Слайд 1Значение дидактических игр в математическом развитии детей. Особенности и методическая обработка
дидактических игр для дошкольников.
Слайд 2
Усвоение математических знаний на различных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения
у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний.
По мнению А. А. Столяра, по своему содержанию подготовка детей дошкольного возраста к изучению математики не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерением в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать. Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх функции формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Слайд 3Обучение через игру, интенсивное и увлекательное занятие для самых маленьких. Способствует
постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, т.е. в интерес к математике.
Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение к разного рода задач. Этим оправдано название «логико-математические игры». Названием «обучающая игра» подчеркивается использованием игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.
Слайд 4Дидактические игры
Рассмотрим особенности дидактических игр в системе формирования элементарных математических представлений
у дошкольников, представленные А.А. Столяром.
Система обучающих игр для предматематической подготовки детей состоит из отдельных серий. Каждая серия игр предназначена для формирования отдельных логических структур или подготовки к усвоению определенной математической идеи. Внутри каждой серии игры располагаются в определенной последовательности, в которой постепенно усложняются решаемые в процессе игровой деятельности задачи.
Игры актуализируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их. «Если мы хотим что-то развивать, например ум детей или их физические качества, нужно создавать условия для адекватной умственной или физической работы, создавать ситуации, в которых дети с радостью будут работать. Для этого наилучшим образом приспособлены игровые ситуации».
Слайд 5Особое значение для формирования дисциплины ума имеют игры, в которых дети
выполняют определенные действия, предписанные некоторым алгоритмом, или программой «вычислительной машины», работу которой они имитируют. Однако наряду с этой важной воспитывающей и развивающей функцией данные игры выполняют и прямую обучающую функцию. Имитируя, например, работу «вычислительной машины» (в виде блок-схемы или программы машины Поста), дети обучаются выполнять арифметические действия над числами.
В обучающих играх явно выступает еще одна особенность – большая вариативность условий, правил, задач, решаемых в процессе игровой деятельности. Благодаря этой особенности многократное повторение обучающей игры одной и той же серии включает определенные элементы новых знаний, которые приобретаются детьми, и этим осуществляется обучающая функция игры. Кроме того, постоянное обновление при повторении игр одной серии поддерживает интерес детей к игре.
Слайд 6Обучающая игра выполняет еще одну важную функцию обучения – воспитывающую, формируя
познавательные процессы, способности ребенка. В таких играх зарождаются и развиваются многие личностные качества: самостоятельность и коллективизм, инициативность и трудолюбие, целеустремленность и сообразительность, уверенность и любознательность. Дети начинают сознавать, что, хотя предстоит играть в уже известную игру, в ней обязательно будет что-то новое, интересное.
Слайд 7Многие из обучающих игр, могут быть усовершенствованы. Если при проведении некоторых
игр отмечается недостаточная активность некоторых детей, это служит поводом для поисков совершенствования организационных форм игры, создания новых игровых ситуаций, развивающих дух соревнования, разумеется, при сохранении логико-математического содержания игры, т.е. тех логических и математических конструкций, которые в ней моделируются.
Слайд 8Рассматривая игру как основной метод обучения дошкольников, нельзя ее, однако, считать
универсальным методом обучения детей этого возраста. Обучающая игра неизбежно должна сочетаться с другими, традиционными методами обучения, оставаясь при этом ведущим методом.
Слайд 9Методическая обработка обучающих игр.
Игра «Кто где живет?»
Дидактическая задача. Сформировать представления о
внутренней и внешней области по отношению к замкнутой линии, включить в активную речь детей словосочетания внутри обруча, вне обруча.
Игровое действие. Соревнование, разыгрывание сюжета.
Правила. 1. В каждом домике может поселиться только один житель. 2. Хозяином домика становится тот, кто первым его займет. 3. Заняв домик, назвать, где он находится (внутри или вне обруча).
Материал. Три разноцветных обруча, не пересекающих друг друга; семь-девять домиков (макетов), расположенных следующим образом: по одному домику внутри каждого домика и по одному-двум возле обручей; маски зверей (заяц, лиса, медведь).
Указания к проведению игры. Воспитатель говорит: «В хорошую, солнечную погоду все жители леса оставляют свои домики и выходят, кто поохотиться, кто погулять. А когда приближается ненастье, собирается дождь, каждый спешит спрятаться в свой домик».
По сигналу «дождь начинается» или «небо хмурится» дети стремятся занять домики. Воспитатель следит за выполнением правил, добивается, чтобы дети могли назвать, где находится домик.
Слайд 10Игра «Кто где живет?» может проводиться с двумя и тремя пересекающимися
обручами. Задача на этом подготовительном этапе состоит в том, чтобы учить детей показывать и называть области, полученные при пересечении обручей (внутри красного обруча, но вне синего и черного; внутри черного и синего, но вне красного и т.д.). На определенном этапе обучения, когда большинство детей решают задачу, можно усложнить игру за счет дополнительного правила: «Кто не может правильно назвать место расположения домика, лишается права быть его хозяином».
Слайд 11Резюме:
Многие из обучающих игр, могут быть усовершенствованы. Если при проведении некоторых
игр отмечается недостаточная активность некоторых детей, это служит поводом для поисков совершенствования организационных форм игры, создания новых игровых ситуаций, развивающих дух соревнования, разумеется, при сохранении логико-математического содержания игры, т.е. тех логических и математических конструкций, которые в ней моделируются.
Слайд 12Библиографический список
Белошистая А.В. формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории
и практики. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
Столяр А.А. формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 672 с.