Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Подготовила
Старший воспитатель
МОУ «СОШ» пст.Якша
Поздеева Е.Г
Слайд 2Предметная развивающая среда - это:
- это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых
для осуществления педагогического процесса, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.
-система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Слайд 3Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
•
вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
Слайд 5Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании
и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
Слайд 6- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Слайд 7Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации (группе) различных пространств (для
игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
Слайд 8
Вариативность, определяющаяся содержанием регионального воспитания, национально-культурными и художественными традициями региона, периодическую сменяемость игрового материала,
появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей
Слайд 9 Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей
с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Слайд 10 Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по
обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Слайд 11 Здоровьесберегающей;
Здоровьесберегающее воспитательное пространство рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических,
экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.
К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует отнести:
- морально-психологический климат;
- экологию и гигиену;
- современный дизайн;
- рациональный режим жизни, труда и отдыха;
- современные образовательные программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесохраняющего обучения.
Слайд 12Эстетически-привлекательной
Эстетика оформления групповых помещений должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание
детей. Здесь очень важно наличие единого стиля и соответствие обстановки помещения его назначению.
Цвет стен, гармоничность цветового решения, освещение, мебель – всё должно быть подчинено функции данного пространства и соответствовать потребностям детей
Слайд 14Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например
детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
- наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Слайд 16Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Слайд 19
Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ:
-принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на организацию
пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога;
Слайд 20принцип активности, самостоятельности, творчества, возможности ее проявления и формирования у детей и
взрослых путем участия в создании своего предметного окружения.
Слайд 21
-принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения и созидания
окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»; Очень важно ребенку дать возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями.
Слайд 22
-принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности,
позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу в тематических зонах- центрах; ( физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т.д.).
Для групповых занятий и для работы с подгруппами детей по интересам оборудованы: физкультурный зал, музыкальный зал.
Слайд 23
-принцип эмоциогенности среды ,индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, предметная
деятельность должна находить у детей обязательный положительный эмоциональный отклик, нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий;
Этот принцип реализуется с помощью использования в детской группе определенных семейных традиций. Дети могут достраивать детали интерьера, они получают возможность его эстетического завершения в зависимости от личных вкусов. В групповой ячейке, особенно в ее семейной части, в интерьере необходимо выделить места, где могут размещаться репродукции картин, фотографии, в том числе детей, их братьев, сестер, родителей.
Слайд 24
-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды эстетическая организация среды
- следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды: использование больших ярких игрушек из искусственной кожи, ткани, пластика, необычных элементов образного декора;
Слайд 25- принцип открытости – закрытости – представлен в нескольких аспектах:
а) Открытость природе.
Единство человека и природы. Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование в экологических зонах, оформленных в соответствии с возрастом детей, постепенно приводят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.
б) Открытость своего «Я». Педагоги с уважением относятся к интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, особенно к результатам продуктивной деятельности: ежедневно на «стене творчества» появляются рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки). Коллективные детские работы широко используются при оформлении групп. Развешиваются фотографии детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику (альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте).
в) Открытость обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются родители. Создание предметно-развивающей среды невозможно без участия родителей.
Слайд 26
б) Открытость своего «Я». Педагоги с уважением относятся к интересам, потребностям
и возможностям каждого ребенка, особенно к результатам продуктивной деятельности: ежедневно на «стене творчества» появляются рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки). Коллективные детские работы широко используются при оформлении групп. Развешиваются фотографии детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику (альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для детей месте).
Слайд 27
в) Открытость обществу. Особым правом участия в жизни детского сада пользуются
родители. Создание предметно-развивающей среды невозможно без участия родителей.
Слайд 28-принцип учета половых и возрастных различий детей (Гендорный) - реализует возможность для
девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами, т.е. содержание должно отражать в равной степени интересы как девочек, так и мальчиков
Слайд 29
При организации предметно-развивающей среды в групповом помещении, раздевалках, коридорах, холлах, на
территории детского сада необходимо постараться учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также
Важно, чтобы предметно – развивающая среда стала соответствовать всем требованиям нормативных документов к Основной общеобразовательной программе.