Слайд 1ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ
Автор – Черемушкина С.М. воспитатель.
Слайд 2Работа с родителями на современном этапе
Закон РФ «Об образовании»
2. Концепция модернизации
российского образования на период до 2010 года
3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
(утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. №677)
Слайд 3Воспитательно-образовательная микросреда
СЕМЬЯ
1.Первичность семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка
от родителей;
Максимальная возрастная чувствительность к общению со значимым взрослым;
3. Длительность и постоянство пребывания в семье.
ДЕТСКИЙ САД
1.Новый социальный опыт;
2. Статус равноправного члена группы сверстников;
3. Соотношение собственных потребностей ребенка с требованиями окружающих.
Слайд 4Семья – преимущества
Эмоциональная насыщенность отношений
Кровонородственная близость и теплота
Сопричастность ребенка
общим планам
отца
и матери
Индивидуальная
обращенность педагогических
воздействий
на ребенка
Подвижный режим дня
Возможность общаться с родственниками
разных возрастов
Слайд 5Недостатки семейного воспитания
Отсутствие программы воспитания
Использование
случайной педагогической литературы
Тенденция создавать условия для
себя
Непонимание возрастных особенностей ребенка
Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка
Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка
Неумение дать своему ребенку объективную характеристику
Слайд 6Детский сад - преимущества
Наличие и использование программ воспитания
Целенаправленный характер воспитания и
обучения детей
Применение методов воспитания, адекватных возрастным особенностям детей
Разнообразная содержательная деятельность детей в обществе сверстников
Наличие профессиональных умений для изучения личности ребенка
Умелое применение оценки деятельности ребенка
Слайд 7Недостатки воспитания в детском саду
Деловая форма общения
воспитателей с детьми
Наличие сменяющих
друг друга воспитателей
Дозированность индивидуального общения с каждым
ребенком
Преимущественное
общение с детьми
одного возраста
Относительная регламентированность режима дня
Слайд 8Социальный опыт, приобретаемый в семье и ДОУ
РЕБЕНОК -
объект обожания, уступчивости
и прощения
РЕБЕНОК –
равноправный член социальной группы
Слайд 9Условия включения семьи в пространство ДОУ
1. Социально-правовые: построение всей работы
должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.
2. Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т. д.
Слайд 10Приоритетные направления организации взаимодействия семьи и ДОУ
• повышение уровня профессиональных
компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей;
• программно-методическое обеспечение процессов взаимодействия с семьей;
• обеспечение функционирования и развития детско-взрослого сообщества ДОУ в соответствии с реализуемой программой.
Слайд 11Условия включения семьи в пространство ДОУ
3. Перспективно-целевые: наличие планов работы с
семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.
Слайд 12Условия включения семьи в пространство ДОУ
4. Потребностно - стимулирующие: взаимодействие ДОУ
и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения:
• потребностей и интересов семей;
• категорий семей;
• стилей семейного воспитания;
• ребенка во всех его сферах развития;
• рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения. Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную социально-психолого-медико-педагогическую поддержку семье и ребенку.
Слайд 13Показатели ориентации на конечный результат
степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг и
подготовкой детей к школе;
• динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;
• увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
• разработка методической продукции по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий;
• уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ.
Слайд 14Проблемы взаимодействия ДОУ с родителями
Нереализация условий для функционирования ДОУ как открытой
системы;
Наличие категории родителей, не принимающих участие в разных формах сотрудничества.
Слайд 15
Нереализация условий для функционирования ДОУ как открытой системы
Невысокий уровень социально-психологической культуры
участников образовательного пространства.
2. Отсутствие или недостаточный уровень сформированности доверительных и партнерских отношений между субъектами.
3. Неравные права ДОУ и семьи.
Слайд 16
Нереализация условий для функционирования ДОУ как открытой системы
4. Низкий уровень мотивационной
готовности и педагогов, и родителей к сотрудничеству, порождающий неуверенность и даже страх у педколлектива (родители могут увидеть негативы или педагоги не смогут продемонстрировать свои профессиональные качества, а потому ограничивают пребывание родителей участием в праздниках, развлечениях)
Слайд 17
Наличие категории родителей, не принимающих участие в разных формах сотрудничества.
1.
Низкий уровень мотивации родителей на сотрудничество с ДОУ.
2. Потребительский взгляд родителей на ДОУ (“Вам привели ребенка, заплатили, вот и занимайтесь”).
3. Потребительский взгляд педагогов (“Привели к нам ребенка, доверили, а мы, профессионалы, знаем, что делать”).
Слайд 18Методическая работа по взаимодействию с семьей
1. Работа с коллективом ДОУ
по организации взаимодействия с семьей.
2. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей.
Слайд 19Мотивационный блок
Работа, направленная на помощь воспитателям в осознании и преодолении
собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников, формировании установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.
Слайд 20Когнитивный блок
Формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о семье, ее
воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.
Слайд 21Практический блок
Работа, направленная на овладение воспитателями практическими умениями и навыками по
диагностике особенностей семейного воспитания, организацию педагогически целесообразного общения с родителями, овладение коммуникативными умениями.
Слайд 22Принципы взаимодействия с семьей
родители и педагоги являются партнерами в воспитании и
обучении детей;
необходимо единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;
помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.
Слайд 23Принципы работы со взрослыми
отказ от критики участников взаимодействия;
обеспечение свободы мнений в
процессе обсуждения актуальных проблем;
уважение жизненных позиций партнеров;
удовлетворение познавательного интереса партнеров по общению.
Слайд 24Фазы организации продуктивного взаимодействия с семьей
1 фаза. Открытие.
Задачи. Знакомство с
достижением сторон (семьи и дошкольного образовательного учреждения) в сфере воспитания ребенка. Активное восприятие, анализ, оценка.
2 фаза. Прояснение ожиданий.
Задачи. Выяснение семьей и детским садом ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка.
Слайд 25Фазы организации продуктивного взаимодействия с семьей
3 фаза. Согласование.
Задачи. Согласование точек
зрения и прогнозирование развития взаимодействия детского сада и семьи с опорой на ответственность сторон.
4 фаза. Оформление документов.
Задачи. Составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи.
Слайд 26Фазы организации продуктивного взаимодействия с семьей
5 фаза. Проектирование взаимодействия.
Задачи. Совместное
создание программы и плана взаимодействия детского сада и семьи в проблемном поле взаимодействия дошкольников.
6 фаза. Социально - педагогический мониторинг.
Задачи. Постоянное наблюдение за развитием взаимодействия детского сада и семьи (в системах: "родители - дети", "педагоги - дети", "педагоги - родители"). Анализ, оценка полученных результатов, уточнение программы и плана взаимодействия.
Слайд 27Фазы организации продуктивного взаимодействия с семьей
7 фаза. Рефлексия.
Задачи. Критический анализ
и оценка результатов взаимодействия детского сада и семьи, осмысление роли каждого участника процесса в жизни ребенка и друг друга.
Слайд 28Характеристики активности субъектов
осознанность ценностей и смыслов взаимодействия;
разнообразие способов и сфер
взаимодействия педагогов, родителей и детей;
привлечение к взаимодействию других субъектов воспитания (например - специалистов учреждений культуры);
мобильность в решении проблем воспитания ребенка;
творческий потенциал детского сада и семьи, установка на поиск новых форм взаимодействия.
Слайд 29Традиционные формы взаимодействия
вовлечение родителей в культурно-досуговую деятельность (праздники, развлечения, походы);
проведение
выставок продуктов совместной деятельности детей и взрослых;
оформление родительского уголка;
организация обмена опытом воспитания детей в семье (опыт родителей более старших детей группы интересен тем, кому еще только предстоит подойти к проблемам данного возраста);
конференции, семинары, собрания.
Слайд 30Нетрадиционные формы взаимодействия
технология «Портфолио»;
деловые игры;
создание интернет-сайта;
тренинговые занятия и др.