Презентация, доклад Виды и признаки дисграфии. Пути ее коррекции на уроках русского языка

Содержание

Процесс письмаРечезрительныйанализаторДвигательный анализаторРечедвигательныйанализаторРечеслуховой анализаторпомогает осуществлять проговариваниепомогает произвести отбор нужного звукаучаствует в подборе нужных буквпомогает осуществлять движения мелких мышц кистисогласованная работа различных анализаторов

Слайд 1 Виды и признаки дисграфии. Пути её корекции на уроках русского языка


Выполнила: Галсанова Б.А.
учитель начальных классов
МБОУ «КСОШ№2»

Виды и признаки дисграфии. Пути её корекции на уроках русского языка

Слайд 2Процесс письма
Речезрительный
анализатор
Двигательный
анализатор
Речедвигательный
анализатор
Речеслуховой
анализатор
помогает осуществлять проговаривание
помогает произвести отбор нужного звука
участвует в

подборе нужных букв

помогает осуществлять движения мелких мышц кисти

согласованная работа различных анализаторов

Процесс письмаРечезрительныйанализаторДвигательный анализаторРечедвигательныйанализаторРечеслуховой анализаторпомогает осуществлять проговариваниепомогает произвести отбор нужного звукаучаствует в подборе нужных буквпомогает осуществлять движения мелких

Слайд 3Дисграфия
- частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках.

Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках.

Слайд 4Дисграфические ошибки:
Стойкие

Сохраняются в течение многих месяцев

Повторяются

Обусловлены несформированностью
высших психических процессов


Дисграфические ошибки:СтойкиеСохраняются в течение многих месяцевПовторяются Обусловлены несформированностью высших психических процессов

Слайд 5ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИСГРАФИИ
Недостаток развития всех категорий устной речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие,

лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
Недостаточное развитие или повреждение мозга ребёнка во время беременности, при рождении и в период после рождения, а также истощение нервной системы. К таким патологиям можно отнести: травмы при родах, асфиксию, менингит, энцефалит, инфекционные и соматические заболевания.
Социально-психологические причины. Например, если ребёнок растёт в семье, где разговаривают на нескольких языках, в случае дефицита разговорного общения, если речи малыша не уделяется должного внимания со стороны взрослых, преждевременная подготовка ребёнка к обучению в тот период, когда он к этому не готов.
Предрасположенность или задержка в психическом развитии.
Во взрослом возрасте дисграфия может возникнуть вследствие травм головы или органических поражений.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИСГРАФИИНедостаток развития всех категорий устной речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматической стороны речи, связной речи.Недостаточное развитие

Слайд 6КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИИ. 1. Артикуляторно-акустическая дисграфия

Обусловлена нарушениями звукопроизношения. Ребенок пишет с внутренним проговариванием, т. е. у него нет опоры на правильную артикуляцию. Это происходит в том случае, когда косноязычие в устной речи не изжито на момент обучения письму. На письме это выражается в заменах и пропусках букв, соответствующих дефекту устной речи.



КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИИ.  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия

Слайд 71. Артикуляторно-акустическая дисграфия Пример:
До тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение,

заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия  Пример:  До тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма

Слайд 82.Акустическая дисграфия
Эта форма дисграфии проявляется

в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Списывает учащийся без ошибок!
На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие:
звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),
свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.)
ё путают с ю, о с у
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
2.Акустическая дисграфия      Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким

Слайд 9 2.Акустическая дисграфия Пример:

2.Акустическая дисграфия Пример:

Слайд 103. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Пропускает буквы

и слоги (моко – вместо молоко)
Меняет местами буквы и (или) слоги (турба вместо труба)
Не пишет окончания (целы_ вместо целый)
Пишет лишние буквы в слове (местровые вместо метровые)
Повторяет буквы и (или) слоги (зарарастёт)
Смешивает слоги из разных слов (сидит нади ване)
Слитное написание предлогов (настуле)
Раздельное написание приставок (на шла).
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Пропускает буквы и слоги (моко – вместо молоко)Меняет

Слайд 11

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Пример:
Дисграфия на почве

Слайд 124.Аграмматическая дисграфия
Как правило, выявляется

после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также когда ребенок обучается на неродном языке.

4.Аграмматическая дисграфия       Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует

Слайд 135. Оптическая дисграфия


В

основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).

5. Оптическая дисграфия        В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность

Слайд 14Чаще дисграфия бывает смешанной, когда в письменных работах ребенка встречаются разые

виды дисграфических ошибок.
Чаще дисграфия бывает смешанной, когда в письменных работах ребенка встречаются разые виды дисграфических ошибок.

Слайд 15Профилактика и коррекция дисграфии

Профилактика и коррекция дисграфии

Слайд 16Ребусы
«Делу время, потехе – час».

Ребусы«Делу время, потехе – час».

Слайд 17Зашифрованное слово

Зашифрованное слово

Слайд 18Найди правильную букву

Найди правильную букву

Слайд 19«Спрятанные слова»

Какие слова здесь спрятались? Запиши их в клетках. Придумай предложения

с каждым из слов.

«Найди все слова в цепочке»
 

«Составь слова»

к, о, с (сок) е, р, о, м (море)
у, д, б (дуб) ш, а, к, а (каша)
м, р, и (мир) а, к, у, р (рука)
т, о, р (рот) б, о, н, е (небо)
ы, с, р (сыр) а, с, о, к (коса)
д, м, ы (дым) д, а, в, о (вода)

«Спрятанные слова»Какие слова здесь спрятались? Запиши их в клетках. Придумай предложения с каждым из слов.«Найди все слова

Слайд 20Положи круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в

нижнем левом углу квадрат и т. д.
«Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу)
Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).

Ориентировка на листе

Положи круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т.

Слайд 21Корректурная правка
Взять книгу, которую ребенок до

этого никогда не читал. Текст должен быть напечатан средним шрифтом. Дать задание подчеркнуть в тексте какую-нибудь одну букву, например, «А» или «О». Начинать нужно с одной буквы. Упражнение должно выполняться не более пяти минут ежедневно. Через пять дней можно перейти к усложнению задания. Например, ребёнок должен одну букву «А» подчёркивать, а следующую зачёркивать или обводить. Затем нужно предложить ему отмечать парные буквы, которые имеют некоторое сходство (г/д, у/ю, д/б, п/т, п/р, м/л).

Корректурная правка     Взять книгу, которую ребенок до этого никогда не читал. Текст должен

Слайд 22Пишем вслух
Чрезвычайно важный и ничем не

заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
В данном случае слабые доли — это звуки, которым при устной речи не уделяется внимания, например, мы произносим «лошка» («ложка») или «на стале стаяла чашка с малаком» (на столе стояла чашка с молоком). Именно эти «ошибки» ребёнок должен подчеркнуть. Также очень важно дописывать и чётко проговаривать окончания всех слов.
Пишем вслух     Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается

Слайд 23Лабиринты
Это игровое упражнение способствует развитию крупной

моторики, т. е. движений рук и предплечья, а также внимания. Ребёнок должен проводить непрерывную линию, при этом важно, чтобы он менял положение руки, а не поворачивал лист бумаги, на котором изображён рисунок.

Лабиринты     Это игровое упражнение способствует развитию крупной моторики, т. е. движений рук и

Слайд 24

«Пропущенные буквы» Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах.  Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.  Например:



Слайд 25Морской бой
Прочитай шифр и напиши слова.
А1Г3 –

Г2А4Д3 –
Д1Б2 – Б3Д2 –
Г4Д4 - Б4А2 –

А1Г3 – фартук Г2А4Д3 – ракушка
Д1Б2 – сундук Б3Д2 – утюг
Г4Д4 - обруч Б4А2 – свитер

Морской бойПрочитай шифр и напиши слова.А1Г3 –	      Г2А4Д3 –Д1Б2 –

Слайд 26Тексты без границ слов
Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно
Белки.
Душистойсмолойпахнетбор.Устаройсосныпрыгаютбелки.Снялизверькипушистыесерыешубки.Рыжимисталиунихспинки,пышныехвосты.Всюдолгуюзи

мубелкижиливлесу.
Ответраистужипряталисьвтѐпломгнезде.Онирадысветлойвесне.

Тексты без заглавных букв и точек
Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.
зима в лесу
повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости это птицы с красной шапочкой, снегири они летят к красной рябине и клюют плоды у белочки запасы еды в своѐм дупле спит медведь в берлоге в новой шубке заяц новый красивый наряд у лисицы-плутовки в своей норке ёж накрылся листьями зарылись в мох лягушки только голодный и злой волк бродит на лесной опушке




Тексты без границ словНайди слова в предложении, раздели их. Запиши верноБелки.Душистойсмолойпахнетбор.Устаройсосныпрыгаютбелки.Снялизверькипушистыесерыешубки.Рыжимисталиунихспинки,пышныехвосты.Всюдолгуюзи мубелкижиливлесу.  Ответраистужипряталисьвтѐпломгнезде.Онирадысветлойвесне. Тексты без заглавных

Слайд 27Практическая работа
1

Практическая работа1

Слайд 31Знаменитости- дисграфики-дислексики

Знаменитости- дисграфики-дислексики

Слайд 32Дислексия (болезнь гениев)

частичное специфическое нарушение процесса

чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Частый спутник дисграфии.
Дислексия  (болезнь гениев)    частичное специфическое нарушение процесса  чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших

Слайд 33Причины возникновения дислексии
В числе социальных факторов

дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой возникновения дислексии у детей является несформированность устной речи.
Причины возникновения дислексии     В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого

Слайд 34Виды ошибок
побуквенное чтение
искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках, добавлениях,

перестановках звуков и слогов
нарушение понимания прочитанного
аграмматизмы при чтении
замены и смешения букв при чтении
Виды ошибокпобуквенное чтениеискажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках, добавлениях, перестановках звуков и слоговнарушение понимания прочитанногоаграмматизмы

Слайд 35 Тест на определение

возможных нарушений у дошкольника или младшего школьника - Ребенок научился говорить поздно, медленно пополняет словарный запас или долго не может вспомнить название какого-либо предмета. - Иногда возникает путаница в порядке расположения букв в слове или целых слогов, это сильнее выражено при пересказе сказок или мультфильмов и меньше в повседневном разговоре. - Проблемы с запоминанием геометрических фигур, ребенок путает названия или затрудняется нарисовать нужную фигуру. - Медленное освоение навыков мелкой моторики (завязывание шнурков, застегивание пуговиц), нарушение координации движений. - Часто такие дети путают правую и левую сторону. - Элементарные навыки письма или рисования даются малышу очень тяжело. Ребенку неудобно держать ручку или карандаш, он старается избегать рисования, не может копировать простые символы (палочки, кружочки) или воспроизводит их с ошибками (путает плюс и минус).
Тест на определение возможных нарушений

Слайд 36Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные

функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи.
Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую

Слайд 37 Полезно при коррекции дислекии разгадывать ребусы, кроссворды, загадки. Эти упражнения помогают

развивать образность мышления, обогащают словарный запас, формируют ассоциативные связи в головном мозге. Упражнение «лодочка-замочек». Этот прием эффективен, если ребенок не складывает буквы в слоги. Сочетание согласный и гласный звук обозначается лодочкой и произносится плавно (ма-ши-на), а сочетание двух согласных – замочком (страх, мышка) и произносится отрывисто. Игра «Вторая половинка». Ребенок должен угадать окончание слова, увидев его первую половину, например мороже(ное), чело(век), теле(фон). Пропущенные буквы. Например, при написании слова «чемодан» пропускают 2 или 3 буквы, ребенок должен узнать слово и произнести его. Например, к_рус_ль.

Коррекция дислексии

Полезно при коррекции дислекии разгадывать ребусы, кроссворды, загадки. Эти упражнения помогают развивать образность

Слайд 38 Наш мозг состоит

из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции. А правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.  Левополушарных людей в природе большинство. Правое же полушарие практически бездействует. А то, что не используется, со временем деградирует. У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария, как воображение, практически не используется — взрослые разучились мечтать и фантазировать. 
Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых

Слайд 39Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные

двигательные упражнения.


В ходе систематических занятий по  кинезиологическим  программам у ребенка исчезают явления  дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшаются память, концентрация внимания, пространственные представления. Все упражнения  нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и  сложность.

Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Слайд 40
Тест на определение наличия

межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислекии и дисграфии Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов)
в произвольном порядке. Ребенок должен показать большим пальцем другой руки, к какой фаланге какого пальца было прикосновение. Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии.
Тест на определение наличия     межполушарного

Слайд 41Что включают в себя комплексы упражнений?

Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Что включают в себя  комплексы упражнений?        Растяжки, дыхательные упражнения,

Слайд 42
1. «Колечко». Поочередно как

можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими вместе. 2. «Змейка». Скрестите руки, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
3. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».


1. «Колечко». Поочередно как можно быстрее перебирайте пальцы рук,

Слайд 43 Основным требованием к квалификационному использованию

специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения после этого обучить каждого ребенка. Комплексы кинезиологических упражнений можно проводить среди занятия, но необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерваться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, комплекс рекомендуется проводить перед началом работы.
Основным требованием к квалификационному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение

Слайд 44 В 1987 году был проведен эксперимент:

учащиеся школы ежедневно выполняли упражнения по 10-15 минут. В итоге успеваемость за год повысилась на 50%, а также повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании.
В 1987 году был проведен эксперимент: учащиеся школы ежедневно выполняли упражнения по

Слайд 45 СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть