Слайд 1Воспитательные возможности различных форм обучения на уроках.
Подготовила: Сильченкова С. С.
Слайд 2Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования устанавливает серьезные требования к
результатам обучения учащихся начальной школы. Особо важным является «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности». Реализация данного направления требует применения различных форм организации учебной деятельности на уроке. На традиционном уроке в классе основной формой обучения является фронтальная работа. При такой организации в классе, нет возможности высказаться каждому ученику, а учитель не может контролировать уровень усвоения изучаемого материала, своевременно видеть проблемы каждого, корректировать их. Необходима такая форма организации процесса обучения, которая позволит активное участие каждого школьника в обсуждении, контроле, оценке, планировании, рефлексии.
Слайд 3По определению А.К.Дусавицкого следует применять
на уроке в начальной школе такие основные формы:
- фронтальная работа - групповая работа
- парная работа
- индивидуальная работа
Слайд 5С фронтальной работой каждый учитель знаком очень хорошо и умеет ее
организовывать. Использование фронтальной работы приемлемо при рефлексии, при определении той или иной общей для всего ученического коллектива учебной задачи, при коллективном планировании или моделировании процесса сложного исследования, в начале обучения универсальным учебным действиям, при выполнении роли связки между остальными формами учебной деятельности.
Слайд 6Индивидуальная форма предполагает работу над единым или различными заданиями вне контактов
с одноклассниками и при опосредованном руководстве учителя, т.е. это самостоятельная деятельность ученика.
Слайд 7Групповая форма предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся
(2-6 человек) при их сотрудничестве внутри групп и при опосредованном руководстве учителя. Работа в этом случае строится на принципе самоуправления и самоконтроля. Групповая работа может быть организована как работа в парах или работа в микрогруппах.
Слайд 8Следует заметить, что в 1-2 классах следует мотивировать учащихся к работе
в группах. В 3-4 классах способствовать переходу к индивидуальной форме. В течение первых двух лет нужно научиться сотрудничеству, умению высказать свою точку зрения, умению анализировать, выполнять аналитическую работу, давать оценку своим товарищам. Когда ребёнок научится этому в коллективе, он должен перенести это умение на индивидуальную учебную, а потом любую деятельность.
Слайд 9Коллективно-распределительная деятельность реализуется через групповую и парную работу, так как в
процессе взаимодействия между школьниками происходит распределение ролей при решении учебной задачи. Такая совместная деятельность способствует развитию творческой личности и развитию ребенка вообще. Она решает несколько задач (по Д.Джонсону):
- понимание каждым учащимся того, что он не сможет достичь успеха один, если успеха не достигнут остальные;
- развитие коммуникативных способностей, умения помогать друг другу в выполнении задач как учебных, так и жизненных;
- воспитание ответственности за персональный вклад в коллективный результат;
- формирование действия самооценки и взаимооценки при подведении итога результатов работы всего коллектива и своего собственного.
Слайд 10Возможны следующие ролевые функции членов группы:
а) «планировщик» - исследует условия задачи
и планирует попытки решения;
б) «исполнитель» - осуществляет попытки решения, ведет запись вариантов решения учебной задачи;
в) «критик», «контролер» - выполняет аналитические действия: проверяет и оценивает все высказывания и решения, подвергает их сомнению, разворачивая аргументацию и основания своей оценки;
г) «командир», «ведущий» - распределяет роли до начала решения, координирует действия всех членов группы, вызывает рефлексивную активность участников группы, осуществляет презентацию результатов работы группы.
При малом наполнении групп один ученик на себя берёт две функции. В ходе работы учащиеся могут меняться ролями.
Слайд 11Групповая работа нацелена на решение задач поискового, исследовательского характера. Те знания
становятся крепкими и важными, которые добываешь сам. Правила работы должны быть выработаны учителем и учащимися вместе, а потом уже им дается возможность самим организовывать совместную деятельность.
Алгоритм работы в группе. 1.Займите места в группе. 2.Распределите роли. 3.Ведущий проговаривает задание, все его контролируют. 4.Выполнение задания. 5.Проверка понимания выполненного всеми членами группы. 6.Подготовка вопросов по теме другим группам. 7.Подготовка презентации работы группы. 8.Сообщение о завершении работы.
Слайд 12Результат коллективной работы должен быть выполнен на листе шрифтом, который будет виден
на доске каждому ученику класса. После презентации должна быть организована учебная дискуссия, в ходе которой должны быть обсуждены все важные стороны исследуемого вопроса. Если результаты у всех групп положительные или одинаковые, достаточно выслушать результаты одной группы, а остальным учащиеся дать общую оценку, высказать замечания, задать вопросы «на выяснение понимания исследуемой учебной задачи». Если результаты положительные, правильные и неправильные, следует начать со вторых, Анализируя работу, отвечая на вопросы других групп, учащиеся сами приходят к правильному результату. Если все группы не пришли к положительному результату, следует предложить правильное решение учебной задачи для анализа, чтобы учащиеся, исследуя его, поняли причину ошибки.
Слайд 13Большое значение в результативности групповой работы имеет оценивание. На первом этапе
рекомендуется давать оценку умению сотрудничать, позже добавить результативность, потом умение «придумывать» аналитические вопросы.
Виды оценочных листов.
1. Я оцениваю мою работу в группе
Слайд 153. Мы оцениваем работу другой группы.
Слайд 16Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Это связано с
тем, что средой зарождения и вынашивания инициативного поведения в познавательной сфере является группа равных, сверстников, совместно решающих задачу. В процессе совместной учебной деятельности учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса.
Групповая работа младших школьников предполагает свои правила. При организации групповой работы нельзя принуждать детей работать в группе или высказывать неудовольствие. Позднее нужно выяснить причину отказа от работы. Совместная работа не должна быть очень продолжительной (желательно не превышать 10 — 15 минут), так как участники утомляются и эффективность работы снижается. Не нужно требовать соблюдения тишины, так как дети взаимодействуют друг с другом, что предполагает речевое общение. Но следует специально обучать детей правилам работы в группах, умению вести культурный диалог, регулировать уровень громкости голоса и др. При этом нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.
Слайд 17Одной из групповых форм обучения является работа в паре. На уроках
в начальной школе эффективно может использоваться работа в статических, динамических, вариационных парах.
Статическая пара — взаимодействие сидящих за одной партой учеников.
Динамическая пара — работа в малой группе, состоящей из 4 человек. Для выполнения задания объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.
Вариационная пара — работа в малой группе, состоящей из четного количества учеников, которые садятся вместе или встают в круг. Каждый взаимодействует то с левым, то с правым соседом. После работы с одним соседом и обмена карточками — поворот к новому соседу. И так до тех пор, пока к ученику не вернется его карточка.
Слайд 18 В парах или группах учащиеся могут выполнять различные виды деятельности
и типы заданий:
1. Взаимоконтроль и взаимоопрос. Учащиеся могут:
— проверить друг у друга выполнение устного или письменного
задания;
— задать друг другу вопросы по изученной теме или прочитанному тексту;
— сравнить свой вариант выполнения задания с вариантами,
предложенными другими учениками.
2. Взаимная оценка. Учащиеся могут:
— проанализировать работу своего товарища;
— оценить работу товарища по заданным критериям.
Слайд 193. Взаимообучение, взаимопомощь, совместное выполнение заданий. Учащиеся могут:
— поочередно выполнять
задание, комментируя свои действия;
— объяснить друг другу, как выполняется конкретное упражнение;
— объяснить друг другу способ действия, который используется
при выполнении данного вида упражнений;
— оказать помощь своему товарищу;
— продиктовать друг другу заданный материал (буквы, слова,
тексты, математические выражения и т.п.);
— совместно выполнить практическое задание, в том числе используя разделение труда (сделать поделку, нарисовать общий
рисунок, выполнить измерения и т.п.);
— совместно провести опыты;
— пересказать друг другу текст;
— составить план работы.
4. Обсуждение проблем, совместное выполнение творческих заданий. Учащиеся могут:
— обсудить и сформулировать новый способ действия;
— обсудить проблемный вопрос;
— провести дискуссию по проблеме;
— составить или преобразовать алгоритм, модель;
— обсудить способ выполнения творческого, продуктивного задания и выполнить его;
— выполнить исследовательское задание;
— обнаружить ошибки в выполненном задании и исправить их.
5. Совместные игры, диалоги, драматизации. Учащиеся могут:
— играть в дидактическую, ролевую или подвижную игру;
— распределить роли и участвовать в драматизации;
— прочитать текст по ролям или инсценировать его;
— участвовать в диалоге на заданную тему.
Возможно использование и других вариантов парной и групповой работы с учетом специфики учебного предмета.
Слайд 20Примеры заданий для парной и групповой работы
Слайд 211. Работа в паре, предполагающая взаимоконтроль.
Обучение грамоте. 1 кл
Слайд 23Математика. 2 кл.,
Учитель предлагает детям поочередно называть примеры. Один называет
пример, а другой его контролирует, выполняя необходимые вычисления вслух. Например, первый ученик читает пример 6 + 6, второй ученик называет пример 12 — 5. Первый ученик доказывает, что это правильно: 6 + 6 = 12 и т.д.
Слайд 242. Сравнение своего варианта выполнения задания с вариантами, предложенными другими учениками
в паре или в микрогруппе.
Математика. 1 кл.,
Слайд 263. Взаимные диктанты в паре.
Русский язык. 3 кл.,
Слайд 274. Совместное выполнение заданий в паре или микрогруппе. Обучение грамоте 1
кл.,
Слайд 295. Совместное обсуждение проблемы в паре или микрогруппе.
Русский язык. 3
кл.
Слайд 316. Совместная игра.
Обучение грамоте. 1 кл.,
Слайд 337. Диалоги и драматизации (выполнение ролей), чтение по
ролям.
Обучение грамоте. 1 кл.,
Слайд 358. Взаимообучение.
Окружающий мир. 1 кл
Слайд 369. Совместное проведение опытов.
Окружающий мир. 3 кл.,
Слайд 3710. Совместное создание иллюстрации к заданному эпизоду
текста.
Литературное чтение.
Слайд 3811. Совместное изготовление поделок, составление композиций, организация выставок изделий
Технология.
Слайд 40Учитель может использовать содержательную дифференциацию, при которой детям предлагаются разноуровневые задания.
Содержание заданий может различаться по уровню творчества, по уровню трудности, по объему .
Дифференциация по уровню творчества предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). В зависимости от уровня обучаемости дети могут выполнять либо репродуктивное задание, либо задание с элементами творчества, в котором нужно применить знания в измененной ситуации, либо творческое задание на применение знаний в новой ситуации. Дифференциация по уровню трудности предполагает усложнение заданий для наиболее подготовленных учащихся, например усложнение предлагаемого материала (математического, лингвистического и т.п.), увеличение количества выполняемых операций, усложнение условий применения знаний и др. Дифференциация по обьему подразумевает, что кроме основного задания учащимся предлагается аналогичное дополнительное задание, которое выполняют только те, кто быстро выполнил основное задание.
Слайд 41Разноуровневые задания целесообразно предлагать на выбор учащимся. Это позволяет им оценивать
собственные возможности в выполнении задания и способствует формированию у них такого важнейшего УУД, как прогностическая самооценка.
Слайд 43Пример 1. Обучение грамоте. Дифференциация по уровню творчества.
1 группа
Отметить точками все
знакомые гласные в словах (дается текст из детского журнала или списанных старых учебников для чтения)
2 группа
Подобрать слова к заданному набору гласных:
А АА АИ ОООО (мак, каша, раки, молоко)
3 группа
Заменяя в слове по
одной букве, получить
цепочку новых слов:
зайка — майка — ..., ...,
Слайд 44Пример 2. Обучение письму. Дифференциация по уровню трудности.
1 группа. Запишите
слова письменными буквами, подчеркните букву Щ (инструкция устная). Детям даются карточки со словами:
щука, лещ, щит, борщ, роща
2 группа. Прочитай. Выпиши слова с буквой Щ.
щегол, чудо, щавель, пищит, кошка, щенок
3 группа. Сейчас я покажу слова. Вам нужно будет их запомнить, а потом по памяти записать в прописи. Приготовьте «фотоаппаратики».
ЩЕГОЛ ЩУКА ЩИ ЩАВЕЛЬ ЩЕНОК ЩИТ
Слайд 45Пример 3. Русский язык.
Дифференциация по уровню трудности. 1 группа. Спишите, определите число имен существительных:
дорога, картина, помидоры, яблоки, молоток, месяц, магазины, орех,
стекло, песок. 2 группа. Спишите, определите число имен существительных: Мы шли по дороге к роще. Вот к березке подлетели сороки. Дятел
застучал клювом по осинке. Грачи важно расхаживали по пашне. 3 группа. Выпишите только те предложения, в которых есть имена существительные, которые не употребляются в единственном числе.
Определите число всех существительных в этих предложениях: 1) Солнце светит ярко. 2) Наша кошка очень любит сливки. 3) Все ребята во дворе играли в прятки. 4) Тёмные тучи обложили небо. 5) Мы с сестрой купили бабушке новые очки.
Слайд 46В большинстве учебников, соответствующих требованиям ФГОС, содержатся задания не только базового,
но и повышенного уровня. Более трудные задания обычно отмечаются специальным знаком( звёздочка, значки «Трудное задание», «Интеллектуальный марафон» и т.п.)Такие задания могут использоваться для организации дифференцированной работы.
Слайд 47Правильная организация учебной деятельности на уроке способствует развитию творческого потенциала школьника,
создает основу для самостоятельного успешного усвоения им новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, формированию активной жизненной позиции.