть один или несколько составленных вместе столов, чтобы за ними могли удобно расположиться. Если путешествие, то тщательно продумать « маршрут» с остановками и убрать с пути следования детей яркие , отвлекающие внимание предметы и игрушки , не имеющие отношения к игре.
Подбор материалов. Предметы, игрушки должны быть полностью безопасны. Детям третьего года жизни не рекомендуется играть с фасолью, горохом, лучше дать им каштаны, прочные крупные ракушки, брусочки. Благотворно влияют на детскую психику и имеют большой развивающий потенциал игры с цветным и обычным песком, манной крупой , пшеном. Малыши могут закапывать и отыскивать в них предметы, пересыпать, рисовать узоры.
Слайд 18 Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка
наиболее подходящей формой обучения. Игровая форма обучения- ведущая на ступени раннего детства. Формирование дидактической игры у детей раннего возраста происходит постепенно, при этом учитываются правильная организация детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Радость от совместных игр( дети- воспитатель,) является залогом успешного развития детей раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.