Слайд 1
«Блоки Дьенеша, как универсальное средство развития конструктивно- модельных
способностей детей»
Моисеева Т.Г.
Воспитатель первой квалификационной категории
МКДУ д/с «Березка»
с. Алнаши
Слайд 2Чтобы ты заметно развивался
И на месте не топтался,
Чтоб фантазию ты проявлял,
Я
конструктор тебе взял.
Из него сегодня ты построишь
Домик сложный, если сможешь.
А потом машину, корабли,
Чтобы удивиться мы смогли.
.
Слайд 3Актуальность
Игры с блоками Дьенеша обеспечивают математическое развитие , навыки конструирования и
моделирования детей и полностью удовлетворяют современным требованиям к развивающему обучению.
Слайд 4Что развивают
Логическое мышление
Сенсорные процессы
Внимание, память, восприятие
Речь (развитие точной, аргументированной и доказательной
речи)
Пространственное воображение
Творческие способности
Навыки моделирования и конструирования
Самостоятельность и произвольность
Слайд 5Золтан Пал Дьенеш
Венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербурского университета. Автор
игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.
Слайд 6Достоинства и недостатки методики Дьенеша
Свою теорию Дьенеш создавал для детей от
3 до 8 лет с учётом физиологических особенностей данного возрастного диапазона. На практических занятиях дошкольники осваивают эту методику, как правило, с лёгкостью и интересом. Игры с блоками Дьенеша в детском саду наглядно демонстрируют, что воспитанники быстро приобретают способность анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Дошкольники учатся обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать объекты по внешним признакам, выделять главные признаки. У ребят развиваются комбинаторные, аналитические способности, когнитивные и речевые навыки.
Достоинство методики венгерского учёного в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, пения, выполнения движений. Малыш даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации.
В качестве недостатков набора логических блоков выделяют следующие:
недостаточное цветовое разнообразие;
некорректное понятие толщины (ведь среди фигур нет плоских, а есть только более или менее объёмные);
детям старшего дошкольного возраста для занятий порой недостаточно одного комплекта блоков;
Слайд 7Задачи и приёмы методики Дьенеша, актуальные для разных групп
Внедрение пособия Дьенеша
в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы задач:
Образовательные:
закреплять знания о ключевых геометрических фигурах;
накапливать знания о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;
совершенствовать мыслительные операции: анализ и синтез, классификацию, кодирование и декодирование информации;
формировать основ алгоритмического мышления.
Развивающие: совершенствовать память, воображение, внимание, креативные способности;
Воспитательные: воспитывать настойчивость, усидчивость, самостоятельности
Слайд 8Взаимосвязь формирования элементарных математических представлений и конструктивно- модельной деятельности
Используя конструирование в
развитие математических способностей, я могу в своей воспитательной работе развивать и формировать следующие умения и навыки:
- Сенсорные представления, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
-Первоначальные измерительные умения (измерять длину, ширину, высоту предметов);
- Высшие психические функции (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение);
-Ориентировку в пространстве и на плоскости;
-Тренировку пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
-Сплочение детского коллектива, формирование чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
- Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, (т. к. вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)
-С помощью конструктора можно составлять и решать задачи. Когда решение задачи превращается в интересную и увлекательную игру, то и процесс познания и усвоения материала становится легким.
Слайд 9Конструирование условно можно разделить на 2 вида:
1.Объемное конструирование
Первоначально используется объёмное
конструирование, так как ребёнку в раннем возрасте нужно не только видеть из чего он будет сооружать постройки, но обязательно потрогать те детали которыми будет пользоваться
Слайд 102.Плоскостное конструирование
Это обучение детей построению различных изображений на плоскости из
геометрических фигур. Такая деятельность позволяет развивать у детей математическое мышление, комбинаторику, развивает фантазию и творчество, подводит детей к построению схем, планов и чертежей. Более сложный вид конструирования, требует зрительного навыка, знание формы и размера, различия геометрических фигур
Слайд 11Плоскостное конструирование
Вторая младшая группа
Слайд 13Формы работы с блоками в детском саду
НОД(комплексная, интегрированная), обеспечивающая наглядность, системность
и доступность, смену деятельности.
Самостоятельная деятельность детей в математическом в центре конструирования
( развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения ).
Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры ).