Презентация, доклад Воспитательные возможности различных форм обучения на уроках

Содержание

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования устанавливает серьезные требования к результатам обучения учащихся начальной школы.

Слайд 1Воспитательные возможности различных форм обучения на уроках.
Подготовила: Сильченкова С. С.

Воспитательные возможности различных форм обучения на уроках.Подготовила: Сильченкова С. С.

Слайд 2Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования устанавливает серьезные требования к

результатам обучения учащихся начальной школы. Особо важным является «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности». Реализация данного направления требует применения различных форм организации учебной деятельности на уроке. На традиционном уроке в классе основной формой обучения является фронтальная работа. При такой организации в классе, нет возможности высказаться каждому ученику, а учитель не может контролировать уровень усвоения изучаемого материала, своевременно видеть проблемы каждого, корректировать их. Необходима такая форма организации процесса обучения, которая позволит активное участие каждого школьника в обсуждении, контроле, оценке, планировании, рефлексии.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования устанавливает серьезные требования к результатам обучения учащихся начальной школы.

Слайд 3По определению А.К.Дусавицкого следует применять

на уроке в начальной школе такие основные формы:
- фронтальная работа - групповая работа
- парная работа
- индивидуальная работа
По определению А.К.Дусавицкого следует применять

Слайд 5С фронтальной работой каждый учитель знаком очень хорошо и умеет ее

организовывать. Использование фронтальной работы приемлемо при рефлексии, при определении той или иной общей для всего ученического коллектива учебной задачи, при коллективном планировании или моделировании процесса сложного исследования, в начале обучения универсальным учебным действиям, при выполнении роли связки между остальными формами учебной деятельности.
С фронтальной работой каждый учитель знаком очень хорошо и умеет ее организовывать.	 Использование фронтальной работы приемлемо при

Слайд 6Индивидуальная форма предполагает работу над единым или различными заданиями вне контактов

с одноклассниками и при опосредованном руководстве учителя, т.е. это самостоятельная деятельность ученика.
Индивидуальная форма предполагает работу над единым или различными заданиями вне контактов с одноклассниками и при опосредованном руководстве

Слайд 7Групповая форма предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся

(2-6 человек) при их сотрудничестве внутри групп и при опосредованном руководстве учителя. Работа в этом случае строится на принципе самоуправления и самоконтроля. Групповая работа может быть организована как работа в парах или работа в микрогруппах.
Групповая форма предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся (2-6 человек) при их сотрудничестве внутри

Слайд 8Следует заметить, что в 1-2 классах следует мотивировать учащихся к работе

в группах. В 3-4 классах способствовать переходу к индивидуальной форме. В течение первых двух лет нужно научиться сотрудничеству, умению высказать свою точку зрения, умению анализировать, выполнять аналитическую работу, давать оценку своим товарищам. Когда ребёнок научится этому в коллективе, он должен перенести это умение на индивидуальную учебную, а потом любую деятельность.
Следует заметить, что в 1-2 классах следует мотивировать учащихся к работе в группах. В 3-4 классах способствовать

Слайд 9Коллективно-распределительная деятельность реализуется через групповую и парную работу, так как в

процессе взаимодействия между школьниками происходит распределение ролей при решении учебной задачи. Такая совместная деятельность способствует развитию творческой личности и развитию ребенка вообще. Она решает несколько задач (по Д.Джонсону):
- понимание каждым учащимся того, что он не сможет достичь успеха один, если успеха не достигнут остальные;
- развитие коммуникативных способностей, умения помогать друг другу в выполнении задач как учебных, так и жизненных;
- воспитание ответственности за персональный вклад в коллективный результат;
- формирование действия самооценки и взаимооценки при подведении итога результатов работы всего коллектива и своего собственного.
Коллективно-распределительная деятельность реализуется через групповую и парную работу, так как в процессе взаимодействия между школьниками происходит распределение

Слайд 10Возможны следующие ролевые функции членов группы:
а) «планировщик» - исследует условия задачи

и планирует попытки решения;
б) «исполнитель» - осуществляет попытки решения, ведет запись вариантов решения учебной задачи;
в) «критик», «контролер» - выполняет аналитические действия: проверяет и оценивает все высказывания и решения, подвергает их сомнению, разворачивая аргументацию и основания своей оценки;
г) «командир», «ведущий» - распределяет роли до начала решения, координирует действия всех членов группы, вызывает рефлексивную активность участников группы, осуществляет презентацию результатов работы группы.
При малом наполнении групп один ученик на себя берёт две функции. В ходе работы учащиеся могут меняться ролями.
Возможны следующие ролевые функции членов группы:а) «планировщик» - исследует условия задачи и планирует попытки решения;б) «исполнитель» -

Слайд 11Групповая работа нацелена на решение задач поискового, исследовательского характера. Те знания

становятся крепкими и важными, которые добываешь сам. Правила работы должны быть выработаны учителем и учащимися вместе, а потом уже им дается возможность самим организовывать совместную деятельность.
Алгоритм работы в группе. 1.Займите места в группе. 2.Распределите роли. 3.Ведущий проговаривает задание, все его контролируют. 4.Выполнение задания. 5.Проверка понимания выполненного всеми членами группы. 6.Подготовка вопросов по теме другим группам. 7.Подготовка презентации работы группы. 8.Сообщение о завершении работы.
Групповая работа нацелена на решение задач поискового, исследовательского характера. Те знания становятся крепкими и важными, которые добываешь

Слайд 12Результат коллективной работы должен быть выполнен на листе шрифтом, который будет виден

на доске каждому ученику класса. После презентации должна быть организована учебная дискуссия, в ходе которой должны быть обсуждены все важные стороны исследуемого вопроса. Если результаты у всех групп положительные или одинаковые, достаточно выслушать результаты одной группы, а остальным учащиеся дать общую оценку, высказать замечания, задать вопросы «на выяснение понимания исследуемой учебной задачи». Если результаты положительные, правильные и неправильные, следует начать со вторых, Анализируя работу, отвечая на вопросы других групп, учащиеся сами приходят к правильному результату. Если все группы не пришли к положительному результату, следует предложить правильное решение учебной задачи для анализа, чтобы учащиеся, исследуя его, поняли причину ошибки.
Результат коллективной работы должен быть выполнен на листе шрифтом, который	будет виден на доске каждому ученику класса. После

Слайд 13Большое значение в результативности групповой работы имеет оценивание. На первом этапе

рекомендуется давать оценку умению сотрудничать, позже добавить результативность, потом умение «придумывать» аналитические вопросы.
Виды оценочных листов.
1. Я оцениваю мою работу в группе

Большое значение в результативности групповой работы имеет оценивание. На первом этапе рекомендуется давать оценку умению сотрудничать, позже

Слайд 142. Общая оценка работы группы.

2. Общая оценка работы группы.

Слайд 153. Мы оцениваем работу другой группы.

3. Мы оцениваем работу другой группы.

Слайд 16Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Это связано с

тем, что средой зарождения и вынашивания инициативного поведения в познавательной сфере является группа равных, сверстников, совместно решающих задачу. В процессе совместной учебной деятельности учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса.
Групповая работа младших школьников предполагает свои правила. При организации групповой работы нельзя принуждать детей работать в группе или высказывать неудовольствие. Позднее нужно выяснить причину отказа от работы. Совместная работа не должна быть очень продолжительной (желательно не превышать 10 — 15 минут), так как участники утомляются и эффективность работы снижается. Не нужно требовать соблюдения тишины, так как дети взаимодействуют друг с другом, что предполагает речевое общение. Но следует специально обучать детей правилам работы в группах, умению вести культурный диалог, регулировать уровень громкости голоса и др. При этом нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.


Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Это связано с тем, что средой зарождения и вынашивания

Слайд 17Одной из групповых форм обучения является работа в паре. На уроках

в начальной школе эффективно может использоваться работа в статических, динамических, вариационных парах.
Статическая пара — взаимодействие сидящих за одной партой учеников.
Динамическая пара — работа в малой группе, состоящей из 4 человек. Для выполнения задания объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.
Вариационная пара — работа в малой группе, состоящей из четного количества учеников, которые садятся вместе или встают в круг. Каждый взаимодействует то с левым, то с правым соседом. После работы с одним соседом и обмена карточками — поворот к новому соседу. И так до тех пор, пока к ученику не вернется его карточка.
Одной из групповых форм обучения является работа в паре. На уроках в начальной школе эффективно может использоваться

Слайд 18 В парах или группах учащиеся могут выполнять различные виды деятельности

и типы заданий:
1. Взаимоконтроль и взаимоопрос. Учащиеся могут:
— проверить друг у друга выполнение устного или письменного
задания;
— задать друг другу вопросы по изученной теме или прочитанному тексту;
— сравнить свой вариант выполнения задания с вариантами,
предложенными другими учениками.
2. Взаимная оценка. Учащиеся могут:
— проанализировать работу своего товарища;
— оценить работу товарища по заданным критериям.

В парах или группах учащиеся могут выполнять различные виды деятельности и типы заданий: 1. Взаимоконтроль и

Слайд 193. Взаимообучение, взаимопомощь, совместное выполнение заданий. Учащиеся могут:
— поочередно выполнять

задание, комментируя свои действия;
— объяснить друг другу, как выполняется конкретное упражнение;
— объяснить друг другу способ действия, который используется
при выполнении данного вида упражнений;
— оказать помощь своему товарищу;
— продиктовать друг другу заданный материал (буквы, слова,
тексты, математические выражения и т.п.);
— совместно выполнить практическое задание, в том числе используя разделение труда (сделать поделку, нарисовать общий
рисунок, выполнить измерения и т.п.);
— совместно провести опыты;
— пересказать друг другу текст;
— составить план работы.
4. Обсуждение проблем, совместное выполнение творческих заданий. Учащиеся могут:
— обсудить и сформулировать новый способ действия;
— обсудить проблемный вопрос;
— провести дискуссию по проблеме;
— составить или преобразовать алгоритм, модель;
— обсудить способ выполнения творческого, продуктивного задания и выполнить его;
— выполнить исследовательское задание;
— обнаружить ошибки в выполненном задании и исправить их.
5. Совместные игры, диалоги, драматизации. Учащиеся могут:
— играть в дидактическую, ролевую или подвижную игру;
— распределить роли и участвовать в драматизации;
— прочитать текст по ролям или инсценировать его;
— участвовать в диалоге на заданную тему.
Возможно использование и других вариантов парной и групповой работы с учетом специфики учебного предмета.

3. Взаимообучение, взаимопомощь, совместное выполнение заданий. Учащиеся могут: — поочередно выполнять задание, комментируя свои действия; — объяснить

Слайд 20Примеры заданий для парной и групповой работы

Примеры заданий для парной и групповой работы

Слайд 211. Работа в паре, предполагающая взаимоконтроль.
Обучение грамоте. 1 кл

1. Работа в паре, предполагающая взаимоконтроль. Обучение грамоте. 1 кл

Слайд 22Русский язык. 3 кл.

Русский язык. 3 кл.

Слайд 23Математика. 2 кл.,
Учитель предлагает детям поочередно называть примеры. Один называет

пример, а другой его контролирует, выполняя необходимые вычисления вслух. Например, первый ученик читает пример 6 + 6, второй ученик называет пример 12 — 5. Первый ученик доказывает, что это правильно: 6 + 6 = 12 и т.д.
Математика. 2 кл., Учитель предлагает детям поочередно называть примеры. Один называет пример, а другой его контролирует, выполняя

Слайд 242. Сравнение своего варианта выполнения задания с вариантами, предложенными другими учениками

в паре или в микрогруппе.
Математика. 1 кл.,
2. Сравнение своего варианта выполнения задания с вариантами, предложенными другими учениками в паре или в микрогруппе. Математика.

Слайд 25Окружающий мир. 2 кл

Окружающий мир. 2 кл

Слайд 263. Взаимные диктанты в паре.

Русский язык. 3 кл.,
3. Взаимные диктанты в паре.

Слайд 274. Совместное выполнение заданий в паре или микрогруппе. Обучение грамоте 1

кл.,
4. Совместное выполнение заданий в паре или микрогруппе. Обучение грамоте 1 кл.,

Слайд 28Литературное чтение.

Литературное чтение.

Слайд 295. Совместное обсуждение проблемы в паре или микрогруппе.
Русский язык. 3

кл.
5. Совместное обсуждение проблемы в паре или микрогруппе. Русский язык. 3 кл.

Слайд 30Окружающий мир. 3 кл.

Окружающий мир. 3 кл.

Слайд 316. Совместная игра.

Обучение грамоте. 1 кл.,
6. Совместная игра.

Слайд 32Русский язык. 2 кл.,

Русский язык. 2 кл.,

Слайд 337. Диалоги и драматизации (выполнение ролей), чтение по
ролям.

Обучение грамоте. 1 кл.,
7. Диалоги и драматизации (выполнение ролей), чтение по ролям.

Слайд 34Окружающий мир. 2 кл.,

Окружающий мир. 2 кл.,

Слайд 358. Взаимообучение.

Окружающий мир. 1 кл
8. Взаимообучение.              Окружающий мир.

Слайд 369. Совместное проведение опытов.

Окружающий мир. 3 кл.,
9. Совместное проведение опытов.         Окружающий мир. 3 кл.,

Слайд 3710. Совместное создание иллюстрации к заданному эпизоду
текста.

Литературное чтение.
10. Совместное создание иллюстрации к заданному эпизоду текста.

Слайд 3811. Совместное изготовление поделок, составление композиций, организация выставок изделий
Технология.

11. Совместное изготовление поделок, составление композиций, организация выставок изделийТехнология.

Слайд 40Учитель может использовать содержательную дифференциацию, при которой детям предлагаются разноуровневые задания.

Содержание заданий может различаться по уровню творчества, по уровню трудности, по объему .
Дифференциация по уровню творчества предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). В зависимости от уровня обучаемости дети могут выполнять либо репродуктивное задание, либо задание с элементами творчества, в котором нужно применить знания в измененной ситуации, либо творческое задание на применение знаний в новой ситуации. Дифференциация по уровню трудности предполагает усложнение заданий для наиболее подготовленных учащихся, например усложнение предлагаемого материала (математического, лингвистического и т.п.), увеличение количества выполняемых операций, усложнение условий применения знаний и др. Дифференциация по обьему подразумевает, что кроме основного задания учащимся предлагается аналогичное дополнительное задание, которое выполняют только те, кто быстро выполнил основное задание.

Учитель может использовать содержательную дифференциацию, при которой детям предлагаются разноуровневые задания. Содержание заданий может различаться по уровню

Слайд 41Разноуровневые задания целесообразно предлагать на выбор учащимся. Это позволяет им оценивать

собственные возможности в выполнении задания и способствует формированию у них такого важнейшего УУД, как прогностическая самооценка.
Разноуровневые задания целесообразно предлагать на выбор учащимся. Это позволяет им оценивать собственные возможности в выполнении задания и

Слайд 42Примеры разноуровневых заданий

Примеры разноуровневых заданий

Слайд 43Пример 1. Обучение грамоте. Дифференциация по уровню творчества.
1 группа

Отметить точками все
знакомые гласные в словах (дается текст из детского журнала или списанных старых учебников для чтения)
2 группа
Подобрать слова к заданному набору гласных:
А АА АИ ОООО (мак, каша, раки, молоко)
3 группа
Заменяя в слове по одной букве, получить цепочку новых слов: зайка — майка — ..., ...,

Пример 1. Обучение грамоте. Дифференциация по уровню творчества. 1 группа

Слайд 44Пример 2. Обучение письму. Дифференциация по уровню трудности.
1 группа. Запишите

слова письменными буквами, подчеркните букву Щ (инструкция устная). Детям даются карточки со словами:
щука, лещ, щит, борщ, роща
2 группа. Прочитай. Выпиши слова с буквой Щ.
щегол, чудо, щавель, пищит, кошка, щенок
3 группа. Сейчас я покажу слова. Вам нужно будет их запомнить, а потом по памяти записать в прописи. Приготовьте «фотоаппаратики».
ЩЕГОЛ ЩУКА ЩИ ЩАВЕЛЬ ЩЕНОК ЩИТ

Пример 2. Обучение письму. Дифференциация по уровню трудности. 1 группа. Запишите слова письменными буквами, подчеркните букву Щ

Слайд 45Пример 3. Русский язык.

Дифференциация по уровню трудности. 1 группа. Спишите, определите число имен существительных:
дорога, картина, помидоры, яблоки, молоток, месяц, магазины, орех,
стекло, песок. 2 группа. Спишите, определите число имен существительных: Мы шли по дороге к роще. Вот к березке подлетели сороки. Дятел
застучал клювом по осинке. Грачи важно расхаживали по пашне. 3 группа. Выпишите только те предложения, в которых есть имена существительные, которые не употребляются в единственном числе.
Определите число всех существительных в этих предложениях: 1) Солнце светит ярко. 2) Наша кошка очень любит сливки. 3) Все ребята во дворе играли в прятки. 4) Тёмные тучи обложили небо. 5) Мы с сестрой купили бабушке новые очки.
Пример 3. Русский язык.

Слайд 46В большинстве учебников, соответствующих требованиям ФГОС, содержатся задания не только базового,

но и повышенного уровня. Более трудные задания обычно отмечаются специальным знаком( звёздочка, значки «Трудное задание», «Интеллектуальный марафон» и т.п.)Такие задания могут использоваться для организации дифференцированной работы.
В большинстве учебников, соответствующих требованиям ФГОС, содержатся задания не только базового, но и повышенного уровня. Более трудные

Слайд 47Правильная организация учебной деятельности на уроке способствует развитию творческого потенциала школьника,

создает основу для самостоятельного успешного усвоения им новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, формированию активной жизненной позиции.
Правильная организация учебной деятельности на уроке способствует развитию творческого потенциала школьника, создает основу для самостоятельного успешного усвоения

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть