Слайд 1Возможности организации групповой работы учащихся с учетом ведущих каналов восприятия информации.
Выступление
на методическом объединении учителей начальных классов.
Сюгияйнен М.И.
ГБОУ СОШ №58
Приморского района
г.Санкт – Петербурга.
2013г.
Слайд 2 Известно, что информация, воспринимаемая учащимися в процессе обучения, поступает к
ним в виде образов, звуков и ощущений (обоняние, осязание, вкус). Называются эти каналы восприятия – сенсорные системы или модальности восприятия.
Слайд 3«… Если одну и ту же вещь последовательно дать визуалам, аудиалам
и кинестетикам, можно обнаружить, что первые будут ее рассматривать, вторые попросят рассказать о ней, а третьи начнут ее ощупывать» (Ковалев С.В.)
Слайд 4Полноценное взаимодействие учителя с учащимися на уроке возможно только в том
случае, если он владеет техникой изложения материала во всех трех модальностях (многосенсорное обучение).
Слайд 5Данные исследований Майкла и Джона Гриндеров.
Именно эти 27 % ребят чаще
всего испытывают неудачи в учебной деятельности.
Слайд 6Учитывая особенности современной системы обучения, в наиболее выгодном положении находятся левополушарные
аудиалы, которым наиболее комфортно на лекционных занятиях. Кое-какую наглядность используют учителя для визуалов. Однако кинестетикам нечего пощупать, понюхать и попробовать на вкус почти на всех уроках.
Слайд 7 Используя данные о ведущей модальности учащихся, учитель может оптимизировать обучение
за счет использования соответствующих способов подачи учебного материала, опираясь на те навыки, которые развиты у школьников.
Слайд 8Визуал наиболее часто употребляет слова, связанные с деятельностью глаз: «видеть», «показывать»,
«обозревать».
Например, «дайте мне взглянуть»; «хочу показать»; «посмотрите, что я говорю»; «мы понимаем друг друга с полувзгляда»; «ясная картина» и т.д.
Слайд 9Кинестетик предпочитает следующие слова и выражения: «чувствовать»; «ухватывать»; «касаться»; «дайте мне
потрогать (понюхать, попробовать на вкус)»; «почувствуйте, что я говорю»; «мы понимаем друг друга с полужеста (полувздоха)» и т.д.
Слайд 10Аудиала можно узнать по таким словесным признакам: «слушать»; «звучать»; «настраивать»; «оглушить»;
«скрипеть»; «звенеть»; «скрежетать»; «расскажите мне»; «послушайте, что я говорю»; «слишком громко звучит»; «мы понимаем друг друга с полуслова»;
Слайд 11При обучении младших школьников полезно знать, что каждая модальность обладает своими
«сильными» сторонами.
Слайд 12Аудиалы лучше воспринимают выразительную, артистичную подачу материала.
Для них важно, чтобы
ключевые моменты были выделены голосом или паузами.
Для них очень значим ДИАЛОГ, проговаривание или комментирование.
Слайд 13Задания, которые ориентированы на АУДИАЛОВ:
- формулировка в устной форме,
- в парах
(сопоставь,сравни,
объясни,сочини…)
Слайд 14Визуалы лучше воспринимают информацию, если она представлена в виде таблиц, схем,
рисунков или других зрительных образов.
Слайд 15Задания, которые ориентированы на визуалов:
-формулировка в письменной форме,
-яркие карточки,
-индивидуальные ( найди
в тексте ответ,
прочитай и сделай вывод, запиши ответ на вопрос…)
Слайд 16Кинестетики лучше воспринимают информацию собственноручно зафиксированную письменно, в виде схем, моделей.
Слайд 17Задания ориентированные на кинестетиков:
-чёткие инструкции;
-в паре или индивидуально (дай своё определение,
выдвини свою гипотезу, найди другой способ решения…)
Слайд 18На уроке математики.
Возможная схема технологической карты урока, построенная в технологии дифференцированного
обучения.
Слайд 19Сравнительный анализ выполнения задания, ориентированного на различные модальности восприятия.
Центральное место формировании
вычислительных навыков в 3 классе занимает формирование прочных знаний случаев табличного умножения.
Проверка таких навыков проводится традиционно в виде математического диктанта. Большинство учащихся легко справляются с этим. Но есть группа ребят, которым не удается справиться успешно с этими заданиями.
Решила провести математический диктант в III этапа:
Для визуалов;
Для аудиалов,
Для кинестетиков.
И вот результат:
Слайд 20Показатели успешности выполнения математического диктанта, проведенного с учетом модальности восприятия информации.
Слайд 21Почему так разнятся показатели успешности?
В классе обучаются дети с различными модальностями
восприятия.
На уроке контроля чаще всего работа подается в виде текста на доске (или на карточках). Математический диктант чаще всего - с голоса.
Визуалы и аудиалы чувствуют себя «как рыба в воде».
Кинестетики «в чистом виде», т.е. ребята, которые испытывают трудности, т.к. сначала транслируют задание на свою модальность и тем самым теряют время, обычно не успевают и получают результат ниже.
В проведенной работе это наглядно видно.
А когда задание было предложено в соответствующей форме, кинестетики не теряли время на трансляцию и успели. Аудиалы и визуалы восприняли эту форму как игру на материале таблицы умножения.
Поэтому третий показатель выше.
Слайд 22На уроке окружающего мира.
Тема: Правила друзей леса.
Этап: Организация открытия нового знания.
«Закройте
глаза, представьте, что вы травинка. На дворе зима, а вы спите в уютном зернышке под теплым снежным одеялом.
Что вы чувствуете?
Какой сон вы видите?
Слышите ли вы что-нибудь под снегом?
(Учащиеся отвечают на вопросы вслух, не открывая глаз).
Но вот пригрело солнышко, вам стало влажно, душно, тесно в зернышке, захотелось на свежий воздух. Пошевелите плечами, растолкайте землю, выберитесь на поверхность и повернитесь к свету. Как красиво вокруг!
Что вы ощущаете?
Что вы видите вокруг?
Какие звуки вас окружают?
А теперь откройте глаза. Хорошо, что мы люди, а не травинки! Что мы можем сказать тем, кто идет в лес?».
Слайд 23Организация групповой работы учащихся в этой технологии.
Группы полимодальные
Группы мономодальные
На урока закрепления,
обобщения.
На уроках открытия нового.
Визуалы прочитают, увидят, назовут объекты.
Аудиалы объяснят, проанализируют.
Кинестетики сделают выводы, хемы, таблицы.
Слайд 24
Таким образом, многосенсорное обучение, ориентированное на группу учащихся с определенными модальностными
характеристиками, дает им возможность раскрыть свои способности и создает ситуацию успеха, что, в свою очередь, формирует устойчивую учебную мотивацию .
Слайд 25В заключение я хочу предложить вам притчу :
"В одном селении жили
два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении?
И на одном из собраний один мудрец решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее.
На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".