Слайд 1
Виды и признаки дисграфии. Пути её корекции на уроках русского языка
Выполнила: Галсанова Б.А.
учитель начальных классов
МБОУ «КСОШ№2»
Слайд 2Процесс письма
Речезрительный
анализатор
Двигательный
анализатор
Речедвигательный
анализатор
Речеслуховой
анализатор
помогает осуществлять проговаривание
помогает произвести отбор нужного звука
участвует в
подборе нужных букв
помогает осуществлять движения мелких мышц кисти
согласованная работа различных анализаторов
Слайд 3Дисграфия
- частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках.
Слайд 4Дисграфические ошибки:
Стойкие
Сохраняются в течение многих месяцев
Повторяются
Обусловлены несформированностью
высших психических процессов
Слайд 5ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИСГРАФИИ
Недостаток развития всех категорий устной речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие,
лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
Недостаточное развитие или повреждение мозга ребёнка во время беременности, при рождении и в период после рождения, а также истощение нервной системы. К таким патологиям можно отнести: травмы при родах, асфиксию, менингит, энцефалит, инфекционные и соматические заболевания.
Социально-психологические причины. Например, если ребёнок растёт в семье, где разговаривают на нескольких языках, в случае дефицита разговорного общения, если речи малыша не уделяется должного внимания со стороны взрослых, преждевременная подготовка ребёнка к обучению в тот период, когда он к этому не готов.
Предрасположенность или задержка в психическом развитии.
Во взрослом возрасте дисграфия может возникнуть вследствие травм головы или органических поражений.
Слайд 6КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИИ.
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия
Обусловлена нарушениями звукопроизношения. Ребенок пишет с внутренним проговариванием, т. е. у него нет опоры на правильную артикуляцию. Это происходит в том случае, когда косноязычие в устной речи не изжито на момент обучения письму. На письме это выражается в заменах и пропусках букв, соответствующих дефекту устной речи.
Слайд 71. Артикуляторно-акустическая дисграфия
Пример:
До тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение,
заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
Слайд 82.Акустическая дисграфия
Эта форма дисграфии проявляется
в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Списывает учащийся без ошибок!
На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие:
звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),
свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.)
ё путают с ю, о с у
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.
Слайд 9 2.Акустическая дисграфия
Пример:
Слайд 103. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Пропускает буквы
и слоги (моко – вместо молоко)
Меняет местами буквы и (или) слоги (турба вместо труба)
Не пишет окончания (целы_ вместо целый)
Пишет лишние буквы в слове (местровые вместо метровые)
Повторяет буквы и (или) слоги (зарарастёт)
Смешивает слоги из разных слов (сидит нади ване)
Слитное написание предлогов (настуле)
Раздельное написание приставок (на шла).
Дисграфия на почве нарушения
языкового анализа и синтеза
Пример:
Слайд 124.Аграмматическая дисграфия
Как правило, выявляется
после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также когда ребенок обучается на неродном языке.
Слайд 135. Оптическая дисграфия
В
основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
Слайд 14Чаще дисграфия бывает смешанной, когда в письменных работах ребенка встречаются разые
виды дисграфических ошибок.
Слайд 15Профилактика и коррекция дисграфии
Слайд 16Ребусы
«Делу время, потехе – час».
Слайд 19«Спрятанные слова»
Какие слова здесь спрятались? Запиши их в клетках. Придумай предложения
с каждым из слов.
«Найди все слова в цепочке»
«Составь слова»
к, о, с (сок) е, р, о, м (море)
у, д, б (дуб) ш, а, к, а (каша)
м, р, и (мир) а, к, у, р (рука)
т, о, р (рот) б, о, н, е (небо)
ы, с, р (сыр) а, с, о, к (коса)
д, м, ы (дым) д, а, в, о (вода)
Слайд 20Положи круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в
нижнем левом углу квадрат и т. д.
«Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу)
Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).
Ориентировка на листе
Слайд 21Корректурная правка
Взять книгу, которую ребенок до
этого никогда не читал. Текст должен быть напечатан средним шрифтом. Дать задание подчеркнуть в тексте какую-нибудь одну букву, например, «А» или «О». Начинать нужно с одной буквы. Упражнение должно выполняться не более пяти минут ежедневно. Через пять дней можно перейти к усложнению задания. Например, ребёнок должен одну букву «А» подчёркивать, а следующую зачёркивать или обводить. Затем нужно предложить ему отмечать парные буквы, которые имеют некоторое сходство (г/д, у/ю, д/б, п/т, п/р, м/л).
Слайд 22Пишем вслух
Чрезвычайно важный и ничем не
заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
В данном случае слабые доли — это звуки, которым при устной речи не уделяется внимания, например, мы произносим «лошка» («ложка») или «на стале стаяла чашка с малаком» (на столе стояла чашка с молоком). Именно эти «ошибки» ребёнок должен подчеркнуть. Также очень важно дописывать и чётко проговаривать окончания всех слов.
Слайд 23Лабиринты
Это игровое упражнение способствует развитию крупной
моторики, т. е. движений рук и предплечья, а также внимания. Ребёнок должен проводить непрерывную линию, при этом важно, чтобы он менял положение руки, а не поворачивал лист бумаги, на котором изображён рисунок.
«Пропущенные буквы»
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах.
Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:
Слайд 25Морской бой
Прочитай шифр и напиши слова.
А1Г3 –
Г2А4Д3 –
Д1Б2 – Б3Д2 –
Г4Д4 - Б4А2 –
А1Г3 – фартук Г2А4Д3 – ракушка
Д1Б2 – сундук Б3Д2 – утюг
Г4Д4 - обруч Б4А2 – свитер
Слайд 26Тексты без границ слов
Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно
Белки.
Душистойсмолойпахнетбор.Устаройсосныпрыгаютбелки.Снялизверькипушистыесерыешубки.Рыжимисталиунихспинки,пышныехвосты.Всюдолгуюзи
мубелкижиливлесу.
Ответраистужипряталисьвтѐпломгнезде.Онирадысветлойвесне.
Тексты без заглавных букв и точек
Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.
зима в лесу
повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости это птицы с красной шапочкой, снегири они летят к красной рябине и клюют плоды у белочки запасы еды в своѐм дупле спит медведь в берлоге в новой шубке заяц новый красивый наряд у лисицы-плутовки в своей норке ёж накрылся листьями зарылись в мох лягушки только голодный и злой волк бродит на лесной опушке
Слайд 31Знаменитости-
дисграфики-дислексики
Слайд 32Дислексия
(болезнь гениев)
частичное специфическое нарушение процесса
чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Частый спутник дисграфии.
Слайд 33Причины возникновения дислексии
В числе социальных факторов
дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой возникновения дислексии у детей является несформированность устной речи.
Слайд 34Виды ошибок
побуквенное чтение
искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках, добавлениях,
перестановках звуков и слогов
нарушение понимания прочитанного
аграмматизмы при чтении
замены и смешения букв при чтении
Слайд 35 Тест на определение
возможных нарушений
у дошкольника или младшего школьника
- Ребенок научился говорить поздно, медленно пополняет словарный запас или долго не может вспомнить название какого-либо предмета.
- Иногда возникает путаница в порядке расположения букв в слове или целых слогов, это сильнее выражено при пересказе сказок или мультфильмов и меньше в повседневном разговоре.
- Проблемы с запоминанием геометрических фигур, ребенок путает названия или затрудняется нарисовать нужную фигуру.
- Медленное освоение навыков мелкой моторики (завязывание шнурков, застегивание пуговиц), нарушение координации движений.
- Часто такие дети путают правую и левую сторону.
- Элементарные навыки письма или рисования даются малышу очень тяжело. Ребенку неудобно держать ручку или карандаш, он старается избегать рисования, не может копировать простые символы (палочки, кружочки) или воспроизводит их с ошибками (путает плюс и минус).
Слайд 36Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные
функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи.
Слайд 37
Полезно при коррекции дислекии разгадывать ребусы, кроссворды, загадки. Эти упражнения помогают
развивать образность мышления, обогащают словарный запас, формируют ассоциативные связи в головном мозге.
Упражнение «лодочка-замочек». Этот прием эффективен, если ребенок не складывает буквы в слоги. Сочетание согласный и гласный звук обозначается лодочкой и произносится плавно (ма-ши-на), а сочетание двух согласных – замочком (страх, мышка) и произносится отрывисто.
Игра «Вторая половинка». Ребенок должен угадать окончание слова, увидев его первую половину, например мороже(ное), чело(век), теле(фон).
Пропущенные буквы. Например, при написании слова «чемодан» пропускают 2 или 3 буквы, ребенок должен узнать слово и произнести его. Например, к_рус_ль.
Коррекция дислексии
Слайд 38 Наш мозг состоит
из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою работу. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции. А правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.
Левополушарных людей в природе большинство. Правое же полушарие практически бездействует. А то, что не используется, со временем деградирует. У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария, как воображение, практически не используется — взрослые разучились мечтать и фантазировать.
Слайд 39Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные
двигательные упражнения.
В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшаются память, концентрация внимания, пространственные представления. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.
Слайд 40
Тест на определение наличия
межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислекии и дисграфии
Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов)
в произвольном порядке.
Ребенок должен показать большим пальцем другой руки, к какой фаланге какого пальца было прикосновение.
Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии.
Слайд 41Что включают в себя
комплексы упражнений?
Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Слайд 42
1. «Колечко». Поочередно как
можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими вместе.
2. «Змейка». Скрестите руки, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
3. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Слайд 43 Основным требованием к квалификационному использованию
специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов.
Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения после этого обучить каждого ребенка.
Комплексы кинезиологических упражнений можно проводить среди занятия, но необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерваться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно.
В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, комплекс рекомендуется проводить перед началом работы.
Слайд 44 В 1987 году был проведен эксперимент:
учащиеся школы ежедневно выполняли упражнения по 10-15 минут. В итоге успеваемость за год повысилась на 50%, а также повысилась способность учащихся
концентрироваться на выполняемом задании.